Знакомство с авангардом по-грузински. Понять, принять, почувствовать и полюбить
Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина
12 декабря — 12 марта 2017
Грузинский авангард — феномен в мировой живописи, который совместил и перемешал яркие стили начала ХХ века (кубизм, футуризм и примитивизм). Именно эти стили отразили сложный и переменчивый дух начала нового столетия, наглядно представив ценности и устремления общества, влияние научно-технического прогресса на жизнь человека. Кубизм выразил эти искания в экспериментах с формами объектов, футуризм провозгласил главной ценностью красоту скорости, а примитивизм сосредоточил внимание художника на выражении энергии и экспрессии сюжета, а не на его реалистичности. Особого внимания на выставке заслуживают произведения великого грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани (кстати, его история любви легла в основу лирики песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз»). Он не боялся экспериментов в искусстве — писал картины на картоне, клеенке и других подручных материалах. Его произведения — не реальность, а впечатления, наполненные символами. Например, белая корова в живописи Пиросмани — символ нежности и спокойствия, а черный агрессивный бык — олицетворение войны. Успеть посетить выставку стоит хотя бы потому, что в одном месте такие работы собирают редко и именно многообразие картин разных художников дает наиболее полное представление о времени и среде их создания. Кроме работ Нико Пиросмани, вы обязательно откроете для себя Гудиашвили, Какабадзе и братьев Зданевич.
© Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