«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля

14 октября 2021

Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке

Михаил Врубель — это «русский Ван Гог» и создатель целого десятка демонов. Его работы не изучить по искусствоведческим описаниям: они требуют личного контакта, вызывают эмоции, ненависть или обожание, но всегда оставляют след в восприятии зрителя.

Перед ноябрьской выставкой в Третьяковской галерее вспомним шедевры Михаила Врубеля из разных периодов его творчества, чтобы понять, как и когда создавались работы этого самобытного мастера.

01_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Автопортрет, 1905 год © Public Domain


Врубель в Киеве: «Богоматерь с младенцем»


«Богоматерь с младенцем» — одна из ранних работ Врубеля, которую он создал в Киеве. Туда его пригласил историк искусства Адриан Прахов. Главной задачей Врубеля в Киеве стала реставрация и стилизация росписей в Кирилловской церкви. «Богоматерь с младенцем» — один из четырех образов, написанных им для иконостаса.

02_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Богоматерь с младенцем», 1885 год, Кирилловская церковь, Киев © Public Domain

«Богоматерь с младенцем» связана с важным эпизодом жизни Врубеля — пылкой и страстной любовью к жене Прахова — Эмилии. Именно она стала прообразом Богоматери: в ее лице легко улавливаются черты прекрасной, но эксцентричной Эмилии. Безответно влюбленный Михаил Врубель даже сделал ей предложение, но услышал от уже замужней женщины отказ. После этих событий Прахов отправил юного конкурента в Италию для знакомства со средневековым искусством и работами раннего Возрождения.

03_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель, эскиз «Голова женщины», 1884 год © Public Domain

Врубель долго и болезненно переживал эту любовь. На память художнику остались шрамы, про которые он рассказывал своему другу и художнику Константину Коровину:
«Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».


Демон: главный образ художника


Демон — главная загадка и притяжение творчества Врубеля. Александр Блок на похоронах художника сказал о нем так:
«Нить жизни Врубеля мы потеряли вовсе не тогда, когда он „сошел с ума“, но гораздо раньше: когда он создавал мечту своей жизни — Демона».

Интерес к демонам пришел в жизнь Врубеля задолго до появления Демониады. Своего первого демона художник создал и почти сразу уничтожил еще в юности, в киевский период биографии. Но демонический сюжет никогда не исчезал из жизни Врубеля надолго, так произошло и тогда.

04_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Демон летящий. 1890-е годы © Public Domain

Вскоре после переезда в Москву художнику предложили создать иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова. Не удивительно, что особенно увлекла художника работа по поэме «Демон». Эти созданные Врубелем иллюстрации не приглянулись публике и привели к граничащим с оскорблениями, негативным комментариям о грубом и карикатурном рисунке иллюстратора. Этот опыт подтолкнул Врубеля создать своего демона.

Первая картина этого цикла Врубеля — «Демон сидящий» — изображает не дьявола и не воплощение зла, не женщину и не мужчину. Это дух, который находится между землей и небом. Он печален, потому что не знает своего места. Его мрачность подчеркивается глубокими цветами, мастерски подобранными художником. Сильное человеческое тело демона по-земному могуче, а в глазах, поднятых к небу, еще теплится надежда отыскать свое место на небе.

05_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В демонический цикл входят также недописанный «Демон летящий» и «Демон поверженный». Последнюю картину цикла художник писал в период быстро прогрессирующего сумасшествия. Даже после выставления картины на публику Врубель приходил и ежедневно дописывал и изменял лицо демона.

На картине мы видим разбитое после неудавшегося полета тело демона, которое контрастирует с его пронзительным, готовым к борьбе взглядом. Физическая оболочка разбита, но дух не сломлен. То же можно сказать и об авторе. Несмотря на поставленный диагноз, потерю сына и слепоту, которая настигла его на закате жизни, он продолжал создавать картины.

06_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон поверженный», 1892 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain


Сказочный цикл: «Царевна-Лебедь» и «Пан»


В начале 1896 года Михаил Врубель встретился с оперной певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение чуть ли не в первый день знакомства, лишь впервые услышав голос певицы. Добившись согласия на брак, а позже воодушевленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, в конце 19 века Михаил Врубель создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл».

