Репин — прирожденный реалист, который умел работать только с натуры

Разносторонность Репина не ведала границ. Несмотря на то что сегодня его лучше всего знают как художника-реалиста, он смело работал с совершенно разными жанрами: историческими картинами, портретами, бытовыми сценами, исключительно редкими для второй половины XIX века натюрмортами и даже интерпретировал библейские сюжеты. Среди его графических работ не только портреты и натурные этюды, но еще эскизы и иллюстрации. Да, Репин действительно обожал писать с натуры и сам говорил: «Будучи реалистом по своей простой природе, я обожал натуру до рабства». Художник Иван Крамской называл его «язычником», «эллином» за восторженное наслаждение натурой. Но это не означает, что прочие художественные жанры он не любил и уж тем более не умел ими «пользоваться».

Было бы странно ожидать от Репина — человека, который до самых последних дней не останавливался в своем душевном и творческом развитии, — что он выберет единственный способ самовыражения и будет следовать исключительно ему. Он говорил: «Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг — быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния». И он действительно постоянно развивался.

Историческая живопись

Например, чтобы написать портрет царевны Софьи, Репин досконально изучил множество исторических документов, предметов быта, костюмов и изображений того времени. Правда, критики эти старания не оценили. Особенно Владимир Стасов, который высказывался о «Софье» очень негативно: «Для выражения Софьи, этой самой талантливой, огненной и страстной женщины древней Руси, для выражения страшной драмы, над нею совершившейся, у Репина не было нужных элементов в художественной его натуре». Вместе со Стасовым многие считали, что исторические картины — не репинский жанр.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год

Такая же полемика разворачивалась и вокруг полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Несмотря на идеальную проработку интерьеров, костюмов и всей исторической составляющей, современники восприняли картину очень неоднозначно, в частности, из-за обилия крови на холсте и общей жестокости изображения. Кто бы мог подумать, что именно эти картины будут сегодня ассоциироваться с Репиным?

Жанровая живопись

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где Репин изобразил исторический анекдот по мотивам событий 1676 года, стала предметом бурных обсуждений, когда была впервые представлена публике. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что долгое время вся семья жила только запорожцами: Репин каждый вечер зачитывал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети играли в Тараса Бульбу, знали наизусть всех героев и лепили их фигурки из глины. После первых показов картину действительно раскритиковали за историческое несоответствие, но единогласно признали замечательным примером жанровой живописи, а из-за разнообразия выражений лиц персонажей прозвали «энциклопедией смеха». Позже ее выкупил император Александр III.

Эскиз к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878 год
Эскиз к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878 год

Портреты

Портреты кисти Репина тоже невероятно выразительны. Как замечали современники, художнику удавалось передавать неуловимые оттенки характера своих моделей, писать очень живые взгляды, с помощью интересных поз создавать необычные, запоминающиеся образы. Репин оставил много портретов знаменитых людей того времени: Льва Толстого, Модеста Мусоргского, Ивана Крамского, Павла Третьякова.

«Нищая (девочка-рыбачка)», 1874 год
«Нищая (девочка-рыбачка)», 1874 год

Правда, Репин писал не только знаменитостей и не только на заказ. Если его чем-то «цепляла» натура человека, каким-то образом трогала его личность или его история, он с радостью брался за изображение самых простых людей: сельской девочки, сторожа, рабочего мужика. Более того, он буквально упивался такими типажами, мог рисовать и перерисовывать их десятки раз, пока полностью не раскрывал их характер на холсте.

«Портрет писателя А.Ф. Писемского», 1880 год
«Портрет писателя А.Ф. Писемского», 1880 год

Религиозная живопись

Особое место в творчестве Репина занимали евангельские сюжеты и темы духовного поиска. Еще в детстве маленький художник учился писать иконы в городе Чугуеве, а позже продолжил интересоваться религиозной живописью в стенах Академии художеств. Там выпускной работой Репина стал холст «Воскрешение Дочери Иаира» 1871 года, за которую художник сразу же получил золотую медаль: никогда прежде в русской живописи евангельский сюжет не воплощался так жизненно и эмоционально.

«Воскрешение дочери Иаира», 1871 год
«Воскрешение дочери Иаира», 1871 год

В религиозных вопросах на Репина сильно повлияли беседы с его другом и старшим товарищем Иваном Крамским. Взгляд Крамского на Иисуса Христа как на идеального человека, подверженного всем земным страстям, потрясал Репина. В мемуарах он вспоминал, как рассуждал Крамской об искушении Христа: «Это искушение жизни очень часто повторяется то в большей, то в меньшей мере и с обыкновенными людьми, на самых разнообразных поприщах. Почти каждому из нас приходится разрешать роковой вопрос — служить богу или мамоне. Христос до такой степени отрекся от личных привязанностей и от всех земных благ, что, вы знаете, когда родная мать пришла однажды искать его, он сказал: „У меня нет матери, у меня нет братьев“».

«Иди за мной, Сатано», 1901–1903 гг., картина не сохранилась
«Иди за мной, Сатано», 1901–1903 гг.

Намного позже, уже будучи состоявшимся знаменитым художником, Репин попытался обратиться к этому сюжету и создал большое полотно «Иди за мной, Сатано». В нем он полностью отошел от канонов реализма — чем очень опечалил современников и собственных почитателей. Художник Александр Бенуа писал: «...под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам „передовых“ течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его все больше начало тянуть на создание таких творений, в которых, как ему казалось, он мог выразить свое миросозерцание, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это не было его делом, показала огромная и столь неудачная картина „Иди за мною, сатана“, появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей...»

Репин — не только реалист

Если бы Репин действительно был только художником-реалистом, он, наверное, все же вошел бы в историю искусств, но не таким масштабным и величественным шагом. Хотя многие его картины действительно относятся к этому жанру, он никогда не «зацикливался» на чем-то одном и до конца дней продолжал пробовать свои силы в совершенно разных направлениях живописи.