Репин — это картины маслом

«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей... Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался... оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших». Сейчас, глядя на творческий путь Ильи Репина в ретроспективе, эту его любовь к искусству можно увидеть во всей полноте, причем к искусству разному. Репина в первую очередь называют художником и живописцем, но он — явление гораздо большее. Илья Ефимович не только работал с разными жанрами живописи, но и пробовал себя в разных видах искусства.

Репин — иконописец

Многие русские художники вступали на путь изобразительного искусства с иконописи, но у Репина обстоятельства сложились чуть иначе. Сначала дядя подарил ему акварель, а позже, когда родители увидели непреодолимый интерес мальчика к рисованию, отдали его в школу топографов, иными словами чертежников. Только через пару лет обучения Репин оставил топографию и перешел в иконописную мастерскую к художнику Бунакову. В 16 лет он покинул дом и отправился с кочевой артелью иконописцев в путешествие по русским городам.

«Богоматерь с младенцем», 1896 год
«Богоматерь с младенцем», 1896 год

Позже, во времена обучения в Академии художеств, где картины на религиозные сюжеты были «домашними заданиями», Репин в их отработке очень преуспел. Его дипломная работа — «Воскрешение дочери Иаира» — принесла ему золотую медаль и сразу сделала популярным. Был период, когда Репин сам, по собственному желанию обращался к религиозным темам. Расписывал церковь в Абрамцево с коллегами-художниками: «Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа...» А в конце 1880-х годов он написал целый цикл графических работ на сюжеты из жизни Христа. По ним видно, что рука Репина была поставлена именно так, как требовалось для написания икон.

Репин — график

На протяжении всей жизни Репин наравне с живописными изображениями создавал графические этюды и наброски, причем делал это виртуозно. Особенно удачно у него выходили портреты. Он тонко прорисовывал мельчайшие детали в костюме персонажа, «схватывал» мимолетные особенности настроения и мастерски вписывал все это в окружающую среду, которая была всего лишь фоном для ярких характеров. В его графических портретах главное — акцент на лицо, по которому можно «считывать» духовную жизнь изображаемого.

Портрет М.И. Арцыбушевой, 1880 год
Портрет М.И. Арцыбушевой, 1880 год

Репин — скульптор

Скульптурные работы Репина не так известны, как живопись или графика. Его знакомство с этим направлением началось еще в стенах Академии художеств, а потом продолжилось в бюстах известных деятелей тех времен — мецената Саввы Мамонтова, хирурга Николая Пирогова, писателя Льва Толстого и других видных деятелей.

Репин часто создавал глиняные или гипсовые фигурки — заготовки для будущих картин, чтобы лучше уловить движение и игру светотени. Например, были найдены три модельки запорожцев — все в разных позах, — которые Репин слепил из глины для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Любовь к работе с объемной формой шла нога в ногу с любовью к живописи, причем иногда он создавал скульптуры не на заказ или на продажу, а исключительно для себя: «Портрет и бюст Пирогова я делаю без всякого заказа и даже думаю, что это навсегда останется моей собственностью...» Скульптура помогала ему лучше увидеть и почувствовать форму, которую он мастерски переносил на холст.

Скульптор Тарханова-Антокольская лепит бюст Репина. Илья Репин лепит бюст Тархановой-Антокольской. Художник Крыжицкий зарисовывает эту сцену. Фото 1907 года
Скульптор Тарханова-Антокольская лепит бюст Репина. Илья Репин лепит бюст Тархановой-Антокольской. Художник Крыжицкий зарисовывает эту сцену. Фото 1907 года
Бюст Николая Ивановича Пирогова
Бюст Николая Ивановича Пирогова

Репин — литератор

А также прекрасный мемуарист и публицист. Его воспоминания «Далекое близкое» интересно читать просто как самостоятельное художественное произведение. Его критические статьи по искусству и многочисленные воспоминания о современниках по-новому раскрывают известные исторические личности. Огромное эпистолярное наследие в виде переписок с Третьяковым, Крамским, Стасовым, Толстым, Чуковским позволяет глубоко понять творчество и самого художника, и его товарищей.

Бюст На фото: Илья Репин в мастерской усадьбы «Пенаты»
На фото: Илья Репин в мастерской усадьбы «Пенаты»

Репин — архитектор

Усадьба «Пенаты» на небольшом участке земли в поселке Куокколо, которую художник приобрел в 1899 году, строилась под его руководством и по его проектам. Мастерскую на втором этаже усадьбы с большими стеклянными окнами и некоторые жилые комнаты Репин проектировал сам. Некоторые интерьерные решения Репин придумывал вместе со своей второй женой Натальей Нордман. Даже парки в «Пенатах» и второй своей усадьбе, «Здравнево», тоже проектировал он сам. Свой «финский домик» в Куокколо художник очень любил, жил там до конца дней и похоронен там же.