«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»

12 ноября 2021

Интервью с куратором выставки Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее Ириной Шумановой

01_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»

3 ноября в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная Михаилу Врубелю. О современности Врубеля, необычных находках художника и сотрудничестве музеев мы поговорили с куратором выставки Ириной Шумановой.

— Как появилась идея выставки? Почему Врубеля важно показать сейчас, в 2021 году?

— В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Врубеля, полуюбилей. И нам показалось очень важным сделать выставку сейчас и представить новому поколению публики этого великого русского художника. Потому что поколение зрителей — важная категория.

Прошлую выставку мы делали в 1997 году — тогда и мы сами, и зрители были совсем другими. Была еще доцифровая эра. Книги про Врубеля были дефицитом, найти их было очень сложно. А рядовой зритель плохо представлял, как выглядят произведения, находящиеся в провинциальных музеях или даже в запасниках центральных музеев — Третьяковской галереи или Русского музея. Тогда это все было недоступно.

Сейчас же, в цифровую эпоху, все доступно за один клик. В сети есть литература о Врубеле, все его произведения выложены музеями в открытый доступ в Госкаталог. А судьбу Врубеля обсуждают в сети также упоительно, как биографии нынешних медиазвезд.

Проблема в том, что нынешнее поколение постепенно утрачивает эмоциональный и духовный контакт с самим произведением искусства, с материей живописи. Но именно этот контакт осуществить очень важно. Поэтому цель нынешней выставки — показать не столько биографию и земную жизнь художника, сколько метод его работы. Мы пытаемся говорить о том, как мыслил Врубель, какова его художественная система, о сути врубелевской живописи. И пытаемся помочь зрителю почувствовать это душой и сердцем — в этом необычность выставки и ее миссия в нынешнем мире.

02_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»
© Государственная Третьяковская галерея

— Чем эта выставка отличается от других?

— На выставке есть много необычных экспозиционных приемов, которые продиктованы особенностями врубелевского дара и его мышления. Во-первых, мы не разделяем графику, живопись, скульптуру, потому что Врубель был одинаково хорош во всех видах искусства, во всех техниках. Во-вторых, мы отказываемся от хронологии. Конечно, общая хронология соблюдена, но смысл сопоставления произведений не по горизонтали, а по длине, по времени.

Важная особенность системы Врубеля — это то, что никакой мотив не возникал у него из ниоткуда и не исчезал в никуда. Любому мотиву или теме обязательно находилось продолжение или сразу, или через несколько нет. Это то, что в музыке называют сквозными темами или лейтмотивами. И эти лейтмотивы мы пытаемся показать на выставке.

Тематические разделы разомкнуты, в стенах есть специальные проемы или порталы. Они позволяют вовлечь, например, в тему «Демонов» произведения, которые, казалось бы, напрямую с этой темой не связаны.

Так, именно в «Сирени» Врубель впервые находит гамму своих «Демонов» — лиловый сумрак ночи. И на выставке мы можем увидеть из зала «Демонов» эту «Сирень», которая венчается головой демона и является подготовкой фантастической фактуры и цвета «Демона поверженного». Таких порталов, позволяющих расширить содержание зала или раздела, на выставке очень много.

03_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»
Михаил Врубель. «Сирень», 1901 год, Государственная Третьяковская галерея

К особым приемам выставки мы можем отнести и способ экспонирования плафона «Цветы» из собрания Омского музея. Обычно на выставках мы видим это произведение висящим на стене. Это кажется довольно странным, ведь произведение было рассчитано на показ на потолке, и его композиция в вертикальном экспонировании не считывается.

Сейчас мы показываем этот плафон лежащим на специальном подиуме, так, чтобы можно было ощутить и почувствовать эту искусную живопись достаточно близко. Мы также сделали проекцию плафона на зеркальный потолок, в котором его видно в том положении, как задумал Врубель. Так, мы можем оценить мастерство Врубеля-перспективиста.

— На выставке представлено более 300 работ Врубеля из 17 музейных и частных собраний. Сложно ли было собрать все в одном месте?

