Summertime: музыка летних каникул

24 июля 2018

Или как выглядели опен-эйры в XIX веке

С наступлением лета музыкальная жизнь в Европе и России в прошлые времена отнюдь не замирала, лишь перемещалась за пределы больших городов. Там продолжались концерты и создавались новые пьесы: для композиторов летние каникулы были, возможно, самым благодатным временем для сочинения. VTBRussia.ru представляет летний плей-лист академической музыки — рассказы об известных композиторах и тех опусах, что были созданы ими в летнюю пору.

 

Мендельсон. Шотландская симфония

Нельзя сказать, что Третья симфония Феликса Мендельсона, позже получившая имя «Шотландской», была написана летом: ее сочинение растянулось на долгие 13 лет, — однако именно летним вечером возник ее замысел.

20-летний Мендельсон отправился в большое путешествие по Шотландии после больших трудов: в марте в Берлине он руководил первым после смерти Баха исполнением его «Страстей по Матфею», затем дал серию концертов в Лондоне, где выступал как автор и пианист. Идея новой симфонии пришла к нему в Эдинбурге, и Мендельсон точно зафиксировал обстоятельства этого события — вечером 30 июля 1829 года при посещении Холирудского дворца и руин одноименного аббатства в Эдинбурге.

Композитор писал: «Сегодня с наступлением вечерних сумерек мы отправились во дворец, где царила и любила королева Мария; там есть небольшая комната с извилистой лестницей, ведущей к двери; по ней пришли заговорщики, и нашли в этой маленькой комнате Риччо (Давид Риччо, личный секретарь Марии Стюарт. — Прим. ред.), схватили его, и здесь есть темный угол, где они его убили. Часовня рядом с дворцом теперь стоит без крыши, там растут трава и плющ; здесь на разрушенном алтаре Мария некогда была коронована. <...> Кажется, сегодня в этой старой часовне я нашел начало моей Шотландской симфонии».

 

Иоганн Штраус. «Прощание с Петербургом»

Летней столицей музыки Российской империи был, вне сомнения, Павловск. В этом петербургском пригороде ровно 180 лет назад, в 1838-м, на конечной станции первой российской железной дороги был открыт увеселительный павильон — «воксал с гостиницей для пристанища и удовольствия публики». В истории он остался как Павловский курзал. Хотя он предлагал разнообразные развлечения, прежде всего публика стремилась сюда на симфонические концерты: выражение «ездить в Павловск на музыку» почти на столетие прочно вошло в культурный лексикон столичных жителей. Самой же яркой страницей павловских летних сезонов стало выступление Иоганна Штрауса – сына, знаменитого короля вальсов.

Залучить в Россию известного на тот момент венского композитора и капельмейстера удалось в 1856 году — для поднятия несколько угасшего интереса к павловским концертам. С собой Штраус-младший привез 12 музыкантов, остальных членов своего нового российского оркестра лично отобрал из числа петербургских артистов. Афиша первого выступления венского маэстро в Павловске 6 мая 1856 года обещала «Большой музыкальный и увеселительный вечер в пользу оркестра г-на капельмейстера Страуса с великолепною иллюминациею и блистательным фейерверком». Успех был ошеломительным и держался все десять летних сезонов, что Штраус выступал здесь. Ходили легенды о том, как возбужденные слушатели пропускали звонок к отправлению последнего вечернего поезда и оставались в Павловске на всю ночь — все ради того, чтобы не отпустить маэстро со сцены.

Штраус, выступавший в своих концертах дирижером и скрипачом, исполнял популярные венские сочинения легкого жанра, в том числе и собственные. Петербуржцев он знакомил с новой французской и немецкой музыкой: в афишах павловских вечеров можно было встретить фамилии Гуно, Вагнера, Верди. Устраивались и специальные глинкинские вечера, где особый успех имел меланхолический «Павловский» вальс — больше известный как «Вальс-фантазия». 

Среди опусов, сочиненных маэстро специально для российских слушателей, — «Воспоминания о Павловском парке», «Петербургские дамы», «Нева-полька» — наибольшую известность обрел вальс «Прощание с Петербургом». Вопреки одноименному советскому фильму вальс был написан отнюдь не в момент окончательного отъезда Штрауса из России, но гораздо раньше: впервые он прозвучал в концерте 5 сентября 1858.

После реального прощания маэстро с Россией, что наступило в сентябре 1865 года, Павловский музыкальный вокзал не растерял популярности: здесь все больше звучала новая русская музыка, за дирижерский пульт выходили крупные музыканты; в 1910-е здесь пел Федор Шаляпин, танцевала Анна Павлова, солировал в собственных фортепианных концертах молодой Сергей Прокофьев. «Воксал для удовольствия публики» был уничтожен фашистской авиацией и после Великой Отечественной восстановлен не был: теперь экскурсоводы Павловского парка лишь указывают место, где некогда была сосредоточена летняя музыкальная жизнь имперской столицы.

 

Малер. Симфонии

Сегодняшним меломанам Густав Малер известен прежде всего как композитор, однако в историю музыки он также вошел как выдающийся дирижер, один из тех, что открыл век великих дирижеров. С 1891 года он служил первым капельмейстером городской оперы Гамбурга, в 1897-м принял музыкальное руководство Венской придворной оперой, спустя год став также «абонементным дирижером» Венского филармонического оркестра. Для сочинения оставалось преимущественно летнее время — и в эти дни ничто не должно было отвлекать маэстро.

