Пабло Пикассо называют самым известным художником XX века и отцом современного искусства. Фамилия художника стала брендом еще при его жизни и знакома не только многомиллионной армии поклонников, но и людям, которые далеки от искусства. Работы Пабло могут восхищать, удивлять своей необычностью или даже пугать, но вряд ли они кого-то оставят равнодушным. За свою жизнь великий испанец написал несколько десятков тысяч картин — так много, что точное их количество остается загадкой и по сей день.

Рождение «генерала»

Однажды французский драматург Жорж Рибмон-Дессень сказал: «Ничто из того, что можно сказать о Пикассо, не является точным...» Возможно, в целом так оно и есть, но даты рождения и смерти гения нам известны с высокой долей вероятности.

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малаге. Малыша, согласно старинной испанской традиции, окрестили Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремидос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартит Патрисио Клито Руис-и-Пикассо.

В повседневной жизни такие длинные имена никогда не использовались, но с их помощью отдавали дань почета святым и многочисленным родственникам. В случае Пикассо центральная часть повторяла имя отца, Хосе Руис-и-Бласко, и матери, Марии Пикассо-и-Лопес. Когда мальчик вырос, он стал представляться гораздо короче — Пабло Пикассо — и подписывать свои картины так: Piсasso.

Пабло был настоящим любимцем Марии Пикассо. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», — говорила она о сыне. Мать рассказывала ему сказки собственного сочинения, научила вырезать фигурки из бумаги, но самое главное, донья Мария подарила Пабло уверенность в том, что он способен завоевать мир. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдешь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» — говорила она сыну.

Испания — Франция

Талант проявился у Пикассо еще в детстве. В восемь лет Пабло написал свою первую картину — «Пикадор» (1889), с которой никогда не расставался.

С 10 до 14 лет Пикассо учился в школе искусств в городе Ла-Корунья (север Испании). С 15 — в школе изящных искусств Ла-Лонха в Барселоне.

Когда Пикассо исполнилось семнадцать, он поступил в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. Учеба не заладилась: художнику, имевшему характер бунтаря и хулигана, в академии было очень скучно. Вместо семинаров Пабло проводил дни в музее Прадо, где с особым вниманием изучал произведения великих испанских живописцев Эль Греко, Франсиско Гойи и Диего Веласкеса.

В Барселоне Пикассо познакомился с живописцем Карлосом Касагемасом, вместе с которым в 1900 году отправился покорять Париж. Несмотря на почти полное отсутствие денег и незнание языка, Пикассо быстро освоился на новом месте, а в 1903-м переехал в столицу Франции навсегда.

Нищета в розово-голубых тонах и Фернанда Оливье

В феврале 1901 года Пикассо получил письмо, которое обрушило всю его прежнюю жизнь. В нем сообщалось, что его лучший друг Карлос Касагемас застрелился.

Самоубийство друга подкосило Пикассо. Юный художник на несколько лет погрузился в меланхолию, отражение которой нашло в «Голубом периоде» его творчества. Для него были характерны темы старости, смерти, нищеты и страданий: «Женщина с пучком волос» (1903), «Любительница абсента» (1901), «Свидание» (1902), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Трагедия» (1903).

Следом за «Голубым периодом» начался так называемый «Розовый», искусствоведы называют главной работой этого времени «Девочку на шаре» (1905). Образы театра, цирка — клоуны, танцовщики и акробаты — изображались в картинах этого периода в цветах розовой гаммы. Одиночество, которое испытывал Пикассо, нашло здесь свое воплощение.

В 1904-м Пабло знакомится с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей на долгое время не только обожаемой любовницей, но и музой, наполнявшей вдохновением серые будни художника.

К 1906-му неистово творивший Пикассо — говорят, он писал по картине в день — потихоньку стал выбираться из нищеты. Его работы наконец-то стали продаваться. Многие искусствоведы связывают это прежде всего со знакомством художника с Лео и Гертрудой Стайн — братом и сестрой, в лице которых Пикассо приобрел своих многолетних покровителей.