— В наше время это правда тяжело, и главной удачей организации выставки было соединение с коллекцией Русского музея.

Наследие Врубеля разделено между тремя крупнейшими музеями — Третьяковской галереей, Русским музеем и Киевской картинной галереей. Киевских вещей на выставке не будет, но мы благодарны коллегам, что они позволили опубликовать их в каталоге, где будет более цельный образ выставки, почти идеальный.

А в реальности соединение коллекций Русского музея и Третьяковской галереи — это ключевой элемент успеха этой выставки, ее значимости. Мы можем собрать разделенные на два города циклы и серии, такие как «Бессонница» или «Раковины». Мы также можем собрать произведения, которые буквально были разрезаны художником, а сейчас находятся в разных музеях.

Это большая удача: в 1997 году нам не удалось сойтись с Русским музеем так, как сейчас. Сегодня мы договорились об обмене всего на все: Русский музей выдает практически все, что мы попросили, и симметричный ответ Третьяковской галереи будет для выставки в Русском музее.

— А были сложности с логистикой, с доставкой произведений?

— Конечно. К сожалению, нам не удалось привезти произведения из Владивостока: там прекрасный эскиз к картине «Тридцать три богатыря». Не удалось привезти работы, которые находятся в Казахстане, зато приехали работы из Армении.

Произведения Врубеля есть в Тбилиси, в Минске, в российских городах по одному–два произведения, и в нынешней непростой экономической и ковидной ситуации это было очень сложно сделать. Может быть, количественно состав музеев не такой большой, но концептуально это вещи, без которых Врубель невозможен. Мы очень тщательно отбирали вещи и из других музеев, и из своего. Мы показываем не всю нашу коллекцию, и отбор, особенно в графике, был жесткий.

— Каких сюрпризов стоит ожидать зрителям на выставке?

— Для меня как экспозиционера свершилась главная мечта — мы смогли собрать и показать все рисунки раковин Врубеля в одном месте. Его самая знаменитая серия этюдов — «Ракушки-пепельницы», которые подарил ему, по одной из версий, Волошин, по другой — его тесть, отец Надежды Ивановны. Серия находится в основном в Русском музее.

Врубель воспринимал раковину как некий венец творения природы, раковина — это природная метафора рождения жизни. Врубель, как бы похитив метод создания перламутровой раковины, делает свою знаменитую цветную «Жемчужину», выклеивая поверхность холста слоями разноцветных листов бумаги. Подобно тому, как из песчинки природной раковины рождается форма — блестящий перламутр, жемчужина, в этой работе у Врубеля есть маленькая прилипшая бронзовая мушка, которую он подкрасил бронзовой краской. Она как та песчинка, из которой рождается фантастическая врубелевская галактика, переливающаяся материя перламутра.

04_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»
Михаил Врубель. «Жемчужина», 1904 год, Государственная Третьяковская галерея © Public Domain

В остальных этюдах с раковинами Врубель не пользовался цветом. Он говорил, что может передать разноцветный блеск перламутровой раковины только черным и белым тоном: углем и карандашом. И когда-нибудь зритель научится видеть в черном и белом цвете то, что мог видеть сам Врубель.

Мы собрали все эти рисунки — их около 30, многие этюды двусторонние — и показали их как серию. Архитекторы придумали, как показать эти рисунки с двух сторон.

В центре графического зала находится скрытое пространство, в котором зритель увидит как саму раковину, которая сохранилась и находится в отделе рукописей Русского музея, так и многочисленные ее рисунки. Это совершенно космическое впечатление. Его раковины похожи на галактики, в которых зарождается жизнь.

— А расскажите про «Демонов», они же тоже из разных музеев...

— Центральное пространство выставки — это встреча трех «Демонов»: двух из собрания Третьяковской галереи и третьего, буквально прилетевшего к нам из Русского музея — «Демона летящего».

