«Рисунок содержит в себе не меньше эстетической информации, чем картина»

23 сентября 2020

Интервью с куратором выставки «От Дюрера до Матисса» Виталием Мишиным

До 1 ноября в ГМИИ имени А. С. Пушкина будет открыта выставка «От Дюрера до Матисса», подготовленная при поддержке банка ВТБ. Главный куратор экспозиции Виталий Мишин рассказал корреспонденту VTBRussia.ru о том, какие работы можно увидеть на стенах музея и почему так важно рассматривать рисунки великих мастеров.

— Расскажите, пожалуйста, про выставку. Сколько работ на ней представлено?

— Всего 225 экспонатов, включая рисунки, которые выставлены в соседних залах, в основной экспозиции 181 работа.

— В запасниках Пушкинского музея несколько десятков тысяч рисунков. Как проходил отбор работ для выставки?

— Эта была трудная задача. В первую очередь во внимание принимался критерий художественного качества. На выставке представлен первый ряд нашей коллекции. Потом встал вопрос, как избежать ощущения, что мы показываем некую мозаику наших лучших листов. Предстояло выстроить экспозицию в соответствии с какой-то логикой. Эта логика подсказана самой историей рисунка — с конца XV до середины XX века.

— То есть зрители, которые придут на выставку, увидят эволюцию искусства?

— Да, причем мы хотели взять широкий ракурс охвата, включив основные европейские национальные школы: итальянскую, французскую, немецкую, голландскую, фламандскую, русскую. Сразу скажу, что для нас было принципиально показать работы русских мастеров в общем контексте, как часть общеевропейской художественной культуры. На пересечении этих двух подходов, хронологического и географического, и выстраивалась экспозиция. Она имеет ясную структуру, которая приспособлена к конфигурации наших выставочных помещений.


— А в чем особенность выставочного пространства, почему Вы сделали на этом акцент?

— В музее преобладают длинные стены. Поэтому нам предстояло как-то структурировать и ритмически организовать это пространство. И нужно отметить, что мы вписались в него с нашей тематической структурой. Левая часть колоннады музея посвящена XVI веку, следующий зал — это XVII век, третий зал – XVIII век, вторая часть колоннады – XIX век. XX век в основном расположен в Белом зале, самом большом. В рамках каждого периода искусство рисунка представлено исходя из важнейших явлений, которые имели место в истории в этот период, и исходя соответственно из ресурсов нашей коллекции. Поэтому внутри каждого периода разные пропорции между школами. Например, XVI век представлен Германией и Италией, поскольку это был важный период в истории искусства, в первую очередь для этих национальных школ. В разделе XVII века преобладают Фландрия и Голландия, которые переживают расцвет в это время, показаны также Италия и Франция. Следующий зал — XVIII век — построен исключительно на французском и итальянском материале. XIX, а тем более XX век разнообразны, здесь и Германия, и Франция, и Италия, и Россия.

— Русские художники представлены с конца XIX века?

— С середины. Строго говоря, русское искусство с начала XVIII века, с эпохи Петра, особенно активно осваивало европейскую традицию. На нашей выставке русские художники вступают в диалог со своими европейскими коллегами с эпохи романтизма. Самая ранняя дата — 1835 год, акварель Брюллова. Его рисунки у нас связаны с Востоком, с таким явлением, как ориентализм, важным для европейского романтизма, тут они соединяются с пастелью Делакруа. Такое соседство вполне оправданно. В группе, посвященной символизму, Врубель соседствует с Гюставом Моро, их объединяет общее для людей эпохи символизма мироощущение. В XX веке особенно много оснований говорить о таких пересечениях. Выходцы из разных стран в это время на равных участвовали в сложении языка современного искусства. У XX века интернациональный характер. Здесь рядом можно увидеть работы, скажем, Татлина и итальянского футуриста Деперо, или Георга Гросса и Пименова, или рисунки Лебедева и итальянца Казорати. Такие сопоставления показывают живой художественный процесс. В нем участвовали выходцы из разных стран. В их произведениях выражался дух эпохи, дух времени. Такие моменты мы специально подмечали.

— Некоторые рисунки, как Вы отметили ранее, экспонируются рядом с живописью из постоянной экспозиции. С чем это связано?

