Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»?

24 ноября 2020

Новой выставке Эрмитажа — посвящается

Помните фарфоровых белых медведей на серванте в гостиной? А веселый чайный сервиз с розовыми лепестками и простенький, но емкий рыжий кофейник? Значительная часть фарфора — не того, который держали взаперти за стеклом, как немецкий сервиз «Мадонна», а которым пользовались, — родом из «оттепели» либо сделана в схожей стилистике.

В этом сезоне в рамках цикла «Поднесение к Рождеству» с 25 декабря Эрмитаж покажет советский фарфор, традиционная выставка в этот раз посвящена периоду «оттепели». Организаторы говорят о любопытном стыке требований времени (упор на удобство и функциональность) и творческих горизонтов. «Оттепельный» фарфор конвертировал модерн, авангард, народное искусство в приметные, эстетически свежие вещи, которые на удивление легко приживаются в быту.

01_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Сервиз «Тростники», авторы — Владимир Семенов, Лидия Лебединская, ЛФЗ, 1960 год.
Государственный Эрмитаж

В «оттепельном» фарфоре как будто расцвело все, что недолюбило, не прожило русское и советское искусство в первой половине XX столетия. Переработанные формы отсылали к модерну, были эргономичны, сюжетные росписи напоминали об авангарде, но звучали не так резко; легитимизировались пятна и плоскости простых цветов, не отягощенные лепным декором и требованиями «большого стиля». В росписях появились неочевидные природные мотивы, например тростник и кувшинки, — все это похоже на воспоминание о модерне и моде на японское искусство конца XIX — начала XX века, но советские вещи самодостаточны, хороши и без осознания этих параллелей.

Так появился декоративный минимализм, и ведущую роль в формировании этого стиля сыграли мастера Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова (ныне Императорский фарфоровый завод). На предприятии работали Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Лариса Григорьева, Виктор Жбанов, Нина Павлова, Ефим Гендельман и другие мастера, благодаря которым фарфор ЛФЗ получал высокие награды, например, на Всемирных выставках в Брюсселе в 1958 году и в Монреале в 1967-м, на международных выставках керамики.

02_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Сухарница из сервиза «Жемчужина», авторы — Серафима Яковлева, Нина Славина, ЛФЗ, 1964 год.
Государственный Эрмитаж

Прелесть «оттепельного» минимализма легко считывается в предметах сервиза «Жемчужина». С одной стороны, они сдержанно-обтекаемые по форме, эргономичные. Роспись почти монохромная — это градация от черного к белому с серебрением. С другой — абстрактный мотив задает динамику, почти магнетической интонации авторы добиваются минимальными средствами. Интересно и проследить сочетание формы с геометрией росписи. Например, вещи из сервиза «Контраст» по колориту и характеру росписи наследуют авангард, но яркость и геометричность вписаны в округлые формы. Это тонкий эстетический баланс, который так важен в декоративно-прикладном искусстве.

03_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Чашка с блюдцем из сервиза «Контраст», авторы — Нина Павлова, Владимир Семенов, ЛФЗ, 1959 год.
Государственный Эрмитаж

Фарфор времен «оттепели»: коротко о главном

Итак, давайте попробуем разобраться, почему советский фарфор времен «оттепели» заслуживает особого внимания (кроме ностальгических мотивов, которые никто не отменял) и отдельного похода в Эрмитаж. Что в нем такого? Чем он концептуально отличается от того, что делали ранее?

Во-первых, стилистически наш фарфор испытывал значительное влияние ведущих европейских мануфактур. Например, когда во второй половине XIX века случился взлет Копенгагенской королевской мануфактуры, у нас (как, впрочем, много где) стали делать вещи «в датском стиле». Императорский фарфоровый завод и поныне выпускает объемные вазы простых форм и декоративные тарелки с нежно-прохладными природными мотивами росписей.

Во-вторых, функция фарфора ранее зачастую была репрезентативная или декоративная: много было сервизов по случаю воинских побед, подарочных, приуроченных к историческим событиям. Затем случился уникальный советский агитационный фарфор с экспрессивной революционной эстетикой — но у него не было задачи радовать глаз на советской кухне. Наконец, в период «оттепели», на волне подвижек в обществе (того же массового получения отдельных квартир в «хрущевках») появился запрос на домашний фарфор, который был бы уместен в реалиях советских квартир. Не ради стояния за стеклом в шкафу и демонстрации благосостояния, агитации или чего-то еще, а для человека, если хотите — для «ячейки общества». Фарфор времен «оттепели» — вещь абсолютно народная.

