© VTBRUSSIA.RU

Автопортрет Пикассо, 1900 год

Это один из первых автопортретов Пабло Пикассо. Работа выполнена в 1900 году в Барселоне, куда Пабло вернулся, оставив обучение в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид). В Барселоне художник пробыл всего несколько месяцев, а затем вместе с другом Пальяресом отправился восстанавливать силы к его родным, в тихую деревню Орте-де-Эбро. Там молодые люди отдыхали и жили в свое удовольствие целых восемь месяцев. Пикассо, выросший в городе, узнал, что такое сельская жизнь: какой она может быть красивой и одновременно тяжелой, каков быт простых крестьян. Эта деревушка и этот период затишья стали отправной точкой в мир взрослой жизни для молодого человека, душа которого так стремилась объять этот неизведанный мир.

Картина «Пикадор»

Одна из первых работ, которую Пикассо написал в 8 лет. На картине — сцена из корриды, традиционной испанской схватки человека и быка. Отец Пикассо сызмальства брал сына на представления, а потому появление этого сюжета среди детских рисунков неудивительно. Пикадор уверенно выезжает на сцену на черном коне. Красно-коричневые оттенки напоминают запекшуюся кровь, а желтый костюм пикадора говорит о неуемной энергии всадника. И, хотя самой схватки на картине нет, в фигуре пикадора и зрителей ощущается застывшее напряжение.

Мария Пикассо Лопес

Мария Пикассо Лопес (1855–1939) любила сына беззаветно. Она активно занималась его воспитанием, сочиняла для него сказки и всячески поощряла за успехи. На неудачи и плохое поведение старалась просто закрывать глаза. О своем маленьком сыне она вспоминала так: «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд». Мария Пикассо Лопес верила, что у сына великое будущее, и не забывала каждый день ему об этом напоминать. Такая сильная материнская любовь наверняка повлияла на формирование личности одного из самых известных живописцев в истории. Но со временем вскрылись и минусы: привыкший к безоговорочному обожанию, Пикассо никак не мог найти женщину-спутницу жизни, которая бы так же, как родная мать, безусловно полюбила и приняла его со всеми недостатками.

Фамилия и подпись

Традиционно фамилия в Испании складывалась из фамилий отца и матери, поэтому изначально сокращенное имя художника звучало Пабло Руис Пикассо. До 1902 года он так и подписывал картины: «П. Руис Пикассо», «П.Р. Пикассо», или просто «Р. Пикассо». Но позже на всех произведениях осталась только одна подпись, которая войдет в историю: фамилия его матери — «Пикассо». Пабло отказался использовать фамилию отца, что было большой редкостью по тем временам.

Музей Прадо

После переезда в Мадрид художник больше всего времени проводит в музее Прадо, где с особенным вниманием изучает творчество великих испанских живописцев. Он писал родителям: «Музей картин Прадо прекрасен. Веласкес — лучше всех, у Эль Греко есть великолепные головы, а работы же Мурильо неубедительны». С уважением относился к произведениям Гойи, настроение картин которого меняется от романтичного, в пасторальных сценах, до депрессивного. Пикассо не любил учиться в школе и отвергал классические методы обучения, но Прадо стал для него истинной школой живописи и вдохновения.

«Старый гитарист», 1902 год

Картина «Голубого периода». Именно в это время художник потерял близкого друга Карлоса Касагемаса, после чего впал в глубокую депрессию. Личные переживания он выразил на холстах сине-голубыми красками. Картины этого периода — размышления Пикассо на вечные темы: о человеческих страданиях, униженных, несчастных и больных детях, стариках и одиночестве.

Жермена Гаргальо

Жермена Гаргальо — роковая красотка, натурщица испанского происхождения, с которой Пабло Пикассо и его друг Карлос Касагемас познакомились в Париже. 21-летний Карлос полностью потерял голову от безответной любви, и, когда Жермена закрутила роман с другим прямо на его глазах, застрелился.

Картина «Смерть Касагемаса (Самоубийство)», 1901 год

В феврале 1901 года Пикассо получил роковое письмо, которое обрушило его прежнюю жизнь. В нем сообщалось, что Карлос Касагемас, его ближайший друг и творческий соратник, погиб.