— Принцип был простой: если зал посвящен, скажем, искусству Франции XVII века, то мы в нем можем увидеть рисунки, соответствующие этой эпохе или школе. Так, листы вступают в прямой диалог с полотнами на стенах. Это другой принцип демонстрации произведений, который придает экспозиции новое измерение.


Типология рисунков

— Какие типы рисунков можно увидеть на выставке?

— Здесь можно увидеть примеры разных типов рисунков, начиная с самых первых набросков композиции, когда у художника рождалась идея и он стремился ее зафиксировать. Это очень лаконичные, но в то же время содержательные наброски. При всем своем лаконизме они содержат зерно будущего сюжета. Таков один из рисунков Рубенса, например. Есть эскизы более проработанные, подготавливающие будущую картину или роспись, в том числе те, что уже вплотную подводят к законченному произведению. Есть эскизы, фиксирующие развитие замысла, когда художник ищет какие-то варианты, решения.

— К таким, например, относятся представленные на выставке эскизы Пикассо, где художник пробует разные цвета.

— Речь идет о двух эскизах к картине «Дружба». Они показывают движение мысли художника: в первом эскизе Пикассо ищет некую единую конструкцию, объединяющую фигуры и пространство. Очень суммарно. На другом эскизе та же группа, но уже более дифференцированная, проработанная; ее оставалось только перенести на холст в большем масштабе.

— Вернемся к типологии рисунков. Какие еще виды выделяют искусствоведы?

— В европейской традиции большинство художников после того, как их замысел определен и закреплен в эскизе, начинают прорабатывать каждую фигуру в отдельных этюдах. Это могли быть как фигура, так и рука, голова, драпировка или любые другие предметы. Таких листов на выставке сколько угодно. Причем во многих случаях мы точно знаем, к какой картине или росписи сделан тот или иной этюд. Но есть и примеры рисунков самостоятельных, самоценных, которые не были задуманы как подготовительные работы, а изначально создавались как самостоятельные произведения, предназначенные для продажи, подарка или экспонирования в Салоне, иногда для себя. Чаще всего они имеют более законченный характер. Такого рода типология определяется той или иной функцией рисунка, его назначением. Но можно посмотреть на экспонаты под каким-нибудь другим углом зрения. Так, здесь можно найти образцы самых разных техник рисунка; увидеть разные сюжеты, мифологические, исторические, аллегорические, бытовые, портреты, пейзажи… При взгляде на рисунки появляется ощущение, что они взаимодействуют со зрителем на более тонких эмоциях. Это довольно небольшие по размеру работы, которые требуют к себе особенного внимания.

Рисунок содержит в себе не меньше эстетической информации, чем картина. Рисунок так же, как и музыка — ее нужно учиться слушать, упражнять слух, чтобы со временем начинать извлекать из нее смыслы и красоту, которые в ней заложены. Кстати, совет зрителю: можно воспользоваться возможностью и прийти на выставку, чтобы поупражнять свой глаз. Это редкая возможность, тем более на вещах такого высокого класса.

— Как часто Пушкинский музей экспонирует рисунки из своего собрания?

— Смотря какие. Работы самых известных мастеров, таких как Матисс или Пикассо, более востребованы, в том числе для зарубежных выставок. Но какие-то листы показываются впервые. Кроме этого, даже востребованные работы не могут экспонироваться слишком часто. Между выставками должно проходить достаточно длительное время, чтобы рисунки «отдыхали».

— Каков этот период отдыха?

— Чем больше, тем лучше. Как минимум несколько месяцев, а то и год.

— Ранее у музея уже была выставка рисунка в Париже. Эта, московская выставка, другая или продолжение французской?

— Можно сказать, что это два этапа одного проекта. Да, начиналось все с Парижа. Мы формировали выставку для Фонда Кустодия. Она прошла в начале 2019 года. Фонд Кустодия — это уважаемая институция, которая специализируется в большей мере на искусстве рисунка. У фонда очень комфортные, уютные помещения, камерные, подходящие для экспонирования такого рода материала. Изначально мы должны были вписаться в конфигурацию их помещений, в 14 небольших залов на двух этажах. Мы стремились так отобрать материал, чтобы каждый зал был посвящен какой-то теме. И вот эта сложившаяся тематическая и стилистическая структура во многом нам пригодилась в Москве, во всяком случае, мы не видели необходимости ее как-то радикально менять. Другое дело, что разница в экспозиционных площадях и в конфигурации залов внесла коррективы в состав выставки. При том, что общая концепция и задачи остались теми же. Примерно два десятка рисунков, которые были в Париже, в Москве не показываются, но, с другой стороны, было добавлено более чем три десятка других рисунков. В основе тот же состав, но с коррективами.


