Не только «Щелкунчик»

14 декабря 2017

Новогодняя кампания в театрах оперы и балета, или куда пойти с детьми в канун Нового года

Новый год не приходит без балета об игрушечном принце и мышином короле: по традиции билеты на «Щелкунчика» исчезают задолго до праздников. И, если заветного билета в этом году не досталось, или «Щелкунчик» успел наскучить, или вы попросту боитесь мышей и не любите сладости, не стоит отчаиваться. В мировой кладовой опер и балетов к зимним праздникам припасены не менее привлекательные названия. Новогодний материал VTBRussia.ru — о том, что слушают и смотрят на Новый год в музыкальных театрах России и мира. 


Гензель и Гретель
«Гензель и Гретель»

Титул самой популярной рождественской оперы на европейской сцене вот уже сотню лет удерживает «Гензель и Гретель» — хотя трудно сказать, почему именно она. Действие происходит отнюдь не в зимнюю пору: согласно либретто мать отправляет сына и дочь в лес за ягодами. Да и партитуру детской отнюдь не назовешь.

Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк был последователем творчества Рихарда Вагнера, и в последние годы жизни великого композитора служил его личным секретарем. Хотя трудно найти что-нибудь менее подходящее для детской оперы, чем вагнеровский стиль, «Гензель и Гретель» написана именно в таком стиле: три больших акта, огромный по составу оркестр, хитро устроенная система лейтмотивов. Но, поскольку действие было сказочным (либретто на сюжет Якоба и Вильгельма Гриммов написала сестра композитора Адельхайд Ветте, и все началось с того, что она попросила брата написать несколько номеров для домашнего спектакля), Хумпердинк в своей опере умудрился «поженить» Вагнера с детскими песенками, включая даже такую популярную как «Милый Августин».

Впрочем, в «Гензеле и Гретели» ощутим рождественский аромат — в сценах появления ангелов и в знаменитой «Молитве», которую часто исполняют вне оперных подмостков. Да и сюжетная коллизия — маленькие герои путешествуют по лесу и встречают царство сластей — очень напоминает «Щелкунчика». В конечном счете балет Чайковского тоже отнюдь не детская музыка.

Где смотреть:
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 31 декабря; 2, 5 января
Новая опера, Москва — 24 декабря

 

Рождественская сказка
«Рождественская сказка»

Появление новой оперы всегда большое событие, тем более оперы сказочной. Своей «Рождественской сказке», написанной на сюжет «Двенадцати месяцев», композитор Родион Щедрин дал подзаголовок opera stravaganza, что по-итальянски значит «опера-феерия»: сочинение, созданное специально для Мариинского театра, Щедрин задумывал оперным отражением «Щелкунчика», жанр которого Чайковский некогда обозначил именно как «балет-феерия».

В опере Щедрина прямых отсылок к Чайковскому, пожалуй, не встретить, но цитаты спрятаны в партитуре повсюду. Самые первые такты — пахнущие морозом и искрящиеся, будто снег на солнце, — напоминают о балаганных сценах «Петрушки» Стравинского. Месяцы, собравшись у костра, поют «Обнимитесь, миллионы» — и оркестр отзывается мотивом из бетховенской Девятой симфонии, где также звучат эти слова из оды Шиллера.

В либретто, которое композитор написал сам, полно примет сегодняшнего дня: Мачеха и ее дочка Злыдня мечтают купить «виллу с видом в море», в финале Царица (по воле режиссера Алексея Степанюка имеющая вид Элизабет Тейлор и не выпускающая из рук планшет) проверяет злодеек на детекторе лжи, а братья-месяцы объявляют зрителям, что в этом году немного задержались из-за санкций. Но все же феерией и доброй рождественской сказкой эту оперу делают отнюдь не злободневные детали, но те картины, в которых конкретное время и место действия совершенно не важны. Спешит ли с подарками карнавальная толпа, водят ли модники-месяцы свой фантастический хоровод — все происходит в лишенном декораций пространстве, почти что в открытом космосе: сценография принадлежит Александру Орлову, а затейливые костюмы придумала Ирина Чередникова. Все вместе — настоящая opera stravaganza.

Где смотреть:
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 23, 31 декабря; 2, 7 января

 

Волшебная флейта
«Волшебная флейта» 

Вообще-то, моцартовский зингшпиль (то есть опера на немецком языке с разговорными диалогами) не имеет отношения к зимним праздникам, и содержание его, несмотря на комедийную оболочку, исполнено высокого религиозного духа. Но в берлинской Комише Опер в последние годы стало традицией показывать на Новый год именно «Волшебную флейту» в постановке руководителя театра, знаменитого режиссера Барри Коски.

Коски, каждый спектакль которого совсем не похож на предыдущий, на этот раз взял в напарники британскую арт-группу «1927». Их совместное детище — мечта оперных певцов, которые чаще всего не жалуют современные оперные постановки из-за необходимости активно действовать во время пения: в спектакле Коски и «1927» вокалисты двигаются минимально, иные персонажи (например, Царица ночи) и вовсе пришпилены к белой стене. Всю работу за них выполняет мультипликация — подробно прорисованный остроумный комикс на темы немецкого кинематографа 1920-х со всеми подобающими ужасами: горами черепов, невиданными монстрами, кровью и ночными кошмарами, впрочем, совсем не страшными, а очень веселыми. Да и от разговорных эпизодов артисты в этом спектакле избавлены: как полагается в немом кино, все диалоги превращены в титры, а недостаток музыкального материала в этих фрагментах восполнен клавирными сонатами Моцарта.

