Легенда русской культуры Павел Третьяков

13 мая 2021

История основателя одного из главных музеев мира 

Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тому же обществу.
Павел Михайлович Третьяков

Всем известно, кто является «отцом» Третьяковки. Павел Михайлович Третьяков. Предприниматель, меценат, основатель музея с самой крупной в мире коллекцией русской живописи, графики и скульптуры. Однако сам Третьяков создателем галереи себя не считал. И этот факт — один из многих, что помогают нам понять, каким же был этот человек.

«Деньги, которые я трачу на картины, не мои, — говорил Павел Михайлович. — Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений». 

Четкая, почти чеканная (как монета для покупки новой картины) формулировка. В современном мире Третьякова скорее назвали бы продюсером. Целеустремленным, деловым, довольно строгим. При этом он был очень трогательным хозяином своего детища. 

Художник Михаил Нестеров вспоминал: «Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек. Он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его „комочком“, бережно стирал замеченную на картине пыль… Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».

01_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Портрет Павла Михайловича Третьякова», Иван Николаевич Крамской, 1876 год

«Молчаливый, скромный, как бы одинокий»

Визиты в галерею Третьяков совершал тихо, не привлекая внимания к своей персоне. Он вообще был человеком молчаливым (в семье его называли «неулыба»), скромным, абсолютно не пафосным. Жил спокойно и размеренно. Избегал шумных балов и приемов, не признавал излишеств, по меркам людей его достатка вел чуть ли не спартанский образ жизни. Вставал ровно в шесть (Третьяков был человеком привычки). Пил кофе. Каждое утро, прежде чем отправиться в контору, заходил в галерею — хотя бы полчаса побыть среди картин. Ровно в двенадцать завтракал. Ровно в шесть ужинал. Единственная «роскошь», которую он себе позволял, — обязательная ежедневная сигара. Всю жизнь носил как будто один и тот же двубортный сюртук с белым галстуком-бантом (делая исключения для фрака по особо торжественным случаям), одно и то же двубортное пальто и фетровую шляпу. Даже домашние не представляли, сколько таких пальто и шляп за свою жизнь Третьяков заказал портным.
 
Современница Павла Третьякова купчиха Екатерина Дмитриева писала: «Как-то мой муж ехал на извозчике по Мясницкой. Впереди он обратил внимание на кого-то, едущего на плохой лошадке в стареньких санках с порыжелой полостью. Вид кучера какой-то неказистый, а седока совсем не было видно за большим поднятым воротником шубы. Однако все встречные на хороших рысаках с блестящей сбруей, с толстыми нарядными кучерами, только увидев скромную фигуру, усиленно кланяются. Мужа это заинтересовало, кто же это заслуживающий такого почета? Он попросил извозчика обогнать впереди едущего и, когда обогнали, оглянулся и с восхищением увидел Павла Михайловича. Обеими руками шапку снял и как можно низко поклонился Павлу Михайловичу — великому создателю Третьяковской галереи. При его на редкость поразительной скромности тут был виден громадный почет, уважение всей Москвы».

02_Легенда русской культуры Павел Третьяков
Семья Павла Третьякова, 1884 год © tretyakovgallery.ru

Деловая хватка и любовь к искусству

Третьяков настолько не любил внимания к себе и старательно пытался его избежать, что даже на открытии галереи не присутствовал. Он уехал с семьей из Москвы на несколько месяцев, пока не уляжется шум. В воспоминаниях современников упоминается факт, что Александр III хотел пожаловать Третьякову дворянство. Павел Михайлович отказался: «Я купцом родился, купцом и умру», — сказал коллекционер пришедшему от императора человеку.

Дед Павла Третьякова по материнской линии экспортировал в Англию сало. Отец, Михаил Захарович, был крупным торговцем текстилем. Это был человек строгих патриархальных взглядов. Из одиннадцати его детей после скарлатины в живых остались четверо, и им уделялось очень много внимания. Все дети получили домашнее образование под присмотром отца. Михаил Третьяков присутствовал на каждом уроке и контролировал едва ли не каждый шаг домочадцев. На Павле была особая ответственность, он был старшим сыном. Вместе с братом Сергеем он рано начал помогать отцу. Уже в 15 лет молчаливый и вдумчивый подросток вел бухгалтерию семейного дела. Когда у Третьяковых было уже пять лавок, глава семейства внезапно заболел и умер. Молодым сыновьям Михаила Захаровича пришлось взять на себя ответственность за семью и торговлю. 

Братья Третьяковы были смелыми и грамотными бизнесменами. Дело процветало. Взяв в компаньоны мужа сестры, Павел и Сергей открыли «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина» на Ильинке, а позже — прядильную и ткацкую мануфактуру в Костроме. А еще, желая расширить дело, занялись производством бумаги и стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих в пять тысяч человек.

Во второй половине XIX века русское купечество уже не было сословием, которое чтило лишь «Домострой», Священное писание и… деньги. Торговцы активно интересовались искусством, сближались с артистами, художниками, учеными. Павла Михайловича искусство интересовало с юных лет. Еще подростком он любил захаживать на Сухаревский рынок, который в воскресные дни превращался в многолюдное собрание, где продавали книги, картины, антиквариат. Именно там юный Третьяков приобрел первые полотна в свою коллекцию — 20 работ (рисунки и картины) голландских мастеров. Часть из них, как выяснилось позже, оказались подделками. Это навсегда отвратило Третьякова от собирательства старых мастеров, и позже он скажет: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». 