На создание картины «Царевна-лебедь» художника вдохновила не только сказка Пушкина «О царе Салтане», но и партия любимой жены в одноименной опере Римского-Корсакова. Сам Врубель создавал к ней декорации.

07_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Царевна-лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

На картине изображена сама Надежда Забела в образе нежной и чувственной женщины-птицы. Царевну будто запечатлели в момент превращения: на одну половину она еще человек, на другую — птица. Царевна прекрасна и спокойна, но в ее образе сквозит предчувствие печали и даже некоторое прощание: возможно, с уходящим временем (картина написана на рубеже 19 и 20 веков), а, может быть, с устоявшейся и здоровой жизнью самого художника.

История другой картины из «сказочного цикла» началась с портрета жены, который Врубель начал создавать, гостив с Надеждой в имении знакомой княгини. Художник писал портрет жены на фоне лесного пейзажа, но, недовольный итогом, затер наброски портрета, а пейзаж оставил. Позже он вписал в пейзаж другого героя — Пана.

08_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Пан», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В античной традиции Пан — лесное божество, покровитель скотоводства и пастушества, олицетворение дикой природы. Михаил Врубель изобразил Пана вполне канонично: на голове — рога, в руках — свирель, а на ногах — слегка уловимая шерсть. Однако мифологический античный персонаж, вписанный в русскую природу, скорее похож на привычного для этих мест лешего. Врубель объединил европейскую традицию с национальным фольклором, которым в тот период очень увлекался. В итоге получился живой и необычный образ, одна из вершин творчества художника.


Шедевр декоративно-прикладного искусства: изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович»


Этот шедевр напоминает, что Михаил Врубель был не только художником, но и декоратором, который любил использовать в своих работах русские народные сюжеты. За эту работу Врубель всего за несколько лет до смерти получил звание академика.

В 1896 году, перед Всероссийской промышленной выставкой в Нижнем Новгороде, меценат Савва Мамонтов, тогда уже покровительствующий творчеству Врубеля, заказал художнику два панно. Появление их на выставке должно было впервые продемонстрировать работы Врубеля широкой публике: тогда уже автор своего главного демона был еще мало кому знаком. Для выставки художник создает одно панно по европейскому сюжету — о любви трубадура к принцессе, которой никогда не видел, а второе — на основе новгородской народной былины о могучем пахаре-богатыре Микуле Селяниновиче.

09_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Камин «Вольга и Микула» по эскизу 1899 года. Русский музей, Санкт-Петербург © Wikimedia Commons

Савва Мамонтов не согласовал заказ с Академией художеств, и ее комиссия решила, что Врубель выставляться не будет. Из павильона работу Врубеля вынесли, но Савва Мамонтов выкупил землю у выставочного павильона и построил отдельный зал для панно Врубеля. Академия художеств не смогла препятствовать этому ходу, который привлек к работам Врубеля на выставке интерес многочисленной публики.

Позднее по мотивам этих панно были созданы работы в технике майолики — керамики с расписной глазурью. Сюжет о Микуле Селяниновиче украсил камин, созданный в нескольких экземплярах. Один из них получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и сразу же был продан, другие выставляются сегодня по одному в Русском музее и Третьяковской галерее.

Для справки

Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь будет представлено более 300 произведений художника из 14 российских и зарубежных музеев. Более 100 работ поступит в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

9 сентября 2021

<p>К 165-летию со дня рождения<p> Выставка Михаила Врубеля в Третьяковке

К 165-летию со дня рождения

31 августа 2021

<p>Прогулка по врубелевским местам столицы</p> «Принцесса Греза», особняки московской знати и доходные дома

Прогулка по врубелевским местам столицы

27 сентября 2017

Предлагаем вам испытать себя и разгадать скрытые в знаменитых картинах смыслы Демон или безработный? Тест на интуицию и знание искусства
Предлагаем вам испытать себя и разгадать скрытые в знаменитых картинах смыслы
Все новости