Открылась бездна, звезд полна

24 мая 2018

Путеводитель по фестивалю «Звезды белых ночей»

Трудно представить, что в 1993 году фестиваль в Петербурге, носивший тогда название «Белые ночи», длился всего 10 дней — хотя уже в первые сезоны программа его была необычайно насыщенной. Теперь музыкальный праздник под руководством маэстро Валерия Гергиева длится почти два месяца и проходит на трех площадках Мариинского театра, представляя петербуржцам и гостям города целую россыпь звездных имен и музыкальных произведений, любимых публикой и вовсе неизвестных. Имена и премьеры очередного сезона «Звезд белых ночей», который стартовал 23 мая, — в путеводителе vtbrussia.ru.

 

Открылась бездна, звезд полна

Фальстаф
Мариинский-2
23 и 27 мая, 13 июня, 15 июля

По давней традиции фестиваль открывается оперной премьерой. На этот раз Мариинский театр пополняет свою обширную вердиевскую коллекцию: на сегодня в репертуар входит 13 опер и сценическая версия Реквиема великого итальянца. До сих пор в этом богатом собрании не хватало комического акцента: известно, что за всю долгую жизнь Верди написал всего две комические оперы, и провал первой из них — написанного на заре карьеры «Мнимого Станислава» — надолго охладил Верди к комедийному жанру. Лишь в конце жизни он отважился реализовать давно намеченный план и написать оперу про сэра Джона Фальстафа — некогда храброго рыцаря, а ныне праздного балагура. Кстати, это один из самых говорливых шекспировских персонажей: лишь в двух частях «Генриха IV» ему принадлежит около 1200 строк, а еще он действует в «Виндзорских проказницах». Три этих сочинения переработал для либретто Арриго Бойто, давний друг и соавтор Верди. Это была последняя опера Верди: для прощания с жанром он предпринял неожиданный ход и выиграл — премьера в Милане 9 февраля 1893 года увенчалась феерическим успехом.

Новый «Фальстаф» в Мариинском — работа итальянской команды: двумя годами ранее режиссер Андреа де Роза с коллегами перенес сюда свою постановку вердиевского «Симона Бокканегры», совместно осуществленную театрами Ла Фениче и Карло Феличе. Успех петербургской премьеры определили лаконичные режиссура и оформление, а также выдающиеся работы солистов — приглашенного на премьеру Ферруччо Фурланетто и его мариинских коллег Ирины Чуриловой, Татьяны Сержан, Александра Михайлова, Владислава Сулимского, Романа Бурденко. Их можно будет услышать и в нынешнем спектакле, а на дирижерском подиуме — увидеть Валерия Гергиева.

 

Открылась бездна, звезд полна

Царская невеста
Мариинский-2 
21 и 24 июня, 20 и 21 июля

Еще одну репертуарную коллекцию Мариинского — оперы Николая Римского-Корсакова — маэстро Гергиев начал собирать давно, еще в 1994 году. Ныне после длительного перерыва в собрание возвращается «Царская невеста».

Она увидела свет через 6 лет после вердиевского «Фальстафа». Поклонники композитора и его коллеги по «Могучей кучке» приняли новинку с недоумением: казалось, что Римский-Корсаков предал новаторов-кучкистов и вернулся к старым романтическим формам — вновь пустил на сцену мелодраму, а ее участникам подарил роскошные арии, дуэты и ансамбли. Звучали и другие мнения. Давний сотрудник композитора, литератор Владимир Бельский, писал: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм, что слушаешь как зачарованный, ничего не анализируя и не запоминая...» 

Режиссер Александр Кузин (в прошлом сезоне он дебютировал в оперном жанре спектаклем «Не только любовь» в Мариинском) рифмует «Царскую невесту» с «Фальстафом» — ставит, по его словам, не бытовую драму, но шекспировскую пьесу. «Ни в чем не повинными жертвами страшной игры страстей становятся почти дети — Иван Лыков и Марфа, так похожая на Офелию, в том числе и в своем безумии». Кузин обещает спектакль «внятный, ясный, прозрачный, с графичной пластикой». В этом ему помогают художники Александр Орлов и Ирина Чередникова, оформившие в Мариинском уже несколько спектаклей и как никто умеющие бытовое действие вывести во вневременное измерение, придать ему и ясность, и прозрачность.

 

03_zvezdy_belykh_nochey.jpg

Затмение
Концертный зал, 28 июня

Ни один сезон «Звезд белых ночей» не обходится без новой музыки. На этот раз в программе — мировая премьера оперы. Композитор Александр Раскатов исполнил просьбу Кристофера Муравьёва-Апостола, потомка одного из пяти казненных декабристов, увековечить память своего предка и его соратников.

