Главные работы Дмитрия Шостаковича

26.09.2022

От всемирно известных симфоний до опер с непростой судьбой

Народный артист СССР композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Снимок 1958 года © Лев Иванов, РИА Новости
Триумф ждал Шостаковича уже после Первой симфонии. Но путь композитора не всегда был таким гладким, как в начале. Какие произведения принесли Шостаковичу мировую славу, признание и стали причиной преследования советскими властями — в нашей статье.

Как Шостакович стал великим

Дмитрий Шостакович родился в Петербурге в 1906 году. Его отец очень любил музыку, а мать была пианисткой, поэтому талант мальчика и интерес к музыке никого особенно не удивили. В 9 лет он написал первое произведение, в 13 поступил в консерваторию, а в 20 лет о нем уже знал весь мир.
Когда умер отец, Шостаковичу пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он устроился в кинотеатр: играл музыкальное сопровождение для фильмов и так совмещал заработок с оттачиванием навыка игры. Но работа изматывала, на сочинение музыки сил не оставалось. Несмотря на это, в те годы он написал Первую симфонию, которая прославила композитора на весь мир. Старт музыкальной карьеры был ярким: Шостаковичем восхищались, его награждали дипломами и пророчили головокружительный успех. Окрыленный этим, он написал несколько симфоний, а затем — музыку для оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
Но творческие поиски молодого гения не оценили: «Сумбур вместо музыки», — с таким заголовком вышла на следующий день газета «Правда». Тогда его впервые попытались объявить врагом народа. После этого Шостакович перестал работать с оперным жанром, его опера «Игроки» так и осталась незавершенной. Зато композитор начал активно писать симфонии: за свою жизнь он создал их 15.
До войны он был профессором консерватории, преподавал инструментовку и композицию. Во время войны Шостаковича эвакуировали в Куйбышев, где он закончил Ленинградскую симфонию. В конце 40-х композитора, чья музыка стала символом спасения блокадного Ленинграда, лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, а его музыку признали «формалистской» и «чуждой советскому народу». Но ненадолго — спустя год Сталин лично попросил его представлять СССР в поездке в США, а еще через год вручил Сталинскую премию за «Песнь о лесах».
В конце жизни Дмитрий Шостакович был тяжело болен, прямо на концерте у него отнималась рука. Болезнь была неизлечима, но он продолжал заниматься музыкой до последнего дня — 9 августа 1975 года.

Первая симфония и 19-летний гений

За почти 70 лет жизни Шостакович написал 15 симфоний. Но выдающимся мировым композитором его сделала уже самая первая, тогда ему было 19. Эта симфония — дипломная работа Шостаковича.
Павел Филонов. «Первая симфония Шостаковича», 1935 год, Государственная Третьяковская галерея © Public Domain
В мае 1926 года она прозвучала в Ленинграде впервые. Когда под шквал оваций на сцену вышел совсем молодой человек, зрители были шокированы. Шостакович стал знаменитым, а критики заговорили о нем как о гении, который пришел на смену Прокофьеву, Стравинскому и Рахманинову, бывшим на тот момент в эмиграции. Спустя год Первая симфония Шостаковича уже звучала в Берлине, Филадельфии и Нью-Йорке, ее включили в репертуар известные дирижеры. Уже в этой работе начал формироваться особенный стиль автора: ирония, неожиданные контрасты, использование мотивов-символов.
Лео Арнштам, советский кинорежиссер и сценарист, так сказал о симфонии:
«Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную. <…> Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь…»

«Леди Макбет Мценского уезда» и «Сумбур вместо музыки»

