Грани Ван Гога: проповедник, безумец, гений

28.03.2023

0
Вспоминаем историю Винсента Ван Гога — торговца картинами, пастора и безумца, одного из самых известных художников 19 века.

Торговец картинами, учитель и проповедник

Винсент Ван Гог. «Автопортрет», 1887 год, Чикагский институт искусств, Чикаго © Public Domain
Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Нидерландах. Спустя 37 лет недалеко от Парижа, в местечке Овер-сюр-Уаз, застрелился не признанный миром гений, чьи картины в наше время бьют рекорды на аукционах.
Его недолгая жизнь вместила многое: торговлю картинами, проповеди в шахтерских поселках, мечты о творческой коммуне художников, безумие и самоубийство. А еще — яркие краски и грубые мазки прованских полей, охапки так любимых Ван Гогом подсолнухов, стоптанные ботинки — символ бедности и тяжелого физического труда, и под конец — вечный свет звезд из окна лечебницы для душевнобольных в Сен-Реми.
Он не был профессиональным художником: в 16 лет начал работать в художественно-торговой фирме своего дяди, затем был учителем, потом — пастором в бедном шахтерском поселке: читал проповеди, учил детей и заботился о больных. Церковная карьера, как и коммерческая, не сложилась из-за разногласий с начальством — вспыльчивый нрав Винсент проявлял с детства. В это время младший брат Тео, единственный, кто в семье понимал Ван Гога, предложил ему всерьез заняться живописью. Винсент еще в школе понемногу рисовал, а работа в фирме помогла ему ближе познакомиться с искусством. Более того, Тео предложил финансовую помощь — по сути, именно он до конца жизни обеспечивал старшего брата. Кто знает, узнал бы мир гениального художника Винсента Ван Гога, если бы не поддержка Тео?

Ранние работы: мрачный реализм

Винсент Ван Гог. «Едоки картофеля», 1885 год, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам © Public Domain
В ранних работах Ван Гога преобладает темная гамма. Так, в первой своей значительной картине «Едоки картофеля» художник использует в основном землистые цвета. Вместе со скудным убранством дома и грубыми лицами персонажей колорит производит мрачное, едва ли не гнетущее впечатление. Картина отражает внутреннее состояние художника: разочаровавшись в любви и своих способностях заработать на жизнь, он был вынужден вернуться в родительский дом в Нюэнене. Огрубевшие руки крестьян напоминают: они ежедневно работают, чтобы жить. Эта же мысль преследовала неустроенного Ван Гога: как, где достать денег и избавиться от укоров родителей?
Картины этого периода — исследование небогатой на радости крестьянской жизни, в основе которой лежит каждодневный тяжелый труд. Ткачи и несущие хворост крестьяне, селяне за посадкой картофеля, снежные холодные пейзажи и портреты усталых, преждевременно состарившихся людей — вот действительность, окружающая Ван Гога. В лицах и фигурах персонажей еще заметны анатомические ошибки художника, не получившего классического образования.
Винсент Ван Гог. «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель», 1885 год, Художественный музей Цюриха, Цюрих © Public Domain

Переезд в Париж: влияние японского искусства и импрессионизма

Винсент Ван Гог. «Бульвар Клиши», 1887 год, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам © Public Domain
Резкую перемену в палитре художника приносит переезд в Париж в 1886 году, к брату Тео. Там Ван Гог занимается в студии художника-реалиста Фернана Кормона и увлекается японскими гравюрами и ксилографией — отсюда любовь к желтому цвету и мотивы умиротворения в его последующих картинах.
Винсент Ван Гог. «Куртизанка (по Эйзену)», 1887 год, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам © Public Domain
Ван Гог открывает для себя модный в то время импрессионизм и заводит знакомства в художественных кругах — в частности, встречается с Анри Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Полем Гогеном и Полем Синьяком, открывшим ему технику пуантилизма.
Винсент Ван Гог. «Портрет Папаши Танги», 1887 год, Музей Родена, Париж © Public Domain
Палитра Ван Гога заметно меняется: на смену землистому «картофельному» колориту приходят чистые, яркие цвета. Появляются красные тона и ставшие в будущем визитной карточкой художника знаменитые желтый и синий оттенки, «его бессмертный, интенсивный цвет», по определению поэта Александра Межирова.
Винсент Ван Гог. «Два срезанных подсолнуха», 1887 год, Художественный музей Берна, Берн © Public Domain
Меняется техника Ван Гога: место довольно гладкой живописи занимает динамичный, явный, подчас грубый мазок. В картинах появляются воздух и формы, обведенные по контуру и заполненные чистым цветом.
Винсент Ван Гог. «Хризантемы и полевые цветы в вазе», 1887 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк © Public Domain
Всего в парижский период Ван Гог пишет около 230 картин: городские пейзажи, портреты, предметные серии, натюрморты и автопортреты. Начинает формироваться общность приемов и колорита, по которым мы сегодня узнаем картины великого художника.