Именно поэтому для летних композиторских штудий Малер избирал уединенные места, где специально сооружались маленькие рабочие домики, так называемые Komponierhäuschen. С 1893 года такой отшельнической резиденцией служил домик в Штайнбах-ам-Аттерзе, где Малер написал большую часть Второй симфонии и начал Третью. Супруга композитора, Альма Малер, вспоминала, что ей приходилось регулярно обходить соседей с просьбой не играть на фортепиано и не выпускать из домов собак: на время сочинения Малер требовал полной тишины.

Дирижер Бруно Вальтер записал, как однажды прибыл туда на пароме и был любезно встречен Малером на причале. Когда по дороге домой Вальтер залюбовался близлежащим скальным массивом Хёлленгебирге, его остановил Малер: «Вам не нужно туда смотреть. Все это я уже сочинил!» Речь шла о суровом вступлении Третьей симфонии, написанном для валторн и ударных. Расположенный между скалами и озером домик в Штайнбах-ам-Аттерзе сегодня превращен в музей Малера: Третья симфония начинает играть в нем сама собой при входе в хижину — в момент поворота ключа.

В 1900 году Малер избрал новой резиденцией Майерниг на Вёртер-Зе, что на юге Австрии, здесь до сих пор находятся четырехэтажная вилла (сейчас она закрыта для туристов) и композиторский домик, ныне ставший музеем. В этом месте Малер дважды пережил счастливое отцовство и скорую смерть старшей из дочерей, Марии Анны. На берегу Вёртского озера им была окончена Четвертая симфония и написаны следующие, с Пятой по Восьмую.

Последнюю из них, известную под названием «Симфония тысячи исполнителей», Малер создал в продолжение лета 1906 года. Вот его письмо дирижеру Виллему Менгельбергу: «Я только что закончил мою Восьмую симфонию — величайшее из того, что я до сих пор создал. Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Кажется, будто начинает звучать и звенеть вся вселенная; поют не только человеческие голоса, но и вращающиеся планеты и солнце».

 

Прокофьев. «Классическая» симфония 

Вряд ли кто-то, кроме Сергея Прокофьева, мог в столь неспокойное время, каким было в России лето 1917 года, взяться «подразнить гусей» из числа консерваторских менторов и критиков — и сочинить столь беспечное и почти легкомысленное сочинение, как Первая симфония.

В музыкальных кругах Прокофьев к тому времени имел устойчивую репутацию варвара и разрушителя. Еще в 1912 году он ошеломил московских слушателей своим Первым фортепианным концертом, лишив жанр традиционной лирики и трактовав фортепиано как ударный инструмент; затем, уже с эстрады в Павловске, он обрушил на публику девятый вал Второго фортепианного концерта. В марте 1916-го финалом «Скифской сюиты», что впервые исполнялась в Мариинском театре, он привел в бешенство директора Петроградской консерватории Александра Глазунова, так что последний демонстративно покинул зал.

Теперь же Прокофьев нарочно взялся за классическую четырехчастную симфонию для малого оркестрового состава — решил написать ее так, если бы Моцарт или Гайдн дожили до ХХ века. Почерпнув в одной из работ музыковеда Бориса Асафьева (писавшего под псевдонимом Игорь Глебов), что в русской музыке нет настоящей радости, он написал «финал, живой и до того веселый, что во всем финале не было ни одного минорного трезвучия, одни мажорные», и только «боялся, что его веселость граничит с непристойным легкомыслием».

Кроме того, Прокофьев, будучи пианистом и имея привычку сочинять за роялем, поставил эксперимент: всю симфонию сочинил в голове, не имея инструмента в распоряжении. Темы будущей симфонии он обдумывал еще с 1916 года, но завершил сочинение именно летом 1917-го в поселке Саблино под Петербургом — теперь он называется Ульяновка; о старом имени напоминает лишь название близлежащей железнодорожной станции. В дневнике Прокофьев записал: «Саблино… прямо очаровало меня своим глубоким покоем, миром, тишиной, солнцем, голубым небом и цветами. В антрактах я гулял по живописной местности, окружающей мою дачу, закуривал мои папиросы, раскупорил омары… Так спокойно жил я в тридцати верстах от Петрограда, в котором стреляли и громили, и где вершилась судьба России».

Впрочем, тем же летом в Саблино Прокофьев начал и другую, куда более мрачную вещь — кантату «Семеро их», «халдейское заклинание» на текст перевода Константина Бальмонта — и в ней, как джинна в бутылке, заключил поистине разрушительную музыкальную силу.


Для справки

На протяжении многих лет ВТБ и Мариинский театр связывают партнерские и дружеские отношения — Банк является генеральным партнером театра.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

20 июня 2018

<p>
	 История отца русского балета — Мариуса Петипа
</p>
 Основатель империи

История отца русского балета — Мариуса Петипа

24 мая 2018

<p>
	 Путеводитель по фестивалю «Звезды белых ночей»
</p>
 Открылась бездна, звезд полна

Путеводитель по фестивалю «Звезды белых ночей»

9 октября 2017

<p>
	 В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете
</p>
 Здесь танцуют

В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете

Все новости