«Апокалипсис» гения на стыке веков

5 октября 2021

В преддверии выставки «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»

2021 год можно назвать годом Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России. Сначала его привезли в Москву, где в Государственном историческом музее (ГИМ) прошла выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии». 

01_«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом», Альбрехт Дюрер, 1500 год, Старая пинакотека, Мюнхен

Экспозиция  радовала дизайном с зашифрованными метафорами. Теперь предстоит выставка, приуроченная к 550-летию мастера, которая откроется 8 декабря в Эрмитаже. Там представят вещи из запасников Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина.

02_«Апокалипсис» гения на стыке веков
На выставке графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Государственном историческом музее в Москве © РИА Новости

Дюрер к своему труду относился очень любовно. Сын ювелира, он несколько лет учился мастерству у отца — отсюда, вероятно, его умение тщательно прорабатывать детали. Но в итоге он уговорил старших отдать его в ученики к живописцу Михаэлю Вольгемуту — Альбрехту было тогда пятнадцать лет. 

03_01-02-«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Портрет Барбары Дюрер» из диптиха «Портреты родителей Дюрера», Альбрехт Дюрер, около 1490 года,  Германский национальный музей, Нюрнберг

«Альбрехт Дюрер старший с четками» из диптиха «Портреты родителей Дюрера», Альбрехт Дюрер, около 1490 года, галерея Уффици, Флоренция

Был у Дюрера и, как сказали бы сейчас, талант маркетолога: знаменитая серия «Апокалипсис» (1496–1498) недаром вышла в канун нового столетия, когда современники художника действительно ждали, что в 1500 году случится конец света — и это подогрело их интерес к графическим листам. Пятнадцать иллюстраций «Откровения Иоанна Богослова» стали первой крупной работой молодого Дюрера, по ним его узнают и сегодня, а композиция «Четыре всадника Апокалипсиса» стала нарицательной. «Апокалипсис» выставляли на московской выставке в ГИМ, увидеть серию можно будет и в Петербурге. 

03_01-04-«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Апокалипсис», Альбрехт Дюрер, 1511 год, фронтиспис второго издания (слева)

«Мученичество Иоанна Богослова» из серии картин «Апокалипсис», Альбрехт Дюрер, 1496–1497 годы (справа)

03_03-04-«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Четыре всадника Апокалипсиса» из серии картин «Апокалипсис», Альбрехт Дюрер, 1497–1498 годы (слева)

«Низвержение Сатаны в бездну и Новый Иерусалим» из серии картин «Апокалипсис», Альбрехт Дюрер, 1497–1498 годы (справа)

Специалисты отмечают, что Дюрер стал первым из великих мастеров, для которого графика оказалась важнее, чем живопись. И в целом он был разносторонним человеком. Живя в Нюрнберге в насыщенную эпоху Возрождения, когда там кипела интеллектуальная жизнь, он сочувствовал Реформации, дружил с гуманистом Виллибальдом Пиркгеймером (1470–1530) и людьми из его круга общения, писал труды по фортификации и семейную хронику — одну из первых художнических автобиографий. 

Обозначение своей самодостаточности и ценности труда — важная тема для Дюрера. В отличие от итальянских городов-государств, в тогдашней Германии художников все еще держали за ремесленников, что задевало Альбрехта. Например, известно письмо художника к франкфуртскому купцу Якобу Геллеру, который заказал ему алтарь. В тексте Дюрер пытается доказать, что стоимость работы зависит не только от размера алтаря и количества потраченной краски, но и от качества работы мастера — и что по-настоящему хорошая работа требует много времени и сил. Но заказчик, очевидно, доводам не внял. 

05_«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Алтарь Геллера (Алтарь Вознесения Марии)», Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Иобст Харрих, 1507–1511 годы, Исторический музей, Франкфурт-на-Майне

Гравюра как средство заработка и самовыражения сулила гораздо больше, чем такой труд, — неудивительно, что художник все больше времени уделял ей. В графических работах заметно неординарное мышление художника, графика Дюрера — причудливый мир с выпуклыми персонажами и «пасхалками» в виде автопортретов. Дюрер придумал и свой авторский знак — знаменитое AD, на гравюрах его видно. 

Благодаря таланту, уму и труду Дюрер стал уважаемым художником, владел своей мастерской и вел долгосрочные проекты. Он работал на императора Максимилиана I, но даже такой статус не гарантировал стабильности в доходах. Например, Дюрер с помощниками три года делал для Максимилиана гравюру с изображением триумфальной арки размером три на три с половиной метра, но плату за работу постоянно задерживали, потому что в казне было пусто. В 1512 году Максимилиан I предложил в качестве гонорара освободить художника от налогов, но городской совет Нюрнберга был против этой идеи. 

06_«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Портрет Максимилиана I», Альбрехт Дюрер, 1519 год, Музей истории искусств, Вена

Когда Дюрер в очередной раз напомнил императору, что его работу неплохо бы оплатить, тот назначил ему пожизненную пенсию — сто гульденов в год. Это было в 1515 году, но уже в 1519-м император умер и пансион Дюреру выплачивать перестали. Чтобы подтвердить свое право на выплаты, художнику пришлось ехать в Нидерланды на коронацию Карла V с просьбой к новому императору оставить в силе его право на сто гульденов. Это, к слову, немало: дом Дюрера в Нюрнберге стоил 275 гульденов. 

07_«Апокалипсис» гения на стыке веков
«Триумфальная арка императора Максимилиана I», Альбрехт Дюрер, 1510 год, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Между финансовыми перипетиями и теоретическими трудами художник создал прославившие его гравюры, которые в этом году и показывают в российских музеях.

Для справки

Сотрудничество банка ВТБ и Государственного Эрмитажа началось в сентябре 2013 года. Банк содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов Эрмитажа. В 2017 году при поддержке банка ВТБ в музее прошла выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». В 2019 году банк выступил генеральным спонсором выставки «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», в декабре 2020 года — выставки «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре», а в 2021 году при поддержке ВТБ в Эрмитаже будет организована выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

23 сентября 2020

<p>Интервью с куратором выставки «От Дюрера до Матисса» Виталием Мишиным</p>
«Рисунок содержит в себе не меньше эстетической информации, чем картина»

Интервью с куратором выставки «От Дюрера до Матисса» Виталием Мишиным

12 августа 2020

<p>Такого, возможно, больше никогда не будет</p>
4 причины бежать в Пушкинский на выставку «От Дюрера до Матисса»

Такого, возможно, больше никогда не будет

22 апреля 2020

<p>Видеоэкскурсия по выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина</p>
От Дюрера до Матисса

Видеоэкскурсия по выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Все новости