Арль: поиски собственного пути и ссора с Гогеном

Винсент Ван Гог. «Терраса кафе ночью», 1888 год, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло © Public Domain
В феврале 1888 года Ван Гог покидает Париж, где его картины по-прежнему плохо продаются, и отправляется на юг Франции, в прованский городок Арль. Он мечтает о творческом сообществе художников, о подлинной коммуне, где каждый будет вдохновлять друг друга — о «Мастерской Юга». Для задуманного им объединения художник находит дом и пишет натюрморт с подсолнухами, «Кафе на террасе ночью», «Звездную ночь над Роной» и «Ночное кафе».
Винсент Ван Гог. «Подсолнухи», 1888 год, Лондонская национальная галерея, Лондон © Public Domain
В арльский период с февраля 1888 года до мая 1889 года художник напишет более двухсот картин. Это период пейзажей, пшеничных полей, стогов и цветущих садов, зарисовок интерьеров и сценок из жизни городка и окрестностей. Ван Гог освобождается от влияния импрессионистов и создает собственный стиль, экспрессивностью и насыщенностью красок предвосхитивший постимпрессионизм.
Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле», 1888 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва © Public Domain
В Арль приезжает Поль Гоген, но совместной работы не получилось: вспыльчивый характер Ван Гога и отличающиеся взгляды на искусство быстро привели к конфликту. Винсент нападает на Поля с бритвой, а сам лишается мочки уха — до сих пор нет точного понимания, каким образом это случилось. В результате Гоген поспешно покидает Арль, а Ван Гога помещают в клинику для душевнобольных.
Винсент Ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889 год, Частная коллекция Филиппа Ниархоса, Чикаго © Public Domain

Сен-Реми-де-Прованс: год в «зверинце»

Винсент Ван Гог. «Сад госпиталя в Арле», 1889 год, Музей Оскара Райнхерта «Ремерхольц», Винтертур © Public Domain
Испуганные жители Арля пишут коллективное письмо мэру с просьбой изолировать буйного художника, и его переводят в больницу в Сен-Реми-де-Прованс. В «зверинце», как Ван Гог называет свое новое место обитания, он проводит целый год. Со временем художник получает разрешение в моменты просветления прогуливаться и работать в окрестностях бывшего монастыря, где размещается клиника. Всего за последний год он напишет около 150 картин.
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь», 1889 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк © Public Domain
В клинике Ван Гог создает одну из самых известных своих картин — «Звездную ночь», увиденную им из окна спальни. В творческой манере художника получают развитие прежние и появляются новые мотивы: вытянутые к небу кипарисы, ирисы, звезды, тема вечности и смысла жизни. Окончательно формируется постимпрессионистический стиль Ван Гога: грубые мазки, создающие выпуклый рельеф картины, закрученный, почти спиральный мазок, искривленные контуры предметов, напряженный внутренний динамизм пейзажей. «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, — писал художник, — я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя».
Винсент Ван Гог. «Куст сирени», 1889 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Минуты просветления дарят миру «Ирисы», в которых прослеживается влияние японских гравюр, написанный с ожесточением, по выражению Осипа Мандельштама, «Куст», многочисленные пейзажи и портреты, несколько автопортретов. Краски на полотнах словно сталкиваются друг с другом: желтый, солнечный цвет жизни, противопоставлен оттенкам синего — цвета печали и бесконечности. Надежда и отчаяние, свет и тьма, вера в возможность излечиться и приступы безумия переплетаются в жизни и в картинах Ван Гога.

«Печаль будет длиться вечно»

Винсент Ван Гог. «Прогулка заключенных», 1890 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва © Public Domain
В конце 1889 года Ван Гог участвовал в выставке «Общества двадцати» в Бельгии. «Красные виноградники…» получили восторженную оценку критиков, но неожиданное признание уже не могло спасти художника. В письмах к Тео он пишет: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». В написанной в это время «Прогулке заключенных» среди обозначенных несколькими мазками фигур выделяется центральная, которой художник придал собственные черты. Хождение по замкнутому кругу здесь — аллегория жизни.
27 июля 1890 года Ван Гог отправился на последнюю прогулку. Выстрел из пистолета, два дня мучений и рядом брат Тео, сохранивший последние слова художника: «Печаль будет длиться вечно».
Винсент Ван Гог. «Пшеничное поле с воронами», 1890 год, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам © Public Domain
Одна из финальных картин Ван Гога, законченная за несколько дней до смерти — «Пшеничное поле с воронами». Дорога среди пшеницы уводит в сине-черное грозовое небо, тревожно мечутся перед бурей птицы.
Жизнь художника оборвалась, когда ему было всего 37 лет, но свет «Звездной ночи» Ван Гога не закончится никогда. Мировое признание пришло к нему уже после смерти: сегодня коллекционеры и ведущие музеи соревнуются за право владеть картинами несостоявшегося пастора и учителя Винсента Ван Гога.
В России увидеть картины Ван Гога в оригинале можно в коллекциях Пушкинского музея и Эрмитажа. Банк ВТБ — многолетний партнер этих музеев, который помогает организовать масштабные выставки мирового уровня.