Семнадцатого февраля — перед отъездом в Барселону — Карлос устроил прощальный ужин в ресторане «Ипподром». Как выяснилось позже, Касагемас заранее готовился к этому событию и знал, что ужин будет последним в его жизни. Молодой человек, одержимый страстью к Жермене, принес с собой заряженный револьвер и, вскрикнув: «Вот тебе!» — выстрелил в ненавистную возлюбленную. Однако промахнулся. Вторую пулю со словами «А это мне!» — он отправил себе в голову. Жермена не пострадала, а Карлос Касагемас скончался в больнице через несколько часов.

Мать юноши не смогла пережить эту новость. Пикассо потребовалось несколько месяцев, чтобы осознать произошедшее. Первой его работой после трагедии стал портрет Карлоса Касагемаса для некролога, опубликованного в местной газете.

«Свидание», 1900 год

Небольшая работа Пикассо (53х56 см), написанная им во время его первого приезда в Париж. В те дни в столице Франции проходила Всемирная промышленная выставка, где экспонировалась картина Пикассо «Последние мгновения».

Эйфелева башня

Впервые Пабло Пикассо приехал в Париж в 1900 году, в год открытия Всемирной выставки. Молодого человека поразили достижения прогресса. Впервые он увидел метро, открытое в этом же году, и двухэтажные вагоны, на которых гостей выставки доставляли к главному входу. А входом служила не менее поразительная Эйфелева башня, построенная годом ранее.

Фернанда Оливье

Фернанда Оливье — первая настоящая любовь Пикассо. Во многом благодаря чувствам, которые возникли между ними, в творчестве художника появился романтичный «Розовый период». Их отношения продолжались девять лет: от этой эпохи осталось большое количество как портретов Фернанды, так и женских образов, написанных с нее.

«Девочка на шаре»

Картина «Девочка на шаре» — один из главных шедевров «Розового периода». Картина была написана в 1905 году, а в 1913-м ее за 13 тысяч франков приобрел русский коллекционер Иван Абрамович Морозов. После национализации произведений искусства советской властью работа (транзитом через Государственный музей новой западной живописи, расформированный в 1948 году) попала в коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Античная фреска

Одним из источников вдохновения «Розового периода» Пикассо стала античность. Многие герои работ этого периода обладают классическими пропорциями и позами, а их одеяния, созданные из драпировок тканей, напоминают скорее античные платья, нежели современные. Черты античности проявляются также в светотеневой моделировке форм и сложности ракурсов, подчёркивающих драматизм сцен.

«Акробат и юный Арлекин»

Излюбленная тема Пикассо в «Розовый период» — бродячие артисты, акробаты и арлекины. Изящные вытянутые фигуры персонажей картин этого периода — в том числе и картины «Акробат и юный Арлекин» — отсылают зрителя к творчеству Эль Греко, одного из самых любимых художников Пикассо.

Цирк Медрано

— Смотрите, смотрите! Дамы и господа, смотрите! Здесь у нас: Берта, ребенок с двумя головами, Волосатая Дама, Человек-Змея и еще много чего. Заходите, не пожалеете!

Цирк Медрано располагался около Монмартрского холма — в 1904–1906 годах Пикассо посещал его не реже раза в неделю. Именно здесь Пабло познакомился с бродячими цирковыми артистами — многие из них впоследствии стали героями его полотен.

«Авиньонские девицы»

Картина, которой было суждено стать символом революции в изобразительном искусстве. «Авиньонские девицы» — это еще не кубизм в полном смысле, но поворотный момент в творчестве художника, после которого обратного пути у Пикассо не было. Он упростил и видоизменил формы человеческого тела, выделив в них геометрические фигуры. Это был первый шаг на пути к разделению любого увиденного объекта на простые формы.

Африканские маски

Африканские маски, которые Пикассо увидел в музее Трокадеро, оказали на него сильнейшее воздействие. Он почувствовал, насколько выразительной и экспрессивной может быть форма, избавленная от лишних деталей. Осмысление примитивистского искусства привело художника к идее кубизма.

