Какие ассоциации вызывает у вас имя художника Пикассо? Что вспоминается в первую очередь? Может быть, кубизм? Абстракционизм? Коллаж? Удивительные новации в искусстве? Картины, проданные за миллионы долларов? Все это — результаты трудов человека, личность которого была заложена еще в детстве. Поэтому знакомиться с Пикассо и искать истоки его достижений и непоколебимой веры в себя нужно именно в детстве, во взаимоотношениях с родителями, в историях юности. Именно там мы найдем ключ — ответ на загадку «В чем величие гения Пикассо?». И этот ключ — его мать, которая бесконечно любила сына и позволяла ему проявлять любые чувства и реализовывать любые желания.

Чудо спасения

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в скалистом приморском городе Малага на юге Андалузии. Легенда гласит: почему-то врачи решили, будто младенец родился мертвым. Они быстро оставили его и занялись матерью, однако дядя по отцовской линии — известный медик дон Сальвадор — не был готов так легко отпустить новорожденного племянника на тот свет.

Кто знает, чем руководствовался этот человек, но он наклонился над малышом и выдохнул дым от сигары прямо ему в лицо. Эффект не заставил себя ждать — ребенок скривился от негодования и расплакался, тем самым доказав свое право на жизнь.

Маленького счастливчика, согласно старинной испанской традиции, окрестили Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремидос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартит Патрисио Клито Руис-и-Пикассо. В повседневной жизни такие длинные имена никогда не использовались, но с их помощью отдавали дань почета святым и многочисленным родственникам. В случае Пикассо центральная часть повторяла имя отца — Хосе Руис-и-Бласко, и матери — Марии Пикассо-и-Лопес. Пабло стал их первенцем, а позже родились еще две дочери — Мария де лос Долорес (дома ее звали Лолой) в 1884 году и Мария де ла Консепсьон (Кончита) в 1887-м.

Родители

Семья Пикассо принадлежала к среднему классу, но водила знакомства в академических кругах. Отец был художником и хранителем местного музея искусств. Его натюрморты и картины с изображением голубей были довольно популярны у местных жителей.

Мама — Мария Пикассо — не могла похвастаться большими талантами, зато с ранних лет хлебнула тяжелой жизни. Ее отец, дед Пикассо, отправился на Антильские острова в поисках лучшей жизни. Оттуда он уже не вернулся, и матери Марии пришлось растить четверых дочерей самой. В душной от повседневных хлопот жизни, после пережитых тяжелых родов Пабло стал для матери настоящим подарком судьбы. Она обожала его всей душой и гордо хвасталась направо и налево красавцем-мальчуганом с яркими выразительными глазами.

«Он был одновременно ангельски и дьявольски хорош, люди не могли отвести от него глаз!» Мария Пикассо Лопес, мама Пабло Пикассо

Мария Пикассо Лопес верила в великое предназначение сына и всегда ему об этом твердила. Грамотный психоаналитик, наверное, смог бы найти немало параллелей между этой особенностью внутрисемейных отношений и тем, как впоследствии сложился жизненный путь великого художника. Но даже людям, не вооруженным специальными знаниями, очевидно: Пикассо, напитанному таким безграничным обожанием матери, позже было трудно найти женщину-спутницу, которая смогла бы так же безусловно полюбить и принять его со всеми недостатками.

Пабло Пикассо с младшей сестрой Лолой

Кстати, мать была не единственной женщиной, души не чаявшей в маленьком Пабло. По испанским традициям семья жила кучно и дружно: рядом с мальчиком всегда были бабушка по материнской линии Инес Пикассо и две тетки Эладия и Элеодора. В этом женском царстве, где было всего двое мужчин — будущий художник и его отец, Пикассо чувствовал себя настоящим сокровищем. Его баловали все без исключения, а первые корявые рисунки и поделки из бумаги моментально возводились на пьедестал истинных шедевров.

Маленький Пабло одинаково уважительно относился к обоим родителям. Он с теплом говорил про отца: «Каждый раз, рисуя мужчину, я невольно думаю о своем отце. Дон Хосе для меня превосходный образец мужественности, и пока я жив, так будет всегда».