04_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Ваза «Серебристая», автор – Владимир Семенов, ЛФЗ, 1963 год.
Государственный Эрмитаж

В сочетании этих факторов — мощного бэкграунда ЛФЗ, талантливых мастеров, возможностей и спроса времени – и сложился обаятельный декоративный минимализм. Сегодня этот фарфор можно найти всюду: в тех же маленьких кухнях «хрущевок» и более просторных — совсем новых, на блошиных рынках, у антикваров и на «Авито», в кадрах фильмов и сериалов, на семейных фотографиях и в наших детских воспоминаниях. Рыжий кофейник, чайная чашка с небрежной, как будто треплемой ветром веткой рябины, пузатый чайник в бойких золотых лепестках. По сравнению со старым фарфором, отягощенным сложным декором и неочевидными функциями, вещи «оттепели» смотрятся легко и вдохновенно. Минимализм не эгоцентричен — художники ценили и сам материал. Настолько, что был даже чисто белый фарфор без росписи. На выставке обязательно обратите внимание на вазу «Серебристая» — она напоминает японскую керамику именно отношением к материалу, ваза сделана из бисквита — неглазурованного фарфора, с едва заметным вензелем глазури. Работа с материалом хорошо заметна на примере сервиза «Декоративный». Белизна фарфора здесь не «пустота», не пространство, которое нужно занять росписью, а формообразующий элемент. Широкие части предметов не расписаны, на узких — черно-белый геометрический орнамент, внутренние поверхности — ярко-оранжевые. Есть отголоски стилей начала XX века, но это не калька, а именно удачная переработка художественных опытов для новых целей.

05_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Чайник с крышкой из сервиза «Декоративный», авторы — Владимир Семенов, Лидия Лебединская, ЛФЗ, 1963 год.
Государственный Эрмитаж

Когда несколько лет назад все смотрели «Оттепель» Валерия Тодоровского, отношение к формату сериала было еще настороженным, но отзывы говорили об одном: зрители отдохнули душой. Режиссер подчеркивал, что хотел передать скорее впечатление, показать «оттепель» через призму своего восприятия, но именно этот условный реализм и зацепил многих. Его природа такая же, как у фарфора на грядущей выставке. «Оттепель» — это не только ностальгический флер, но и отношение к человеку, которое считывается и в фарфоре, — как мы уже заметили, он эргономичен и приятен в быту.

Стоит отдельно отметить, что упоминание новых форм в случае с фарфоровым заводом — не формальное уточнение. Темы и стиль росписей могут меняться чаще, разработать и запустить в производство форму сложнее и дольше. Тот же агитационный фарфор появился, когда на складах нашли еще нерасписанные изделия — то есть эти формы изначально не предполагалось отдавать под революционные росписи. В «оттепель» переработали не только декор, но и характер предметов. Кроме сервизов многие вспомнят малую пластику: фигурки «героев нашего времени», персонажей, казалось бы, повседневности. Животных, птиц — у многих дома были белые медведи ЛФЗ или штофы в виде петушков. Для пластики, как и для вновь разработанных форм, характерны лаконичность, отсутствие мелкой детализации, отчего вещи кажутся обтекаемыми, приятными глазу. К тому же их удобно мыть!

06_Почему актуальна эстетика советского фарфора периода «оттепели»
Сервиз «Праздничный», Эдуард Криммер, ЛФЗ, 1963 год.
Государственный Эрмитаж

Все перечисленное — ориентация на человека, лаконичность, ясность формы — однозначно актуально сегодня. Сейчас популярен скандинавский минимализм, особый (опять же североевропейский) тип уюта — хюгге. Даже в России, где еще недавно свое довольство было принято показывать огромностью домов, парадным хрусталем и лепниной, поутихла гигантомания. Теперь это выглядит скорее неловкой карикатурой, а визуальная эстетика кино, фотографии и даже ювелирного дела строится на крупных плоскостях цвета и лаконичных, обтекаемых объектах. Так что речь не только о том, чтобы «греть душу» и ностальгировать, но и просто о моде и ее формах. «Оттепельному» фарфору больше полвека, и он по-прежнему звучит ноткой хорошего вкуса — в отличие от очень многого, что ранее было в моде.

Для справки

Сотрудничество банка ВТБ и Государственного Эрмитажа началось в сентябре 2013 года. Банк содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов Эрмитажа. В 2017 году при поддержке банка ВТБ в музее прошла выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». В 2019 году банк выступил генеральным спонсором выставки «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова». В 2020 году при поддержке банка ВТБ открывается выставка «Декоративный минимализм. "Оттепель" в советском фарфоре».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

20 ноября 2020

<p>11 сочинений Леонида Десятникова </p>
Композитор среди нас

11 сочинений Леонида Десятникова 

15 апреля 2020

<p>Юбилей композитора как повод вспомнить, что он сочинял </p>
Чайковский-Чайковский

Юбилей композитора как повод вспомнить, что он сочинял 

25 марта 2020

<p>
	 Подборка онлайн-выставок, балетов и театральных показов, на которые раньше не хватало времени
</p>
 Культурный карантин: Россия

Подборка онлайн-выставок, балетов и театральных показов, на которые раньше не хватало времени

Все новости