10 июн 2022

Гуляем по старой Москве

Как художники изображали знаковые московские места

Москва, как и все больше города, постоянно меняется. Но искусству подвластно остановить мгновение и сохранить в памяти старинные места и укромные уголки города. Вместе с художниками отправимся в путешествие по московским улицам, чтобы увидеть и знакомые места, и то, что теперь осталось лишь на картинах.


«Московский дворик» Поленова

01_Гуляем по старой Москве
Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

На своем знаменитом пейзаже Поленов изобразил вид из квартиры, которую он снял в Москве. В письме своему другу Павлу Чижову художник поделился новым адресом: «Мое новое жилище очень неподалеку от Вас, находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой <…> Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

Первый этюд, который написал Поленов в 1877-м году, был вертикальным. Но, работая над картиной, он изменил композицию на горизонтальную, что позволило внести в полотно еще одну церковь — Николы в Плотниках. Поленов чередует архитектуру церквей, домов и служебных построек — это задает ритм картины и показывает атмосферу тихих московских уголков конца 19-го века.

«Дурновский переулок» просуществовал до 1952 года — тогда к нему присоединили Собачью площадку и Собачий переулок, а все вместе стало Композиторской улицей. Сейчас на месте, которое запечатлел Поленов, находится двор дома № 17 по Композиторской улице.

02_Гуляем по старой Москве
Храм Спаса Преображения Господня на Песках © Мария Девахина, РИА Новости


«Вид на Московский Кремль. Весна» Саврасова

03_Гуляем по старой Москве
Алексей Саврасов. «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

В 1871–1875-х годах Саврасов большую часть времени проводил в Москве. Он много работал и искал новые принципы пейзажа. В этой картине он поймал момент совсем ранней весны, когда природа только-только просыпается и еще готовится к преображению. На переднем плане мы видим деревянную изгородь, деревце с проклевывающимися почками. На заднем плане раскинулся каменный мост, а за ним — постройки Кремля, которые составляют доминанту пейзажа.

04_Гуляем по старой Москве
Кремль с Патриаршего моста © E. O. / Фотобанк Лори


«На бульваре» Владимира Маковского

05_Гуляем по старой Москве
Владимир Маковский. «На бульваре», 1886–1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Владимир Маковский прославился как мастер небольших жанровых сцен, где он изображал жизнь крестьян и рабочего народа. На этой картине он застал семейную встречу: мастеровой с гармошкой, рядом с ним — уставшая женщина с грудным ребенком, вероятно, его жена, приехавшая из деревни навестить мужа.

Местом встречи стал Сретенский бульвар. Вдали, на заднем плане, можно разглядеть Сухаревскую башню, которая до наших дней не сохранилась, а также купол и колокольню церкви Николая Чудотворца в Дербеневском и библиотеку-читальню имени Тургенева, куда можно заглянуть и сейчас. Место — Сретенский бульвар — выбрано автором не случайно. Это самый короткий бульвар в Москве, а это может намекать на то, что и встреча героев будет совсем недолгой.

06_Гуляем по старой Москве
Сретенский бульвар осенью © Илюхина Наталья / Фотобанк Лори


«Башни. Новодевичий монастырь» Аполлинария Васнецова

07_Гуляем по старой Москве
Аполлинарий Васнецов. «Башни. Новодевичий монастырь», 1926 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

В последнее десятилетие своей жизни Васнецов много работал в двух московских монастырях — Новодевичьем и Симоновском. Серия пейзажей из этих мест — своеобразное прощание с городом, который любил художник и которому посвятил свое творчество.

Васнецов восхищался архитектурой старинных русских обителей. Но этот этюд примечателен не только белокаменными башнями монастыря, но и удивительным пейзажем вокруг — Москва-река, небольшие деревянные постройки, яркая зелень лугов и деревьев. Такой вид можно было наблюдать в Москве до 1960-х годов, а потом рядом построили спортивный комплекс «Лужники», а сейчас вдали можно увидеть небоскребы «Москвы-Сити».

08_Гуляем по старой Москве
Вид на Новодевичий пруд и «Москва-Сити» © Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори


«Тройка» Василия Перова

09_Гуляем по старой Москве
Василий Перов. «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», 1866 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Действие знаменитой картины Перова тоже разворачивается на улицах Москвы. Юные герои идут по склону Рождественского бульвара, вдоль стен Богородице-Рождественского женского монастыря. В левом верхнем углу картины можно увидеть икону с зажженной лампадой — так художник призывает к милосердию и справедливости.

Главных героев Перов писал с натуры, и для крайнего мальчика и девочки он быстро нашел подходящих натурщиков. А вот поиски центрального персонажа затягивались. Но однажды художник встретил на улице крестьянку с сыном, и мальчик оказался именно тем, кто был нужен Перову. Он уговорил крестьянку разрешить ее сыну позировать и закончил картину.

10_Гуляем по старой Москве
Богородице-Рождественский женский монастырь © Кирпинев Валерий / Фотобанк Лори



Для справки

Посмотреть, как изображали Москву художники, можно в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции в рамках общебанковской программы «Культурная страна».