Через 10 лет после первого триумфа Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера состоялась в Ленинграде 22 января 1934 года, а два дня спустя оперу показали в Москве под название «Катерина Измайлова». Позже прошли и мировые премьеры — в Нью-Йорке, Цюрихе, Лондоне, Буэнос-Айресе. Публика достаточно хорошо принимала постановку, количество положительной критики в разы превышало количество отрицательной. В советской прессе опере тоже посвятили яркую полемику, в которой участвовал и Шостакович. Критиковали в основном избыточную экспрессию, неприкрытый эротизм и чрезмерный натурализм.
В 1936 году, во время Фестиваля советской музыки оперу посетила партийная верхушка, в том числе и Сталин. Вождя произведение не впечатлило: оно было слишком не похоже на привычную классику и фольклор. «Сумбур вместо музыки» — этот вердикт надолго определил развитие советской музыки. Для Шостаковича же это стало последней каплей — он перестал работать над операми.
Статья из газеты «Правда» от 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки» об опере Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Репродукция © Вячеслав Рунов, РИА Новости
С годами в этой опере стали видеть протест против режима. В феврале 1948 года, когда музыку Шостаковича признали «чуждой советскому народу», вспомнили и о «Леди Макбет Мценского уезда». В опере есть эпизод, когда в погребе Измайловых находят труп — он сопровождается бодрым галопом. Этим приемом Шостакович создает образ танцев над могилой — слишком метафоричный для того времени в СССР. Неудивительно, что представителям власти и Сталину эта метафора не пришлась по душе.
Послушайте: Ссылка на аудио
В конце 1940-х-начале 1950-х Шостакович написал «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет» и музыку для военно-патриотических фильмов. Он заявил, что «осознал свои ошибки» в произведениях прежних лет. Это позволило ему вернуться к творчеству и преподаванию.
Позже Шостакович создал вторую редакцию оперы под названием «Катерина Измайлова», которую хотели поставить в Ленинградском Малом оперном театре. Борьба за постановку шла в течение восьми лет, и только в 1962 году состоялась премьера в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Cцена из оперы «Катерина Измайлова» в Государственном академическом Большом театре СССР © Александр Макаров, РИА Новости

Ленинградская симфония и пожарный Шостакович

Шостакович начал работу над своей знаменитой симфонией в первые месяцы войны в Ленинграде. Тогда он был бойцом добровольной пожарной команды Ленинградской консерватории. А закончил симфонию в декабре 1941 года уже в эвакуации. Премьера состоялась в Куйбышеве, где он тогда жил. В Ленинграде симфония прозвучала 9 августа 1942 года.
Музыкантов для оркестра собирали отовсюду: привозили с фронта, из госпиталей, находили полуживых от голода в холодных петербургских квартирах. В день исполнения все силы осажденного города были брошены на его защиту — ничто не должно было помешать премьере. Симфония звучала из всех радиоприемников города, на улицах, в квартирах, на фронте.
Послушайте: Ссылка видео
Писатель Алексей Толстой: «Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».
Шостакович: «Не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю „Болеро“ Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну». Скоро Ленинградская симфония зазвучала уже на весь мир. В Нью-Йорке вышел журнал Time с Дмитрием Шостаковичем на обложке. Он был в пожарной каске — намек на службу в пожарной команде. А фото было подписано так: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы».

Симфония № 10: исповедь отчаяния и начало оттепели

Десятая симфония появилась после войны, в 1953 году. Публика ожидала, что в ней прозвучат мотивы победы, торжества над врагом, преодоления, но, к недоумению многих, она получилась очень интимной и автобиографичной.
Дмитрий Шостакович во время одного из своих концертов © Михаил Озерский, РИА Новости
Критики называют ее исповедью музыканта, который отстоял свое творчество и жизнь в схватке с государственной машиной, в противостоянии сталинизму, из которого мало кому удалось выйти победителем. Эта симфония ознаменовала начало «оттепели». Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, который продлился несколько лет. Каждое произведение Шостаковича — отражение эпохи и личной истории. Кроме этих работ, он создал еще десятки композиций, которые пережили войну, преследование властями и с каждым годом делают Шостаковича все более значимым классиком.

Для справки

Послушать бессмертные симфонии Дмитрия Шостаковича можно в концертных залах страны, например Московской консерватории. А увидеть постановку оперы «Леди Макбет Мценского уезда» — в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Банк ВТБ выступает партнером этих культурных институций и поддерживает их мероприятия.