Имперский дресс-код
22 мая 2014
История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже

Реставраторы Государственного Эрмитажа нередко собирают платье в буквальном смысле по лоскуткам и нитям. На восстановление одного наряда может уйти несколько лет. © Александр Петросян
Российский императорский двор до 1917 года имел славу самого блестящего европейского двора. Пример тому – открывшаяся в Эрмитаже выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XIX века».
Правда, модниками россияне стали не так давно, лишь с начала XVIII века. Но со свойственной нам широтой и размахом быстро переняли все лучшее, что было в Европе. Причиной тому – строгий контроль и серьезная ответственность за свой внешний вид. Ведь то, как должно выглядеть окружение императора, в России определял сам император.
То, что сегодня мы называем дресс-кодом, в России было введено в 1834 году императором Николаем I, когда он подписал указ о регламентации одежды, в том числе придворной, и стал официальным трендсеттером. Он сам решал, что будут носить кавалеры двора и придворные дамы. Как будут выглядеть все мужские ведомственные костюмы, военные и гражданские. Все знали, в какой день нужно надеть тот или иной костюм, какое шитье должно на нем быть, какой цвет обшлагов, воротника. Даже количество пуговиц на мундире было оговорено, так что ошибиться с выбором одежды было невозможно. Цвета, фасоны, фактуры дамского платья – все было строго регламентировано и ранжировано. Так, монополию на красный бархат удерживали члены императорской фамилии, а в гардеробе безутешной вдовы, с ног до головы наряженной в черный креп, имелось и белое траурное платье – на случай выхода на свадьбу или крестины.
Безупречный look стоил баснословных денег. Например, одно лишь золотое шитье на мундире камергера обходилось не меньше чем в 1000 рублей. В то время как в начале XX века в Петербурге добротный костюм-двойку можно было купить за 6 рублей. Были случаи, когда новоиспеченные камергеры, не имея возможности оплатить новый костюм, покупали шитье, споротое со старого мундира, чтобы нашить на свой.
На выставке в главном музее страны зрительскому вниманию представлена небольшая часть колоссального эрмитажного собрания. Но и по демонстрируемым туалетам можно понять, каким вкусом обладали правители прошлого – Петр I, Мария Федоровна (супруга Александра III), Екатерина II... Насколько требовательны к себе и другим они были. Костюмы для церемоний, повседневная одежда, военная, бальная, утренняя, маскарадная... Одежда навсегда останется своеобразным кодом, по которому люди смогут прочитать друг о друге больше, чем скажут слова.
Медиагалерея (14 фото)
30 апреля 2014

Выставка Рериха глазами Екатерины Кондауровой и Ислома Баймурадова
13 марта 2014

Во что оденется «Дама с камелиями»? Фоторепортаж из мастерских Большого театра
18 апреля 2014

15 кадров из жизни артистов Большого балета Анны Тихомировой и Артема Овчаренко
-
26 февраля 2021 года
«Сегодня все немного безумно относятся ко времени, никто ничего не успевает» ВыставкиВ России впервые открывается большая персональная выставка классика видеоарта Билла Виолы
-
20 февраля 2021 года
10 великих открытий Сергея Дягилева Фестиваль Балет Выставки Живопись ОпераПикассо, «Радуга», Коко Шанель и все-все-все
-
9 февраля 2021 года
Фарфор имени Ленина ВыставкиИстория вопроса
-
14 января 2021 года
«Самозванец, прокаженный, бандит» Балет Выставки Живопись СпектакльКем был Сергей Дягилев? Рассказ VTBRussia о человеке, который открыл Европе русское искусство