«Натюрморт с яблоками и персиками», 1905 год, Поль Сезанн

Первым художником, который разочаровался в популярном в те годы импрессионизме, стал Поль Сезанн. Он отверг основанный на восприятии мимолетности момента и ощущения солнечного света стиль и увлекся изучением формы. Сезанн написал 80 пейзажей с изображением горы Сент-Виктуар и добился устойчивого сочетания цвета и формы. Все предметы в его картинах будто вписаны в простые геометрические объекты. Брак и Пикассо, беря за основу идею Сезанна, пошли еще дальше и разбили изображение на мелкие детали — «кубики». Так родился новый эффект психоэмоционального воздействия на зрителя. Впервые зрители увидели новую, выдуманную художником реальность, преломившую форму привычных предметов.

«Мона Лиза»

Похищение «Моны Лизы» из Лувра в 1911 году привело к тому, что Пабло Пикассо и его близкий друг поэт Гийом Аполлинер оказались под следствием. Ситуация стала настоящим испытанием для них обоих, и Пикассо пройти его не смог.

Жорж Брак

Близкий друг и соратник Пикассо. Вместе художники стали создателями и идеологами новых направлений в искусстве — кубизма и коллажа.

Античные скульптуры

«Классический период» Пикассо начался в Риме — Вечном городе, где художник вдохновлялся древней архитектурой и скульптурой. Для него это время стало личным возрождением: после пережитых смертей близких людей, бесконечно меняющихся связей без будущего, он будто заново познал вкус жизни и перешел на новый этап становления личности — создал семью.

Дягилевские сезоны

Сотрудничество Дягилева и Пикассо оказалось очень плодотворным. Началось все с работы над скандально известным балетом «Парад», для которого Пикассо создавал декорации и костюмы. А продолжилось «Треуголкой», «Пульчинеллой» — в общей сложности восемью театральными и балетными постановками.

«Портрет Ольги в кресле», 1917 год

«Период Ольги» в творчестве Пикассо — это возвращение к истокам высокого искусства, к красоте античной классики. Их роман начался в Риме — городе, где художник вдохновлялся древней архитектурой и шедеврами античной скульптуры. Для него это время стало личным возрождением: после пережитых смертей близких людей, бесконечно меняющихся связей без будущего, он будто заново познал вкус жизни.

Стравинский

Пикассо написал портрет Стравинского, который тот хотел забрать с собой домой в Швейцарию. Но на границе Италии случился казус: таможенники категорически запретили провоз картины, решив, что это военная карта. «Да, это карта моего лица, и ничего более», — утверждал Стравинский, но убедить таможенников не удалось. Портрет был направлен обратно в Рим, а затем через дипломатическую почту переправлен в Швейцарию.

Андре Бретон

Андре Бретон — сын жандарма, изучал медицину в Париже, работал в области психиатрии. Труды Зигмунда Фрейда познакомили его с концепцией подсознательного, которая стала одним из краеугольных камней сюрреализма. В 1922 году стал редактором сюрреалистического журнала «Литература», чуть позже — главой движения сюрреалистов.

Картина «Три танцора»

Первая картина в русле сюрреализм. Сам художник всегда резко отвергал привязку картины к границе творческих периодов своей жизни. Лишь в 60-х годах он сказал, что уместнее было бы назвать ее «Пляской смерти». Начатая как более гармоничная вещь, картина «Три танцора» постепенно превратилась в средоточие боли — Пикассо говорил, что это связано с вестью о смерти его старого друга Рамона Пишо. Пишо был женат на Жермене Гаргалло, одной из натурщиц бедных парижских художников. В 1901 году из-за несчастной любви к Жермене покончил с собой еще один друг Пикассо — испанский живописец Карлос Касагемос. Три фигуры на картине — словно тени Рамона, Жермены и Карлоса, связанные разрушительной страстью.

