Картины Репина — сплошная боль и печаль. Он интересовался только «тяжелыми» сюжетами

Илья Репин был не только большим художником, но и большим философом. Яков Минченков писал: «Увлечение одной лишь формой или красками, уход в прошлое, изысканность — всё это было не для Репина. Ему нужна была жизненная тема, живые люди, широкая пластика, экспрессия, сильные переживания». Именно его способность ставить в картинах сложные жизненные вопросы сделала его великим и навсегда прославила его имя в истории искусства. Но на сложные вопросы приходится искать сложный ответ. Чтобы его найти, нужно задуматься, переосмыслить привычное, найти истину в глубинах собственной души, в границах собственной морали.

Но все-таки не все сюжеты Репина тяжелые. Не все картины требуют глубокого погружения и исследования. Художник горячо любил жизнь — не только в ее сложных, неоднозначных проявлениях, не только в суровых типажах русских работяг и холеных церковных дьяконов. Есть в галерее его персонажей и трогательные дети, и романтичные девушки, и колоритные праздничные гуляки. Есть среди его картин и солнечные поля, и золотистые дубравы.

Летние пейзажи

В имении промышленного мецената Саввы Мамонтова зародилось содружество русских художников — Абрамцевский кружок, в который входили Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель и другие именитые мастера. Репин, который проводил здесь с семьей летние месяцы, называл это место «самой лучшей на свете дачей». Здесь художники общались, работали на свежем воздухе, участвовали в домашней театральной самодеятельности. Здесь Репину было по-домашнему уютно, свободно и спокойно на душе.

«Летний день в Абрамцеве», 1880 год
«Летний день в Абрамцеве», 1880 год

Семейные портреты Репина светятся тихим и свежим летним счастьем. Молодая жена Вера Репина с дочками идет по летнему ароматному полю, а чуть позади — нянечка с сыном Юрой на руках. Картина выглядит как фото из семейного альбома, как будто выхваченный камерой случайный кадр из повседневной жизни. Сложно представить, что Репин написал ее «из головы», по памяти. Глядя на нее, можно почти почувствовать пряный дух трав, услышать, как среди луговых цветов стрекочут кузнечики.

«На меже. Вера Алексеевна Репина с детьми идет по меже», 1879 год
«На меже. Вера Алексеевна Репина с детьми идет по меже», 1879 год

Семейные ценности

С женой Верой у художника были сложные отношения, во многом из-за импульсивного и вспыльчивого характера самого Репина. Однако в период 70–80 годов в них как будто наступило просветление — и это заметно по портретам жены и детей этого времени, обильно залитым теплым летним солнцем. В них часто встречаются темы умиротворения, сна, дневной неги и детских забав. В общем, обычных радостей семейной мирской жизни.

«Стрекоза. Портрет В.И. Репиной, дочери художника», 1884 год
«Стрекоза. Портрет В.И. Репиной, дочери художника», 1884 год

Женские портреты

Репин писал довольно много женских портретов. Один из самых известных — портрет Варвары Ивановны Икскуль, либералки с левым уклоном, за что она получила прозвище Красная Баронесса. Варвара Ивановна с особым усердием помогала деятелям радикальной оппозиции, коллекционировала произведения искусства и активно занималась благотворительностью. Вместе с Репиным баронесса издавала недорогие книжки для народа, в которые входили произведения Чехова, Некрасова, Мамина-Сибиряка и других русских авторов. Во время Балканской войны с турками холеная барыня лично ездила на фронт и помогала раненым солдатам. Ее современник и критик Волынский описывал ее так: «Это была обаятельная женщина, в которую влюблялись все — и литераторы, и гвардейцы, и министры, и иностранные знаменитости, как Мопассан <...>. Эту тонкую женщину, с осиной талией, ровную, стройную, я помню особенно хорошо в салоне A.A. Давыдовой. Приход Икскуль всегда возвещал влетевший ветерок, и все кругом нее начинало трепетать...»

«Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт», 1889 год
«Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт», 1889 год

Жажда жизни

«Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось...» — писал Репин Владимиру Стасову во время работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сила духа, сила жизни сечевиков всегда впечатляли художника, и он неоднократно обращался к яркой и богатой теме Запорожья, которая символизировала для него необъятную жизненную мощь. «Гопак» — одна из последних картин Репина, написанная в сложный период и потому особенно ярко знаменующая его позитивное отношение к жизни. В это время Репин уже плохо держал кисть. Денег на холст не хватало, и картину он написал на линолеуме. «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шкапы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу... А жаль. Картина выходит красивая, веселая».

«Гопак», 1927 год
«Гопак», 1927 год

Репин — художник настоящего

Писать жизнь такой, какая она есть: яркой, мрачной, радостной, печальной, жестокой, нежной, очень разной, под силу не каждому. Сложно признать существование бесконечного спектра оттенков в повседневных событиях, а понятно изложить их на холсте и того сложнее. Сложно уловить мимолетные мгновения, в которые жизнь возьмет, да и блеснет бесконечным многообразием своих красок. Репину, как не многим художникам, удалось совместить в своем творчестве и тяжелые темы с фундаментальными философскими вопросами, и воздушно легкие, удивительные моменты человеческого бытия.