Принцип экспонирования 

— Возвращаясь к теме оформления выставки. Кажется, что колоннада музея идеально подходит для изучения рисунков, можно довольно близко рассмотреть все представленные работы.

— Конечно, рисунок нужно смотреть, условно говоря, с расстояния вытянутой руки. Есть очень тонкие работы, они требуют меньшего расстояния. У каждой вещи свой фокус. Какие-то рисунки более яркие, контрастные, когда нужно отойти подальше. Но все работы требуют камерного общения. Монументальная колоннада центральной лестницы не очень подходит для показа рисунков, но ее можно приспособить для этого с помощью щитов, просто это требует от дизайнера дополнительных усилий.

— А как долго Вы работали над оформлением? Например, интерьер Белого зала создан специально к выставке.

— После того как выставка вернулась из Парижа, несколько месяцев не было ясности, как мы будем делать ее здесь, в Москве. Не было понятно, когда и в каких рамках мы сможем осуществить наш замысел. Когда все прояснилось, мы интенсивно занялись оформлением. Здесь важную роль играла наш художник-дизайнер Анна Каменских. Конструкция в Белом зале очень удачно формирует пространство, создавая некие пропилеи, которые ведут к апсиде. Если говорить о дизайне, есть еще интересный момент, с которым мы столкнулись в Париже: там было решено использовать для некоторых рисунков исторические рамы, то есть рамы, соответствующие времени создания рисунка. Когда рама и рисунок соответствуют единому стилю эпохи, это производит гармоничное впечатление. В Фонде Кустодия есть прекрасное собрание исторических рам. Примерно два десятка работ были переоформлены на месте. У нас в музее не столь богатый фонд исторических рам, тем не менее и нам удалось часть рисунков оформить таким же образом.

— Но большая часть листов в новых и достаточно простых рамах.

— Исторические рамы выглядят как драгоценная инкрустация, они обогащают экспозицию. Но мы использовали их только там, где это уместно. Современный багет имеет свои преимущества — он создает единообразие. Исторические рамы — самых разных размеров, приходилось подбирать их к рисункам индивидуально, а багетные рамы имеют три стандартных модуля: маленький, средний и большой.

— Если посмотреть в перспективе, то можно заметить, что рамы, даже если они одного размера, висят по-разному: какие-то вертикально, какие-то горизонтально. Это нужно, чтобы создать определенный ритм?

— Да, конечно. Иногда приходится перемонтировать рисунок, чтобы он вписался в ритмический ряд. Вообще, главный стержень экспозиции — это целые ансамбли рисунков. Есть более обширные группы, по 5–6 рисунков, а есть маленькие, по 2–3 листа. Основную интригу выставки составляет именно взаимоотношение экспонатов внутри группы и между группами. 

Выставка проходит в главном здании 
ГМИИ имени А. С. Пушкина 

по адресу г. Москва, ул. Волхонка, д. 12 
и продлится до 1 ноября 2020 года. 
Музей открыт со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00, 
в четверг и пятницу – до 21:00.

Для справки

Выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» не первый совместный проект музея и банка ВТБ. Сотрудничество двух институций — финансовой и культурной – началось в 2005 году, за эти годы было реализовано множество проектов. Так, в 2018 году банк стал генеральным партнером музея и поддержал выставку «Пикассо & Хохлова». В прошлом году в партнерстве с ВТБ были открыты выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» и «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

12 августа 2020

<p>Такого, возможно, больше никогда не будет</p>
4 причины бежать в Пушкинский на выставку «От Дюрера до Матисса»

Такого, возможно, больше никогда не будет

28 апреля 2020

<p>Репин, Сутин, Верещагин и все-все-все</p>
Видеоэкскурсии VTBRussia.ru — избранное

Репин, Сутин, Верещагин и все-все-все

9 апреля 2020

<p>
	От палеолита до наших дней
</p>
 Эволюция рисунка

От палеолита до наших дней

Все новости