Кроме того, Третьяков довольно рано решит поддерживать именно русских живописцев. Как известно, в 1850–1860-е Россию сотрясали споры между западниками и славянофилами, и изобразительное искусство тоже попало под раздачу. Многие считали, что отечественные художники не способны создать что-либо оригинальное и их участь — подражать западным мастерам. Третьяков этого мнения не разделял: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства… Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин».

03_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами», Василий Худяков, 1853 год

«Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем»

Официальной датой создания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». У коллекционера, безусловно, было чутье. Он не гнался за модными авторами, не интересовался вычурной манерой и изысканной техникой. Он мог легко противопоставить свое мнение предпочтениям целой Академии художеств. В покупаемых работах Третьяков всегда искал прежде всего искренность. Он знал, что его собрание произведений искусства останется с русским народом навсегда и в первую очередь слушал свое сердце. Однажды он заказывал пейзаж Аполлинарию Горавскому и написал живописцу следующее: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника...»

Однако порой чутье Павла Михайловича откровенно подводило. В свое время он не захотел приобретать в свою коллекцию картины, которые теперь считаются едва ли не визитными карточками Третьяковки: «Девочку с персиками» Валентина Серова и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского. Портрет молодой женщины в коляске на фоне Аничкова дворца меценат отклонил из-за излишней «красивости». Обе упомянутые картины стали достоянием галереи после смерти Третьякова.

Несмотря на мягкость характера, в работе с художниками Третьяков был довольно прямолинеен. Например, он заставил Илью Репина переделывать ряд картин, которые сегодня считаются непререкаемой классикой. «Да, лицо в картине "Не ждали" необходимо переписать. Нужно более молодое и симпатичное». Или вот: «В преж¬нем "Крестном ходе" была одна-единственная благообразная фигура, и ту вы уничтожили… Вообще, избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою».

Есть свидетельства современников о том, что Репин до того увлекся редактированием своих картин, что повадился вносить изменения в полотна непосредственно в галерее. Третьякову пришлось отдать служителям приказ не пускать Илью Ефимовича внутрь, если заметят при нем краски и кисти.

Картину «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (в отличие от «Портрета неизвестной» и «Девочки с персиками») Павел Третьяков приобрел для галереи сам. И сам же стер фамилию Константина Савицкого, нарисовавшего медведицу с медвежатами (след от подписи до сих пор можно увидеть в нижнем правом углу полотна). Несмотря на то что Шишкин и Савицкий считали работу общей и гонорар за картину в четыре тысячи рублей разделили поровну, Павел Михайлович счел вклад Шишкина в работу несоизмеримо большим. Второму автору пришлось с этим согласиться. 

04_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи», Илья Репин, 1883 год

Человек большой души

Более всего Павел Михайлович ценил портретную живопись, и именно благодаря ему в галерее появился «Русский пантеон» — коллекция портретов самых заметных деятелей русского искусства XIX века. Он нанял рисовать портреты современников ведущих мастеров в этом жанре — Неврева, Ге, Перова, Крамского, Репина и других.  Далеко не все герои с радостью соглашались позировать — и Третьяков невероятно радовался, когда удавалось «сломить» того, кто проявлял упрямство. Так, например, очень долго пришлось уговаривать Льва Толстого. Он увиливал от просьбы Павла Михайловича несколько лет, но все же сдался под напором Крамского. Довольный Третьяков написал в письме уважаемому передвижнику: «...я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого — поздравляю Вас!»

Третьяков был человеком широкой души. Долгие годы он материально поддерживал художников, организовал приют для вдов и сирот неимущих живописцев, опекал училище глухонемых, помогал не только русскому искусству, но и науке — спонсировал смелые начинания ученых, к примеру экспедицию Миклухо-Маклая. При этом он искренне был убежден, что не делает ничего особенного, а просто исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

Чуткость Третьякова не только к искусству, но в первую очередь к человеку (в широком смысле этого слова) снискали предпринимателю глубокое уважение и любовь художников. К нему тянулись не только за материальной помощью, но и для того, чтобы поддержать его пыл и воодушевление. Среди живописцев даже существовал некий молчаливый уговор: первое право выбора на покупку новых работ всегда предоставлялось Третьякову. Хотя он и не всегда давал самую высокую цену, а как настоящий купец вполне мог позволить себе поторговаться. 

Павел Михайлович Третьяков умер 16 декабря 1898 года в возрасте 66 лет. Последними его словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы». 

Для справки

ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние дружеские и партнерские отношения. С 2002 года банк входит в состав Совета попечителей музея. При поддержке ВТБ в Государственной Третьяковской галерее прошли уникальные выставки Марка Шагала, Наталии Гончаровой, Николая Ге, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Валентина Серова, Михаила Дронова, Ивана Айвазовского, Зинаиды Серебряковой, Василия Верещагина, Ильи Репина.

В декабре 2020 года Третьяковская галерея при поддержке ВТБ подготовила монографическую выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Фалька. Экспозиция будет доступна до 23 мая 2021 года.



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

29 апреля 2021

<p>Взгляд на творчество великого художника с неожиданного ракурса </p>
Жизнь Роберта Фалька в 5 картинах

Взгляд на творчество великого художника с неожиданного ракурса 

20 февраля 2021

<p>Пикассо, «Радуга», Коко Шанель и все-все-все </p>
10 великих открытий Сергея Дягилева

Пикассо, «Радуга», Коко Шанель и все-все-все 

21 декабря 2020

<p>
	 Попытка осмыслить наследие художника, отстранившись от «критического реализма»
</p>
 Кем был Павел Федотов?

Попытка осмыслить наследие художника, отстранившись от «критического реализма»

Все новости