Про картины Репина известно все

Илья Репин — фигура известная и популярная в русском искусстве, поэтому может показаться, что мы знаем про него и его картины все. Но даже у таких широко известных художников в биографии находятся скрытые факты и неожиданные сюжетные повороты, а некоторые общепринятые представления о них оказываются самыми дремучими заблуждениями. Разберемся, как и где мы запутались в жизни Репина.

Картин «Не ждали» — две

Первую версию знаменитой «Не ждали» Илья Репин создал в 1883 году. На нем изображена миловидная смущенная девушка-курсистка, которая вернулась домой к семье. Композиция выстроена так же, как и на более известной версии, где главное действующее лицо — ссыльный политзаключенный. Но первый вариант «Не ждали» довольно маленький и написан на дереве. Видимо, на нем Репин экспериментировал с расстановкой персонажей, распределением цвета и света. Пробная версия стала не только прекрасным этюдом перед классическим вариантом «Не ждали», но и законченным самостоятельным произведением.

Первый вариант картины «Не ждали», 1883 год
Первый вариант картины «Не ждали», 1883 год

«Бурлаки на Волге» — это «Быдло империализма»

Первые «Бурлаки на Волге» появились в творчестве Репина в 1870–1873 годах. Новая версия, созданная намного позже, в 1917 году, приобрела совсем другой «оттенок». Чтобы подчеркнуть разницу смыслов, Репин даже переименовал ее в «Быдло империализма». Художник очень критично относился к правлению Николая II (называл его «гнусным варваром» и «высокодержимордием») и, когда революция только начиналась, разделял ее идеи. По выражению Репина, «Быдло — слово польское, оно разумеет оскотевшего раба, сведенного на животные отправления. Быдло глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, оно усваивает ее способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеют. Традиционная задача империи — воспитывать своих подданных в постоянном унижении, невежестве, побоях и безволии автоматов». Так и новые бурлаки на холсте 1917 года выглядят огрубевшими и бездуховными существами, лишенными всякого смысла.

«Быдло империализма», 1917 год (ориентировочно)
«Быдло империализма», 1917 год (ориентировочно)

Иван Грозный снова убил сына в 1909 году

Репин написал второго «Грозного» в 1909 году по заказу банкира Павла Рябушинского, спустя почти четверть века после создания знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». За столько лет изменился и сам Репин, и его творческий подход. В новой версии появились черты модернистской живописи, сильно изменился колорит и добавился третий персонаж — женщина в проходе. Сам царь Иван убит горем и рыдает над погибшим сыном — хотя на оригинальной версии он замер в ужасе и оцепенении. Сегодня второй вариант «Ивана Грозного» можно увидеть в Воронежском музее имени Крамского.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», 1909 год
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», 1909 год

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — картина в четырех экземплярах

Первую версию «Запорожцев» Репин закончил в 1887 году и подарил товарищу — историку Дмитрию Яворницкому. Именно от него художник впервые услышал исторический анекдот про письмо султану, и именно он консультировал Репина во время подготовки исторического материала для будущей картины. Сам Яворницкий послужил моделью для фигуры писаря. Позже Павел Третьяков выкупил холст, и сегодня он хранится в Третьяковской галерее. Вторая версия картины — основная и наиболее известная, — была закончена в 1891 году, после чего ее приобрел император Александр III. До 1917 года она хранилась в царском собрании, а потом перекочевала в Русский музей в Санкт-Петербурге. Еще не закончив работу над основными «Запорожцами», в 1889 году Репин начал писать третий, более исторически достоверный вариант. Его он, правда, так и не закончил. Эта третья версия хранится в Харьковском художественном музее. Четвертая картина хранится в Минском музее и свидетельствует о том, что Репин был очень вдохновлен сюжетом «Запорожцев» и никак не мог его оставить.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1889 год
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1889 год

У «Крестного хода в Курской губернии» есть второй том

Сюжет огромного полотна «Крестный ход в Курской губернии» Репин вынашивал не один год и старательно собирал для него материал. Первые эскизы появились за четыре года до создания основной версии: на них огромная процессия разношерстного люда торжественно несет чудотворную икону по лесной просеке — картина называется «Крестный ход в дубовом лесу». На ней изображено, как в толпе начинается драка за право нести икону. Позже Репин решил показать крестный ход более многогранно и не останавливаться исключительно на темах фанатичной религиозности и «диковатости» деревенских жителей. В свое основное полотно «Крестный ход в Курской губернии» Репин заложил намного больше смыслов и представил на ней многообразие славянских типажей, противопоставил разные социальные слои: юродивых, купцов, духовенство, богатых помещиков, калек и т.д. В «дубовом лесу» всех этих персонажей еще нет.

«Крестный ход в дубовом лесу», 1876–1924 гг.
«Крестный ход в дубовом лесу», 1876–1924 гг.

Зачем он это делал?

Все вышесказанное вызывает вопрос: почему Илья Репин так часто обращался к одним и тем же сюжетам? Зачем переписывал даже идентичные по композиции картины по несколько раз? А ответ на него такой: художник действительно очень хотел разрабатывать темы, которые его волновали, и готов был делать это многократно, погружаясь все глубже в выбранный сюжет и открывая все новые его грани. Многие картины Репина, в частности смысловые «дубли», сегодня разошлись по частным собраниям и мировым музеям: в Финляндии, Чехии, Франции и США.

Что еще мы не знали про Репина

Все эти факты существовали на самом деле. Но вокруг картин Репина витают и другие истории, которые легко могут ввести в заблуждение. Например, знаменитая фраза и, можно сказать, идиома: «Картина Репина „Приплыли“». Часто ее применяют, чтобы охарактеризовать безвыходную ситуацию, подчеркнуть фатальность и немое удивление происходящим. Но есть небольшой нюанс: такой картины у Репина никогда не было. Эта путаница возникла из-за популярности реальной репинской картины — «Не ждали». По созвучности названий была запущена «байка» про полотно «Приплыли», к которому Репин не имеет никакого отношения. Его настоящий автор — Лев Соловьев, а название самой картины — «Монахи. Не туда заехали».

«Монахи. Не туда заехали», Лев Соловьев, 1870-е гг.
«Монахи. Не туда заехали», Лев Соловьев, 1870-е гг.

Репин действительно был очень продуктивным творцом и оставил после себя сотни работ в разных жанрах. При этом его часто подделывали, даже при жизни, что, конечно, его очень расстраивало. Корней Чуковский писывал, что в усадьбе Репина «Пенаты» — излюбленном месте отдыха русской интеллигенции и богемы, стояла специальная «скамья зла». Художники и коллекционеры привозили картины якобы авторства Репина и гордо демонстрировали их художнику. Усевшись на «скамью зла», он ругался и на чем свет стоит критиковал привезенную мазню, под которой стояла «его» подпись. Товарищи смеялись и говорили: «Илья Ефимыч, вы ничего не понимаете в Репине!»