Репин закончился в начале 1890-х годов

У деятелей искусства бывают «золотые» периоды творчества, когда они создают свои лучшие работы. Бывают более плодотворные периоды, а бывают периоды «застоя». Еще иногда говорят, что в какой-то момент художник «иссяк», «выдохся», «исчерпал» свой талант. Не так давно бытовало мнение, что именно это произошло с Репиным в 1890-х годах. Эта мысль в корне неверная. Репин прожил до 1930 года и все время до самой смерти продолжал рисовать. Просто обстоятельства так сложились, что его позднее творчество почти никому незнакомо, а если и знакомо, то не хватает информации, чтобы его понять.

В трактовке позднего Ильи Репина существуют два принципиально разных подхода. Один гласит: творчество художника с 1890-х годов такое, потому что у него развилось заболевание правой руки — и он больше не мог писать картины так, как раньше. Второй гласит: больше всего Репин ценил способность художника развиваться и идти в ногу со временем. Его поздние картины — это просто новый виток его творческого видения.

Больная рука

Со второй половины 1890-х годов у Репина началось заболевание кисти правой руки, которое впоследствии привело к частичной атрофии мышц. Сегодня поставить диагноз довольно сложно, да это и не столь важно. Важно то, что с возрастом Репину становилось все сложнее писать правой рукой, и он приспособился писать левой. В итоге он писал обеими, палитру для удобства пристегивал к поясу, а если чувствовал, что не справляется, звал других художников в помощники.

«Автопортрет за работой», 1915 год
«Автопортрет за работой», 1915 год

По воспоминаниям Корнея Чуковского, который гостил в усадьбе Репина «Пенаты», художник, будучи уже в преклонном возрасте, рисовал не переставая. Он даже не желал отвлекаться на обед, потому что для приема пищи приходилось отнимать время у живописи. Иногда он так уставал, что буквально терял сознание у мольберта. Со временем состояние здоровья Репина ухудшалось, и врачи наказали родственникам и друзьям прятать от него карандаши и краски, чтобы он хоть немного отдыхал. Чуковский вспоминает: «Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоской оглядывался, нет ли где карандаша или пера. И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать. Таких рисунков сохранилось у меня больше десятка».

Поздняя графика. «С.С. Боткин на заседании в Академии художеств», 1906 год
Поздняя графика. «С.С. Боткин на заседании в Академии художеств», 1906 год

Творческая эволюция

Вторая мысль — что после 1890-х годов Репин искал новые способы творческого выражения, — сегодня кажется более реалистичной. То были сложные времена — и не только для искусства. Все в России и мире менялось настолько стремительно, что разобраться, что происходит, было очень сложно. И Репину, который до самой смерти был открыт любым новым идеям и передовым взглядам, тоже требовалось лавировать в постоянном потоке меняющихся взглядов и течений, при этом сохраняя верность собственному стилю. Возможно, именно его внутренняя эволюция — причина, из-за которой его позднее творчество не похоже на раннее.

«Портрет Т.Л. Щепкиной-Куперник», 1914 год
«Портрет Т.Л. Щепкиной-Куперник», 1914 год

Репин всегда был поклонником правды жизни. И в портретах, и в жанровых работах он не пытался лукавить или смягчать углы, а в поздний период творчества его картины стали еще более насыщены правдивой телесностью, они стали более осязаемыми, сочными. Репин часто общался с представителями разных видов искусств, в том числе и разных художественных школ. Какие-то новые техники он позаимствовал у художников-декадентов, какие-то — у товарищей из академии. Он так же, как раньше, продолжал по многу раз переписывать свои картины, и процесс их создания таким образом становился их неотъемлемой частью. Сюжеты, позы и лица рождались прямо на холстах, без предварительных расстановок и подготовок. Художественный почерк автора действительно изменился, напитавшись новыми философскими и художественными идеями конца XIX — начала XX века.

Почему мы мало об этом знаем

Причина, по которой картины этого периода не так хорошо нам знакомы, — их отсутствие в монографии «Илья Репин» 1937 года авторства критика и искусствоведа Игоря Грабаря, единственном документе того времени по истории искусств. Вторая причина — отсутствие самого Ильи Репина в России. После революции территория, где находилась его усадьба «Пенаты», перешла к Финляндии, и художник оказался в вынужденной эмиграции. Сначала он не мог вернуться в новообразовавшуюся страну — слишком нестабильна была политическая обстановка, а позже не захотел. Поэтому почти все картины его позднего периода просто физически не находились на территории России (а тогда СССР). Именно это дало почву для идеи, что, возможно, их и вовсе не существовало. А то, что просачивалось через финскую границу и попадало на родину Репина, просто не могли верно интерпретировать.