Кубизм и волшебная Ева Гуэль

«Самое сильное художественное потрясение я пережил, когда мне открылась возвышенная красота скульптур, созданных безымянными африканскими художниками», — говорил Пикассо о своем периоде увлечения «негритянским искусством», с которым связывают появление кубизма.

Основополагающим произведением кубизма Пикассо стала картина «Авиньонские девицы» (1907), которая почти 20 лет после создания пролежала свернутой в рулон в его мастерской. Миру ее в 1925 году открыл предводитель сюрреалистов — Андре Бретон.

Кубизм Пикассо — это засилье натюрмортов с музыкальными инструментами, курительными трубками, бутылками и нотами. Эти атрибуты богемной жизни соседствуют с зашифрованными номерами телефонов, домов, обрывками имен и названиями улиц. Все вместе это называют «кубистической тайнописью».

В кубизм Пабло Пикассо «упал» вместе со своим другом, художником Жоржем Браком. Вместе они придумали технику коллажа, изначально называемую papiers collés («приклеенные бумажки»). Коллаж нужен был, чтобы соединить разные грани в большие плоскости: «Гитара и скрипка» (1913), «Портрет девушки» (1914).

Почти все «кубистическое» время — это время Евы Гуэль, новой возлюбленной Пикассо, с которой он познакомился в 1909 году. В 1915 году она умерла от рака гортани.

«Парад» и Ольга Хохлова

В 1915 году в Париже царствовал «Русский балет» Сергея Дягилева — и Пикассо, который жаждал нового вызова, не мог не поучаствовать в этом проекте.

В 1916 году Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пабло принять участие в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» Сергея Дягилева. Пикассо серьезно увлекается работой, вместе с Сати они переделывают сценарий и сценографию представления. После шумной премьеры «Парада» в мае 1917 года, когда о балете не писал только ленивый, популярность Пикассо выходит на новый уровень.

Во время работы над «Парадом» Пабло Пикассо знакомится с русской балериной Ольгой Хохловой. В июле 1918 года она становится его женой. Пабло и Ольга венчаются в православном храме Александра Невского на улице Дарю. Через три года, в 1921 году, у них появляется сын Поль (или Пауло).

Исследователи пишут, что «Период Ольги» возвращает художника в реализм, но при этом он не забывает и о кубизме.

Сюрреализм и Мари-Терез Вальтер

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо — период сюрреализма. Именно в этом году свет увидела его знаменитая картина «Три танцора» (ее еще часто называют «Танец»), отразившая погружение художника в мир ярости, ненависти, конвульсий и ломки.

У Пикассо наметился очередной кризис, связанный с личными обстоятельствами: ему наскучила светская (и семейная) жизнь, которую он безостановочно вел после встречи с Ольгой Хохловой. Пабло жаждал свободы. Энергию для освобождения Пикассо дали молодые сюрреалисты-бунтари.

Сюрреализм Пикассо — это гипертрофированные, разорванные на части и собранные потом заново фигуры, чаще всего женские. Метафорические, агрессивные и эротические образы вырывались из подсознания художника и оставались на холстах, соединяясь с реальностью.

Весь этот период Пикассо метался между двумя женщинами — Ольгой Хохловой, с которой у художника уже намечался разрыв, и юной любовницей Мари-Терез Вальтер (на момент знакомства с Пикассо Вальтер было 17 лет). С последней художник познакомился на парижской улице и не расставался вплоть до конца 1930-х годов.

В 1935 году Пикассо разрывает отношения с Ольгой Хохловой и второй раз становится отцом — Мари-Терез родила ему дочь Майю. Вскоре в Испании начинается гражданская война и жизнь художника снова меняет траекторию.

«Герника» и Дора Маар

В 1936 году Пикассо знакомится с фотографом Дорой Маар — своей новой музой и помощницей.

После бомбежки в 1937 году баскского города Герники Пикассо пишет «Гернику» — огромное пацифистское полотно, которое впервые было выставлено на Всемирной выставке в Париже. Картина стала самым известным антивоенным живописным произведением своей эпохи.

