Главные картины Василия Сурикова

30.01.2023

Исторические полотна, трагичные судьбы и просторы Сибири

Ко дню рождения Сурикова вспоминаем, как потомственный казак въехал в искусство верхом на осетре и стал самым известным в России историческим живописцем.

В искусство въехал верхом на осетре

Илья Репин. «Портрет В. И. Сурикова», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Василий Суриков называл себя «природным казаком» и гордился своим «более чем двухсотлетним казачеством». Он родился в Красноярске, куда его предки, донские казаки, пришли с атаманом Ермаком во времена покорения Сибири. Не здесь ли кроются истоки глубокой исторической памяти, которая впоследствии станет главной темой его жизни?
Стать профессиональным художником ему тоже помогла щедрая Сибирь: рисунки талантливого писца губернского управления заметил купец-золотопромышленник Петр Кузнецов. Он отправил Сурикова в Петербург и оплатил его обучение в Академии художеств.
«Кузнецов рыбу в Петербург посылал — в подарок министрам. Я с обозом и поехал. Огромных рыб везли: я на верху воза на большом осетре сидел. В тулупчике мне холодно было. Коченел весь. Вечером, как приедешь, пока еще отогреешься; водки мне дадут. Потом в пути я себе доху купил».
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», 1870 год, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск © Public domain
За время обучения в Академии товарищи прозвали Сурикова «композитором» за великолепное владение композицией. Первую академическую работу Сурикова приобрел Кузнецов, это была картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Следом благодарный художник написал в подарок меценату картину «Милосердный самарянин», удостоенную Малой золотой медали.

«Даже сердце забилось»: тени минувших времен

Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Окончив Академию, Суриков переехал в Москву и начал работу над фресками для храма Христа Спасителя. Московская атмосфера, архитектура, самобытная старина древней столицы подтолкнули художника к его давней мечте — созданию картин на темы из русской истории. Однажды на пустынной Красной площади Сурикова окружили образы давно минувших времен: огоньки свечей в руках бородатых стрельцов, виселицы на фоне нарядных куполов и неприступных кремлевских стен, женский плач и скрип телег.
«И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
Предчувствия не обманули Сурикова — до него никому из русских художников не удавалось с такой силой передать глубину и напряжение переломных моментов истории. Картина полна противопоставлений: пестрая толпа и Петр I, одетые в белое стрельцы, приговоренные к смерти, и черные фигуры солдат, пряничный собор Василия Блаженного и глухие стены Кремля. Примечательно, что несмотря на название и гнетущую атмосферу картины, мы не видим самой смерти: крови еще нет, и страшные виселицы пока пусты.

Властитель толпы и отдельных лиц

Василий Суриков. «Боярыня Морозова», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Сурикову удавалось виртуозно изображать толпу: каждый образ у него тщательно проработан, имеет свой характер и индивидуальные черты. На картинах запечатлены представители самых разных сословий: юродивые и бояре, стрельцы, солдаты и отбивающие атаку казаков Ермака татарские воины, опальная боярыня Морозова и сосланный в ссылку Меншиков, наблюдающие за взятием снежной крепости дети и богатые горожанки.
«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
Зритель не просто наблюдает за действием исторических картин Сурикова со стороны, он сам становится их участником, силой мастерства их автора проникая в художественное пространство. Оживает московская улица 17 века: по рыхлому снегу едут сани с непреклонной раскольницей, смеется щербатый поп, падает на колени странница и на глазах изумленного зрителя крестит боярыню юродивый, звеня веригами.
Василий Суриков. «Меншиков в Берёзове», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Это свойство живописи Сурикова проявляется не только в многофигурных композициях: в картине «Меншиков в Берёзове» зритель словно наблюдает за семьей опального царедворца, находясь в одной с ними избе. В сжатом, тесном пространстве художник словно сконцентрировал приметы истории Меншикова.

Сибирь в творчестве Сурикова

Василий Суриков. «Взятие снежного городка», 1891 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
На время отойти от исторической живописи Сурикова заставила смерть жены — надломленный горем художник вернулся в Красноярск. Здесь он задумал и написал «Взятие снежного городка» — жизнерадостную картину, навеянную детскими воспоминаниями. Картину отличает тот же динамизм, что и в «Боярыни Морозовой», та же пестрая толпа, что и в исторических картинах, и так же тщательно прописанные персонажи.
«Помню, как „городок“ брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня… Я его потом в картину вставил».
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
И все-таки переломные моменты русской истории по-прежнему привлекали художника. Сибирь вновь пробудила образы детства, гордость за вольнолюбивых и смелых казаков, среди которых были и предки художника. Четыре года он работал над масштабной картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»: ездил в Тобольск и на Дон, на сибирские золотые прииски семьи Кузнецовых.
Суриков писал эскизы казаков и татар, делал зарисовки старого шамана, одежды остяков, оружия и казачьей лодки, работал над композицией, определяя место центральной фигуры — атамана Ермака. Благодаря такой подготовке картина отличается высокой исторической достоверностью, а вместе со свойственной Сурикову манерой противопоставления и полифонической композицией рождается яркая сцена национальной — и его личной — истории.
Василий Суриков открыл русскую историю, превратив далекие события из летописей и хроник во вневременные панорамы общества. Исторические драмы в его картинах предстают как столкновение эпох и мировоззрений, а сложные многофигурные композиции — способ охватить многообразие типажей русского народа. Всмотреться в лица персонажей и попытаться представить себя в пространстве картин Сурикова можно в Русском музее и Третьяковской галерее. Банк ВТБ выступает давним другом и партнером музеев и оказывает поддержку в проведении масштабных событий.