«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо

3 декабря 2019

Краткий путеводитель по «Декабрьским вечерам Святослава Рихтера» 

Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», соединивший в своих программах изобразительное искусство, музыку, слово, театр и танец, стал еще при жизни Рихтера легендой и визитной карточкой ГМИИ имени А.С. Пушкина. Почти за сорок лет сложилась прочная традиция, выделяющая этот фестиваль среди многих других, проходящих в России и за рубежом. 

О том, какие дни «Декабрьских вечеров — 2019» заслуживают особого внимания, читайте в новом (экспериментальном) выпуске «Культурного дайджеста» Марины Лошак.

 

«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо
«Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа», Томас Гейнсборо, ок. 1750 © Gainsborough House, Sudbury, Suffolk and Tate, London

«Золотой век английской музыки», 4 декабря

Томас Гейнсборо был одним из любимейших портретистов короля Георга III и королевской семьи. А «банда» медных духовых инструментов — одним из самых любимых придворных увеселений. Потрясающий барочный трубач Марк Беннетт собрал для «Декабрьских вечеров» самых известных европейских исполнителей на исторических медных духовых инструментах, и я уже предвкушаю, как мы все перенесемся в атмосферу двора английских монархов и увидим всю красочную панораму королевских развлечений.

 

«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо
«Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали», Томас Гейнсборо, ок. 1763–1767. Передано в Дом-музей Гейнсборо (Саффолк) на долгосрочное хранение из частной коллекции

«Времена года», 8 декабря

Появление темы «времен года» в программе фестиваля, приуроченного к выставке работ Томаса Гейнсборо, не случайно. Именно любовь Гейнсборо к природе и пейзажу вдохновила английский вокальный ансамбль I Fagiolini и Роберта Холлингворта на создание музыкальных зарисовок, которые оказались созвучными мировоззрению английского живописца. И так же, как работы Гейнсборо демонстрируют увлечение художника голландской и французской живописью, так и концерт включает в себя практически всю европейскую музыку.

 

«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо
«Портрет Самюэля Линли», 1778 год, Томас Гейнсборо © Картинная галерея Далич, Лондон

«Дух Гейнсборо», 13 декабря

Мы знаем, что имя Томаса Гейнсборо связано не только с историей изобразительного искусства, но и с историей музыки. Страстный музыкант-любитель, он, по свидетельству современников, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте»; пробовал освоить фагот, арфу и лютню, неплохо играл на виоле да гамба. Среди его друзей было немало выдающихся музыкантов: Карл Фридрих Абель, младший сын И.С. Баха — Иоганн Христиан Бах, итальянский композитор и скрипач-виртуоз Феличе де Джардини и многие другие. Поэтому программа «Дух Гейнсборо» была специально подготовлена оркестром Pratum Integrum для нашего фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и, как мне кажется, блистательно воспроизводит музыкальную атмосферу, в которой жил и творил Гейнсборо. 

 

«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо
«Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом», Томас Гейнсборо, ок. 1779–1985 © Dulwich Picture Gallery, London

«Венера и Адонис», 20 декабря

Томас Гейнсборо был большим поклонником оперы, процветавшей на английской сцене и бывшей одним из любимейших развлечений при дворе. Причем в Англии развился собственный вид этого популярного европейского жанра — опера-маска. Ее истоки — в итальянской комедии дель арте, а сама маска являла собой череду танцев, пения и драматических речитативов. Мы даем московским слушателям фантастический шанс — впервые услышать настоящую английскую оперу-маску композитора Джона Блоу «Венера и Адонис», поставленную при дворе короля Карла II Стюарта. 

 

«Культурный дайджест» Марины Лошак: Гейнсборо
«Портрет джентльмена с собакой в лесу», Томас Гейнсборо, ок. 1746. Передано в Дом-музей Гейнсборо (Саффолк) на долгосрочное хранение из частной коллекции

«Сентиментальное путешествие», 23 декабря

Известно, что писатель Лоренс Стерн и Томас Гейнсборо были знакомы. Они познакомились на популярном английском водном курорте Бате. Вообще Гейнсборо не любил читать, но роман Стерна «Тристрам Шенди» прочел и был в совершенном восторге. Поэтому и поспешил познакомиться с писателем, и Стерн упоминает в письмах, что позировал Гейнсборо для портрета. Есть мнение, что мужской портрет работы Томаса Гейнсборо, который сейчас находится в английском музее Пил Парк в Солфорде, и есть тот самый портрет Лоренса Стерна.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

25 июня 2019

<p>
	 Интервью с директором Пушкинского музея Мариной Лошак
</p>
 «Наша задача — научить человека свободно думать»

Интервью с директором Пушкинского музея Мариной Лошак

16 мая 2019

<p>
	 Размытое фото работы вам в помощь
</p> Угадайте картину классика по описанию

Размытое фото работы вам в помощь

Все новости