Источники либретто — документы из семейного архива заказчика оперы, «Записки из мертвого дома» Достоевского, современные декабристам стихи Пушкина и Баратынского, и — с неожиданным скачком через столетие — тексты Велимира Хлебникова о предтечах революции 1917 года. География действия — от Парижа до Читы (композитор признается, что исторического материала вполне хватило бы на эпическую оперную тетралогию в духе Вагнера). Музыкальный язык — напряженный, насыщенный экстремальными вокальными трудностями, соответствующими экстремальным положениям, в которых оказываются герои оперы, — все, что приличествует современной музыкальной драме. На титульном листе партитуры — посвящение Валерию Гергиеву и семье Муравьёвых-Апостолов. Впервые опера под названием «Затмение» прозвучит в Концертном зале Мариинского театра, что расположен на улице Декабристов.

 

Открылась бездна, звезд полна

200 лет Петипа
Спящая красавица
Мариинский театр, 1–3 июня
Петипа-гала
Мариинский театр, 25 мая

Самая яркая балетная звезда фестиваля — Мариус Петипа, французский балетмейстер, почти 60 лет посвятивший службе российскому императорскому двору: в нынешнем году отмечается 200 лет со дня его рождения. Именно Петипа во всем мире считается создателем явления под названием «русский классический балет»: ему принадлежат всем известные балеты «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», он спас от забвения балеты своих предшественников «Жизель» и «Корсар», вместе с балетмейстером Львом Ивановым и композитором Риккардо Дриго вернул к жизни «Лебединое озеро» Чайковского.

Все названные балеты можно будет увидеть на фестивале — с той оговоркой, что в течение ХХ века спектакли Петипа неоднократно редактировали, исходя из актуальных представлений и мод, поэтому в оригинальном виде ни один балет Петипа не сохранился. Сохранились спрятанные внутри этих балетов развернутые танцевальные ансамбли: «Тени» в третьем акте «Баядерки» или Большое классическое па из «Пахиты» сегодня наиболее близки к тому, какими их видели зрители XIX столетия. Эти знаменитые ансамбли можно будет увидеть в самом начале фестиваля на юбилейном гала-концерте.

Жемчужиной юбилейных торжеств обещает стать «Спящая красавица» — реконструкция спектакля 1890 года, некогда предпринятая историком и теоретиком балета Павлом Гершензоном и балетмейстером Сергеем Вихаревым. Это была первая на российской сцене попытка вернуть детище Петипа к зрелищным стандартам его времени: оказалось возможным восстановить не только декорации и костюмы во всем их ошеломительном великолепии, но и приблизить к оригиналу хореографический текст, количество участников и порядок их выходов — тогда, в 1999-м, на помощь впервые пришли нотации, хранящиеся ныне в Гарварде. В Год Петипа спектакль Гершензона и Вихарева вновь вернулся на мариинскую сцену.

 

Открылась бездна, звезд полна

Опера: звезды

Название «Звезды белых ночей» в комментариях не нуждается: афиша изобилует именами вокалистов с мировым признанием, что не раз выступали на фестивале и хорошо известны публике — но от того их выступления не становятся менее долгожданными. Из тех выступлений, что пропускать не стоит, — концертное исполнение «Лючии ди Ламмермур» с Альбиной Шагимуратовой в заглавной партии и Алексеем Марковым (4 июня). Нельзя пропустить и коронный состав «Симона Бокканегры» 14 июня: вновь в Петербурге партию Якопо Фиеско исполнит знаменитый бас Ферруччо Фурланетто, его сценическими партнерами выступят Ирина Чурилова, Владислав Сулимский и Роман Бурденко.

Анна Нетребко со своим постоянным партнером и супругом Юсифом Эйвазовым выйдут королевской четой в «Макбете» Верди (15 июня). Хайди Мейтон и Михаил Векуа с разницей в месяц дают два вагнеровских гала: 7 июня звучат фрагменты «Тристана и Изольды», «Зигфрида» и «Гибели богов» с Валерием Гергиевым на дирижерском подиуме, а 7 июля в сценах из «Валькирии» этот подиум займет Пласидо Доминго. В другой ипостаси, в качестве вокалиста, Доминго выступит 6 июля в «Травиате» в партии Жермона-отца.

К плеяде всемирно признанных артистов присоединятся сверхновые мариинские звезды, ставшие открытием последних сезонов. Екатерина Сергеева и Пелагея Куренная, блистательно выступившие в недавних премьерах опер Родиона Щедрина, ныне избраны композитором для участия в авторском концерте 19 июня. Неожиданный поворот в сторону американской оперетты совершится при участии Ольги Пудовой и Антонины Весениной: в афише — «Кандид» Бернстайна (17 июня). Наконец, ряд опер будет исполнен при участии солистов Академии молодых певцов Мариинского театра, из недр которой за двадцать лет работы вышли многие из тех, чей сегодняшний статус вынесен в название фестиваля.