И совсем нетрудно понять, почему именно эта «Волшебная флейта» стала частым гостем на мировых сценах (спектакль перенесли уже в десяток театров) и таким желанным рождественским подарком. Посмотрите сами — и заодно разделите досаду операманов, не видевших этого спектакля ни за рубежом, ни на гастролях в Москве в мае 2017-го: видеозаписи его не существует и, скорее всего, не появится вовсе.

Где смотреть: 
Венская опера, Вена, Австрия — 22, 25, 27, 29 декабря
Комише Опер, Берлин, Германия — 15, 18, 20, 26 декабря; 5, 14 января 

 

История Кая и Герды
«История Кая и Герды»

Для многих слушателей понятия «Новый год» и «опера» крепко связались с одним сочинением — «Историей Кая и Герды» петербургского композитора Сергея Баневича. Эта опера была написана в год начала Афганской войны, 1979-й. Время, как вспоминает Баневич, совершенно не казалось подходящим для красивой истории о тепле человеческого сердца, поскольку она шла вразрез с официальными общественными настроениями. Тем не менее оперу решились поставить в Кировском (ныне Мариинском) театре и не ошиблись: на этой сцене она шла с перерывом почти три десятилетия. Многие звезды мировой сцены когда-то прошли через этот спектакль: например, зрители старшего поколения до сих пор с теплом вспоминают Анну Нетребко в партии Герды.

Затем оперу Баневича играли во многих театрах страны, профессиональных и любительских, «серьезных» и детских. В конце 2016 года «История Кая и Герды» вернулась на сцену Мариинского театра, а двумя годами раньше оказалась в Большом — там над зимним колдовством вместе с режиссером Дмитрием Белянушкиным трудился один из лучших советских театральных художников —  Валерий Левенталь.

Где смотреть: 
Большой театр, Москва — 27, 28, 29, 30, 31 декабря; 2, 3, 4 января
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 24, 30 декабря; 4 января

 

Снежная королева
«Снежная королева»

Балетный театр тоже не мог пройти мимо истории Кая и Герды. Среди сотни балетных «Снежных королев» самую головокружительную карьеру сделала британка: спектакль Майкла Кордера впервые был показан в Лондоне, а затем перенесен в Бирмингем, Вильнюс, Вену и Прагу. Кордер использовал музыку Прокофьева, и логично, что ледяной фее досталась музыка Хозяйки Медной горы из балета «Сказ о каменном цветке».

Чтобы увидеть лучшую на сегодня версию балета о Снежной королеве, нужно отправиться как раз на родину Хозяйки Медной горы — в Екатеринбург. Хореограф Вячеслав Самодуров не стал подбирать музыку из шедевров прошлого, но отважился заказать новую партитуру (новый балет, как и новая опера, — большая редкость). Вызов принял московский композитор Артем Васильев. По словам Самодурова, его спектакль «о том, как легко потерять контакт с близкими людьми, даже оставаясь рядом с ними. Нельзя сказать, куда именно идет Герда: царство Снежной королевы — не конкретная точка на карте, оно внутри человека».

Тех зрителей, что ожидают аккуратной иллюстрации сказки Андерсена, балет Самодурова вначале может разочаровать: в нем нет ни Северного оленя, ни Маленькой разбойницы, ни даже толкового ледяного дворца с бутафорскими сосульками и ватным снегом. Но есть — яркость и динамизм современной мультипликации: реальные персонажи носят свитера с оленями и желтые пластиковые парики, тролли словно вышли из новой продукции Диснея или студии Pixar, и все они окружены лаконичной сценографией в модном скандинавском стиле. При этом в основе хореографии — классические па, и Снежная королева со свитой носят дизайнерские белые пачки и щеголяют острыми пуантами. «Снежная королева» — классический балет, но увиденный взглядом современного ребенка, привычного к компьютерной графике. И, несмотря на разночтения с Андерсеном, спектакль имеет успех у самой взыскательной публики: в самом деле, мало интересного, когда на сцене вместо снега насыпан нафталин.

Где смотреть:
Екатеринбургский театр оперы и балета — 26, 27, 28 декабря; 3 января

Для справки

ВТБ и Большой театр связывают многолетние дружеские отношения. Банк входит в состав попечительского совета театра и некоммерческой организации «Фонд Большого театра», созданной в 2002 году. ВТБ поддерживает все значимые премьеры Большого, такие как «Дама с камелиями», «Иван Грозный», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Манон Леско» и другие.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

17 ноября 2017

<p>
	 Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина — о том, куда идти и что смотреть накануне Нового года
</p>
 «Культурный дайджест» Марины Лошак: выпуск №2

Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина — о том, куда идти и что смотреть накануне Нового года

9 октября 2017

<p>
	 В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете
</p>
 Здесь танцуют

В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете

17 января 2017

Инструкция для начинающих Как слушать и смотреть оперу
Инструкция для начинающих
Все новости