Хосе Руис Бласко, отец Пабло Пикассо

Однако позже отношения с ним ухудшились. Со временем Пабло стал корить отца за то, что тому не удавалось зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать большую семью. И, хотя между ними никогда не было открытого противостояния, тень недоверия все же закралась в душу художника. С 1901 года Пабло Руис Пикассо (именно так звучало официальное сокращенное имя художника) начал экспериментировать со своим именем, когда подписывал картины. Встречаются следующие сокращения: «П. Руис Пикассо», «П.Р. Пикассо» или просто «Р. Пикассо». С 1902 года на всех произведениях осталась одна подпись, которая и вошла в историю: фамилия матери — «Пикассо». Пабло официально отказался использовать фамилию отца, что для Испании считалось крайне редким явлением.

Талант и первые самостоятельные шаги

Пикассо полюбил рисование с самого раннего детства, и, как говорили, даже первое произнесенное им слово было «карандаш», который он постоянно требовал и не выпускал из рук. Будущий художник творил, а родители всячески его поддерживали.

Раз в неделю, по воскресеньям, все семейство посещало церковь, а по субботам — корриду. Это кровавое зрелище навсегда запало в душу будущего художника и стало яркой узнаваемой нотой, особенным оттенком испанской страсти его произведений. В восемь лет Пабло написал одну из первых картин масляными красками — «Пикадор» — и посвятил ее боям быков. С тех пор и до конца дней художник бережно хранил свой первый настоящий рисунок.

«Желтый пикадор», 1889 год

В 1891 году все семейство переехало на север страны — в Ла-Корунью. Там дон Хосе устроился учителем рисования в среднюю школу. Казалось, дела пошли в гору, но уже в 1895 году случилось страшное горе: от дифтерии умерла восьмилетняя сестра Пикассо — Кончита. Девочка угасла на глазах, видеть ее страдания было невыносимым испытанием для всей семьи. Суеверный Пабло переживал ее болезнь настолько сильно, что даже хотел отказаться от художественного таланта, лишь бы спасти сестру. Он пообещал не брать в руки карандаш, если такая сделка поможет поставить ее на ноги. Но Кончиту спасти не удалось, а боль этой потери Пикассо пронес через всю жизнь.

Спустя год семья покинула неуютную Ла-Корунью и переехала в Барселону. Отец, который всячески поддерживал увлечение сына рисованием, снял для него небольшую комнату. С этого момента у Пикассо началась другая, самостоятельная жизнь.

Пикассо в возрасте 15 лет

Пятнадцатилетний Пабло поступил в школу изящных искусств. Перед ним открылась совершенно новая реальность: рестораны, музеи, бордели — везде он заводил новые знакомства, везде напитывался бурлящей жизненной силой, упивался ее ритмом. В этих открытиях его постоянным спутником стал Мануэль Пальярес, дружба с которым длилась всю жизнь: Пикассо умер в 1973 году, а Пальярес — в 1974-м.

В 1897 году Пабло Пикассо отправился в Мадрид и поступил в Королевскую академию Сан-Фернандо. Правда, свобода, которая так пьянила молодого человека, не позволяла ему всерьез заниматься академической живописью. Вместо скучных семинаров Пабло проводил дни в музее Прадо, где с особым вниманием изучал произведения великих испанских живописцев Эль Греко, Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. Картина «Менины» последнего произвела на Пикассо неизгладимое впечатление: с тех пор на протяжении жизни художник неоднократно возвращался к теме зеркальных отражений, создавая свои интерпретации знаменитого шедевра. За постоянные прогулы дядя дон Сальвадор лишил его материального пособия, и Пабло пришлось жить на скромную сумму, которую присылал отец.

Автопортрет, 1900 год

Разгульный образ жизни и безответственность могут «аукнуться» даже в юном возрасте, и вскоре молодой художник заболел. Он вернулся в Барселону к родным, а затем вместе с другом Пальяресом отправился восстанавливать силы к его родным, в тихую деревню Орте-де-Эбро. Там молодые люди отдыхали и жили в свое удовольствие целых восемь месяцев. Пикассо, выросший в городе, узнал, что такое сельская жизнь: какой она может быть красивой и одновременно тяжелой, каков быт простых крестьян. Эта деревушка и этот период затишья стали отправной точкой в мир взрослой жизни для молодого человека, душа которого так стремилась объять этот неизведанный мир.

Фото: Getty Images Russia, РИА Новости

Главный редактор
Александр Богословский
Арт-директор
Николай Шляхтин
Текст
Наталья Игнатова, Наталия Грачева, Наталья Волкова, Александр Богословский
Корректор
Лидия Ткачева
Редакция VTBRussia.ru
Александра Лаврова, Екатерина Майорова
© VTBRUSSIA.RU