 

Открылась бездна, звезд полна

Балет: звезды

В классическом фестивальном репертуаре блистают все звезды Мариинского балета, имена которых в комментариях вряд ли нуждаются. Царственные особы и роковые красавицы — Екатерина Кондаурова, Виктория Терёшкина, Ирма Ниоридзе, Олеся Новикова, Анастасия Матвиенко, Оксана Скорик, Алина Сомова, Кристина Шапран. Поддавшиеся их чарам кавалеры — Евгений Иванченко, Тимур Аскеров, Андрей Ермаков, Кимин Ким, Ксандер Париш. Особых ожиданий балетоманов удостоено представление «Жизели» 12 июля, где в партии графа Альберта ожидается выступление Дэвида Холберга, премьера American Ballet Theatre и Большого театра России.

Представление «Ромео и Джульетты» 13 июня посвящено лучшему мариинскому Ромео последнего времени — Владимиру Шклярову: премьер Баварского государственного балета много лет провел на сцене Мариинского театра и продолжает выступать здесь в качестве гостя, а фестивальным спектаклем отмечает 15-летие карьеры.

Alma mater Шклярова и многих других звезд фестиваля, Академия Русского балета имени Вагановой, по традиции включает в программу свои выпускные спектакли. На этот раз три представления — 12, 14 и 16 июня — посвящены 280-летию Академии, и это редкий шанс присутствовать при рождении звезд будущих.

На этот раз героями фестиваля станут и те, кто пишет историю балета вместе с танцовщиками-звездами, но на сцену обычно не выходит. «Творческая мастерская молодых хореографов», давний проект Мариинского театра, открывший для широкой публики новое поколение отечественных постановщиков, состоится 11 июля — и хотя бы одна из пяти заявленных работ обязательно станет событием и войдет в репертуар театра. 

 

Открылась бездна, звезд полна

Концерты: звезды

Список гостей фестиваля — именитых музыкантов — открывают имена пианистов-титанов. Денис Мацуев выступает с Дрезденской государственной капеллой, что почитается старейшим оркестром мира, и дирижером Кристианом Тилеманом (25 мая), а также с оркестром Российско-немецкой музыкальной академии и маэстро Гергиевым (3 июня). C оркестром Мариинского театра по традиции выступит Даниил Трифонов — концерт пройдет 12 июня, а днем раньше Трифонов выступит концертмейстером на liederabend баритона Матиаса Гёрне. В плеяде звездных пианистов — Рудольф Бухбиндер, Алексей Володин, Сергей Бабаян, Кристиан Блэкшоу.

Особая гордость фестиваля и лично Валерия Гергиева — выступления лауреатов Международного конкурса имени Чайковского, куратором которого является маэстро. Можно лишь пожелать успеть с покупкой билетов на выступления виолончелиста Нарека Ахназаряна, фортепианные вечера Джорджа Ли, Дмитрия Маслеева и особенно — на концерты с участием Люки Дебарга: 6 июня фаворит петербургской публики выступает с оркестром Валерия Гергиева, а 3 июня — в составе фортепианного квартета, где среди прочего исполняет собственное сочинение «Симфонический квартет».

Меломаны обязательно отметят в календаре 30 июня, когда сольный концерт даст Ольга Бородина, и 2 июля — на этот день назначен концерт Юлии Лежневой. Не останутся в стороне и ценители хоровой музыки: для них приготовлены как минимум два подарка. Хор Театра Реджо из Турина выступит с оркестром Мариинского театра и итальянским маэстро Алессандро Кадарио: в вердиевскую программу, кроме фрагментов из опер, включены нечасто звучащие в России «Четыре духовные песни» (25 мая). Вызвать дух великой немецкой оперы дирижер Юстус Франц доверил испанскому хору Orfeón Pamplonés и мариинскому оркестру — 23 июня они объединятся для исполнения Немецкого реквиема Брамса. 

Для справки

На протяжении многих лет ВТБ и Мариинский театр связывают партнерские и дружеские отношения — Банк является генеральным партнером театра.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

13 апреля 2018

<p>
	Рассказ о трех великих художниках, выставки которых в этом году пройдут в Москве и Санкт-Петербурге
</p>
 Верещагин, Петров-Водкин, Пикассо

Рассказ о трех великих художниках, выставки которых в этом году пройдут в Москве и Санкт-Петербурге

17 января 2017

Инструкция для начинающих Как слушать и смотреть оперу
Инструкция для начинающих

1 декабря 2016

Интервью с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым накануне премьеры оперы «Манон Леско» в Большом театре «На секунду показалось, что мы действительно находимся в пустыне»
Интервью с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым накануне премьеры оперы «Манон Леско» в Большом театре
Все новости