05_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»
© Государственная Третьяковская галерея

Я думаю, что впервые создано пространство для того, чтобы они могли существовать в едином мире. Мы, конечно, воспринимаем их как некую трилогию, главную тему врубелевского творчества. Взаимодействие «Демонов» очень сложное: они и часть друг друга, часть единого огромного произведения длиною и ценою в жизнь, и в то же время каждый из них самостоятельный. Они спорят, противоречат друг другу. Возникает очень сложная, насыщенная атмосфера их взаимодействия. Это тоже чрезвычайно сильное впечатление.

— Когда зритель попадает на выставку, у него есть точка, откуда начать, определенный маршрут?

— Да, маршрут жесткий, и мы просим зрителя ему следовать. В условиях пандемии нет никакого хода назад, маршрут строго прописан.

Но, может быть, это требование нашей действительности и заставило нас так четко сопоставлять между собой произведения. Мы как бы движемся по крошечкам, как герои любимой Врубелем оперы «Гензель и Гретель», на которой он познакомился со своей женой. Так и Врубель оставил нам маршрут, движение по его миру, творчеству, и мы идем по этому маршруту как по следам.

При всей кажущейся авангардности архитектурного решения и необычности концепции здесь нет ничего надуманного, все извлечено из самого Врубеля. Просто он человек, чье мышление очень современно. Мы говорим о том, что Врубель предчувствовал 20 век. Но, может быть, он обращается не только к нам, но и к будущему.

— Как куратор, что вы считаете своей главной находкой на этой выставке?

— Главная находка — это команда, которая делала выставку. Все были влюблены во Врубеля, и эта выставка выстрадана и прочувствована всеми, от директора до повесщика.

Очень удачным мне кажется выбор архитекторов — Сергея Чобана и Александры Шейнер. Очень хороший выбор дизайнера каталога — Ирины Тархановой. Это все люди неравнодушные, понимающие и чувствующие Врубеля. То, что сложился коллектив единомышленников, которые помогли найти столь необычное, но необходимое для Врубеля решение — это главная находка.

И, конечно, сюрпризы, которые нас ждут: взаимодействие «Демона летящего» и «Демона поверженного», то, как собираются разрозненные между музеями картины, и множество других экспозиционных сюрпризов, которые я не буду раскрывать — их можно увидеть на выставке и в каталоге.

— Лично у вас есть любимое произведение Врубеля?

— Да, у меня есть несколько. Конечно, финальное произведение этой выставки, «Шестикрылый Серафим» — это феерическое зрелище, живопись которого переливается мириадами оттенков цвета. И то, как он представлен на этой выставке, производит сильное впечатление. Через длинную вереницу черно-белых рисунков позднего творчества Врубеля, через это ограничение, которое художник на себя накладывал, мы наконец приходим к этому сверкающему «Серафиму», и это очень эффектное зрелище, которое много дает для понимания Врубеля.

Наверное, это мое самое любимое произведение.

06_«Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим», 1904 год, Государственный Русский музей © Public Domain

— Перед какой картиной, кроме «Шестикрылого серафима», вы могли бы стоять и никуда не уходить?

— Зал «Демонов» ошеломляет. Мы много работаем с журналистами, и перед выставкой у нас было несколько каналов. И я за всю свою многолетнюю жизнь в музее впервые видела такие горящие глаза у журналистов и операторов, которые обычно довольно спокойно относятся к своим обязанностям. Но здесь все пришли в какой-то неописуемый восторг. У всех были улыбки на лицах. Это очень важно.

— Почему надо обязательно посетить эту выставку?

— Отвечу словами Блока. Он писал о Врубеле: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать». Вот такая выставка случается раз в столетие.

Для справки

Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, открылась 3 ноября 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь представлено более 300 произведений художника из 17 музейных и частных коллекций. Более 100 работ поступило в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

14 октября 2021

<p>Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке</p> «Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля

Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке

9 сентября 2021

<p>К 165-летию со дня рождения<p> Выставка Михаила Врубеля в Третьяковке

К 165-летию со дня рождения

31 августа 2021

<p>Прогулка по врубелевским местам столицы</p> «Принцесса Греза», особняки московской знати и доходные дома

Прогулка по врубелевским местам столицы

Все новости