Во время войны Пикассо пишет картины, в которых сквозит тревога и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939). Горечь не коснулась детских портретов — он с удовольствием и трепетом пишет Майю, так же как и когда-то сына Пауло.

Много в работах Пикассо и Доры Маар. Ее лицо почти всегда искажено — она либо плачет, либо изображена так, словно художник стремится разорвать ее на части: «Плачущая женщина», (1937), «Утренняя серенада» (1942).

Когда нацисты вторглись во Францию, Пикассо остался в стране. Власти США предлагали ему убежище, но художник отказался. В оккупированном Париже его работы были объявлены «дегенеративным искусством», их было запрещено выставлять в галереях, что, впрочем, никак не мешало работе Пикассо. Нацисты не трогали Пабло — мировая слава стала щитом художнику.

В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции, потому что считает коммунизм единственной альтернативой мировому безумию.

Гуманистические воззрения Пикассо проявляются и в его послевоенных работах. В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира».

Десять лет с Франсуазой Жило

В 1943 году у Пикассо начинается роман с Франсуазой Жило, юной парижской художницей. Франсуаза гораздо младше своего возлюбленного: на момент знакомства художнику 62 года, ей всего 22. Но разница в возрасте не помешала паре завести двоих детей — Клода и Палому.

Биографы десятилетие с Франсуазой называют самым счастливым временем в жизни Пабло Пикассо. Произведения, созданные в 1945–1955 годах, идиллические, радостные. Взять хотя бы его картину «Радость жизни» (1946). Или портреты Франсуазы — «Женщина в желтых бусах» (1946), «Женщина-цветок» (1946).

Осенью 1947 года Пабло Пикассо увлекается керамикой — работает на фабрике «Мадура» в Валлорисе. Из-под его рук выходит посуда, в том числе декоративная, анималистические фигурки, антропоморфные кувшины; не обходит стороной Пикассо и скульптуру — работы «Беременная женщина» (1950), «Коза» (1950), «Обезьяна с малышом» (1952) относятся к жемчужинам ассамбляжа.

Закат с Жаклин Рок

В 1953 году Франсуаза Жило уходит от Пикассо, забрав детей (и становится, таким образом, единственной женщиной художника, которая ушла от него сама). Оставшись один, Пабло продолжает рисовать, осмысляя свою старость.

В 1954 году он знакомится с двумя женщинами. Первая — Сильветт Давид, юная блондинка, которую художник изобразил не менее 60 раз. Она не стала его любовницей, хотя и была музой. А вторая, Жаклин Рок, вышла за Пикассо замуж в 1958 году и стала его второй официальной женой после Ольги Хохловой, которая умерла тремя годами ранее.

В последние 15 лет своей жизни Пикассо по-прежнему творил, но исследователи говорят, что его произведения разнообразны и не равны по качеству. Художник в этот период часто черпал вдохновение в картинах Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Делакруа, Мане.

Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви (Мужен, Франция). Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарг.

Перед самой смертью художник попросил лист бумаги и карандаш. Согласно легенде, первым его детским словом… тоже был «карандаш» («пис» — от испанского «lapiz»). Пабло постоянно требовал его у родителей, чтобы рисовать. И рисовал в итоге всю свою 92-летнюю жизнь.

С 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка «Пикассо & Хохлова», которая расскажет об истории отношений Пабло Пикассо и его первой жены — русской балерины Ольги Хохловой. История их отношений была, безусловно, очень яркой, пусть и непростой. Ольга вдохновила Пикассо на создание многих значимых произведений, оказала влияние на развитие его творческого стиля. Выставка объединит более 200 работ — живопись и графику из парижского Музея Пикассо, а также предметы из фонда FABA, который привезет редкие архивные материалы и малоизвестные работы художника. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.

Главный редактор
Александр Богословский
Арт-директор
Николай Шляхтин
Текст
Наталья Игнатова, Наталия Грачева, Наталья Волкова, Александр Богословский
Корректор
Лидия Ткачева
Редакция VTBRussia.ru
Александра Лаврова, Екатерина Майорова
© VTBRUSSIA.RU