Скульптура «Голова женщины»

В начале 1930-х годов Пабло Пикассо вернулся к скульптуре после двадцатилетнего перерыва. Моделью для «Головы женщины» в 1932 году стала возлюбленная художника Мари-Терез Вальтер. У Пикассо есть еще скульптуры, которые тоже носят название «Голова женщины». Одна датируется 1909 годом — тогда музой мастера стала Фернанда Оливье, его первая большая любовь. В 1941 году Пикассо изваял Дору Маар.

Картина «Сон»

Эту картину Пикассо создал за один день. Входит в список самых дорогих живописных полотен мира. Стоимость картины «Сон» в настоящий момент — 155 млн долларов. Моделью для художника стала его возлюбленная, 22-летняя Мари-Терез Вальтер, мать его дочери Майи.

Гражданская война в Испании (1936–1939)

Гражданская война в Испании — война между сторонниками провозглашенной в 1931 году республики и националистами под предводительством генерала Франко. Республиканцев-социалистов поддерживали СССР и Франция, франкистов — нацистская Германия. В 1939 году республиканцы были разгромлены. Диктатура Франко существовала в Испании до 1975 года.

«Герника», 1937 год

«Герника» — одна из самых известных картин Пабло Пикассо. Полотно, написанное после бомбардировки нацистами испанского города Герники, увидело свет 12 июня 1937 года на Всемирной выставке в Париже.

Бомбардировка Герники

Бомбардировка Герники произошла 26 апреля 1937 года в ходе гражданской войны в Испании. Воздушный налет осуществили силы германских ВВС. Герника — исторический и культурный центр Страны Басков, одной из областей Испании. Было разрушено более 70% города. Данные о погибших разнятся: одни источники указывают несколько сотен человек, другие говорят, что жертв было около полутора тысяч.

«Портрет Доры Маар с голубыми глазами», 1939 год

«Портрет Доры Маар с голубыми глазами» — картина написана в 1939 году. Моделью для Пикассо стала его новая возлюбленная Дора Маар, фотограф-сюрреалист. С ней художник познакомился тремя годами раньше. О глазах Доры хорошо сказал Джеймс Лорд, впоследствии написавший биографию Пикассо: «По ней сразу чувствовалось, что она незаурядный человек. Ее нельзя было назвать классической красавицей из-за крупного подбородка, но она обладала потрясающей внешностью. У нее светились глаза, и взгляд был очень выразительный и чистый, словно весеннее небо».

«Голова женщины», 1946 год

«Голова женщины» – портрет Франсуазы Жило, одной из возлюбленных Пикассо. Франсуаза прожила с художником с 1947 по 1953 год, родила ему двоих детей, Клода и Палому.

«Голубь мира», 1961 год

«Голубь мира» – эмблема, созданная Пабло Пикассо для второго Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. Изначально изображение голубя было более реалистичным, впоследствии художник создал графическую версию известного на весь мир образа.

«Завтрак на траве», 1960 год

Эта картина – одна из многочисленных вариаций на тему известного полотна Эдуарда Мане «Завтрак на траве», созданная Пикассо в промежутке между 1959 и 1962 годами. Всего художник сделал двадцать семь картин и сто тридцать восемь рисунков на эту тему.

«Жаклин со скрещенными руками», 1954 год

«Жаклин со скрещенными руками» – портрет Жаклин Рок, которая в 1962 году стала второй официальной женой Пикассо. Она воцарилась в доме художника после ухода Франсуазы Жило и жила рядом с ним до самой его смерти в 1973 году.

«Четыре увитых профиля», 1949 год

«Четыре увитых профиля» – керамическое блюдо, слепленное и расписанное Пабло Пикассо на фабрике «Мадура» во французском городке Мадура. Это изделие — одно из многих сотен керамических произведений художника.

Пикассо танцует на фоне своей картины «Купальщицы Ля Гаруп»

Автор фотографии — Дэвид Дуглас Дункан. На других фото этой серии художник танцует с Жаклин Рок, играет с Клодом и Паломой, работает над картиной.

Главный редактор
Александр Богословский
Арт-директор
Николай Шляхтин
Текст
Наталья Игнатова, Наталия Грачева, Наталья Волкова, Александр Богословский
Корректор
Лидия Ткачева
Редакция VTBRussia.ru
Александра Лаврова, Екатерина Майорова