Знакомимся с операми Моцарта

От первых проб до успеха «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана»

Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, музыкант-виртуоз, один из самых известных классических композиторов. Он очень рано проявил свой музыкальный дар: в три года он уже сидел за клавесином и подбирал разные мелодии, а в пять — сочинял собственные произведения, маленькие пьесы и менуэты.

У Моцарта был совершенный музыкальный слух: он безошибочно угадывал любую ноту. Легко запоминал партии и фантастически импровизировал. Он прожил всего 35 лет, но успел написать более 600 произведений. Вспоминаем его оперы — первые пробы и громкие успехи.


«Притворная пастушка»: первая опера в 12 лет

01_Знакомимся с операми Моцарта
Саверио делла Роза. Портрет молодого Вольфганга Моцарта, 1770 год © Public domain

Оперу-буффа (то есть комическую оперу) «Притворная простушка», или «Мнимая простушка», Моцарт написал, когда ему было 12 лет, — ее заказал эрцгерцог Австрии Иосиф II. Но премьера в Вене так и не состоялась: придворные музыканты испугались конкуренции и начали плести интриги против Моцарта, лишь бы не допустить постановки.

В мае 1769 года ее все же поставили в Зальцбурге, а затем о произведении надолго забыли. Вспомнили только в 1921 году — ее поставили в Карлсруэ на немецком языке.


«Обманутый жених»: опера, которую так и не исполнили

02_Знакомимся с операми Моцарта
Фра Феличе (Джузеппе Чиньяроли). Портрет Моцарта, 1782–1783 годы © Public domain

Полное название оперы — «Обманутый жених, или Соперничество трех женщин из-за одного возлюбленного». У этого произведения очень необычная история. Во-первых, автор либретто неизвестен: некоторые считают, что либретто написал Лоренцо да Понте — знаменитый придворный поэт-либреттист, но доказательств этому нет. Во-вторых, эта опера никогда не исполнялась. Есть только небольшой фрагмент первого акта.

Причину, по которой Моцарт прекратил работу над «Обманутым женихом», никто не знает. Возможно, он не смог адаптировать музыку под венскую сцену или же увлекся работой над другой оперой — «Свадьбой Фигаро».


«Похищение из сераля»: опера, от которой отказались Глюк и Сальери

03_Знакомимся с операми Моцарта
Моцарт на премьере оперы «Похищение из сераля». 18-й век © Public domain

Эта опера-зингшпиль в трех действиях на либретто Готлиба Штефани была впервые поставлена в Вене в июле 1782 года.

Заказал ее император Германии Иосиф II: ему очень нравилась идея развития зингшпиля — немецкой национальной оперы. Ведущие венские композиторы того времени — Кристоф Виллибальд фон Глюк и Антонио Сальери — считали зингшпиль второсортным занятием, поэтому заказ на «Похищение из сераля» достался Моцарту.

Премьера была успешной — все места в зале были заняты, зрители восторженно аплодировали после каждой арии. А Глюк после просмотра даже пригласил Моцарта и его супругу к себе на обед, чтобы поближе познакомиться с композитором и высказать ему восхищение.


«Свадьба Фигаро»: запрещенная опера

04_Знакомимся с операми Моцарта
Сцена из современной постановки «Свадьбы Фигаро» © Florida Grand Opera, CC BY 2.0, Wikimedia Commons

«Свадьба Фигаро» — комическая опера, написана в 1786 году на либретто Лоренцо да Понте по пьесе французского драматурга Бомарше. Моцарт работал над ней шесть месяцев.

Действие происходит на протяжении всего одного дня в графском замке, где Фигаро, графский домоуправитель, готовится жениться на своей возлюбленной Сюзанне, а коварный граф задумал вернуть себе право на первую брачную ночь. Желая проучить хозяина, Фигаро составил план интриги, в которую вовлек всех участников пьесы.

Премьера состоялась 1 мая 1786 года в Вене, но большого успеха не имела. Моцарт не был сильно удивлен — «Свадьба Фигаро» высмеивала современную аристократию и касалась острой тогда темы французской революции. В конце концов опера была запрещена в Вене. Зато в Праге, где ее поставили в декабре того же года, представление прошло с грандиозным успехом.

Первым с итальянского на русский оперу перевел Петр Чайковский — большой поклонник Моцарта.


«Дон Жуан»: опера, которую не успели отрепетировать

05_Знакомимся с операми Моцарта
Сцена из современной постановки «Дон Жуана» © Knight Foundation, CC BY-SA 2.0, Wikimedia Commons

В основе оперы-буффа «Дон Жуан» — пьеса Антонио де Саморы и либретто Лоренцо да Понте. Она была написана по заказу пражского бизнесмена Паскуале Бондини. Предприниматель был в восторге от «Свадьбы Фигаро» и предложил Моцарту написать что-то не менее интересное.

Центральный персонаж оперы — Дон Жуан — развратник, скрывающий свое истинное лицо под образом благородного мужчины. Он ведет порочный образ жизни, соблазняет женщин и не стесняется пользоваться их беззащитностью. Основная идея оперы — все развратники будут наказаны и отправлены в ад.

Опера создавалась в большой спешке. Музыканты не успели порепетировать, ноты они получили буквально в день премьеры — 29 октября 1787 года в Праге. Моцарт дописывал произведение на бегу. Все ужасно боялись неудачи, но постановка оказалась успешной.

По некоторым данным, во время работы над «Дон Жуаном» Моцарт и да Понте специально встречались с Казановой и просили его выступить консультантом.


«Так поступают все женщины»: опера за 200 дукатов

06_Знакомимся с операми Моцарта
Сцена из современной постановки «Так поступают все женщины» © Isidro Urena from Houston, US, CC BY 2.0, Wikimedia Commons

Премьера оперы-буффа «Так поступают все женщины» состоялась в январе 1790 года в Вене. Автор либретто — Лоренцо да Понте.

Изначально над этой оперой работал Антонио Сальери, но затем отказался от нее, и заказ оказался у Моцарта. Вольфгангу предложили 200 дукатов за оперу — очень большой гонорар по тем временам.

При жизни Моцарта опера «Так поступают все женщины» исполнялась только в Вене и Праге, зрители принимали эту постановку холодно. И лишь годы спустя опера получила заслуженное призвание. В 2015 году она попала на 15-е место по частоте постановки, по версии Operabase.


«Волшебная флейта»: последняя опера и загадочная смерть

07_Знакомимся с операми Моцарта
Сцена из современной постановки «Волшебной флейты» © Secretaría de Cultura Ciudad de México from México, CC BY 2.0, Wikimedia Commons

Опера «Волшебная флейта» на либретто Эмануэля Шиканедера написана в 1791 году. У нее сказочный сюжет: три служительницы Царицы ночи спасли принца Тамино от змеи-дракона. Принц влюбился в Памину, дочь Царицы ночи, и вместе им предстоит пройти непростые испытания, чтобы защитить свою любовь.

В «Волшебной флейте» много символики, связанной с традициями масонской ложи. И Моцарт, и Шиканедер входили в это общество. Косвенное упоминание масонства в опере воспринималось по-разному: кто-то говорил, что авторы высмеяли орден, и за это Моцарт был отравлен (этим объясняли загадочную раннюю смерть композитора). Другие утверждали, что масонство было воспето в опере и что орден сам заказал постановку «Волшебной флейты».

Для справки

Услышать вживую оперы знаменитого австрийского композитора можно в Большом и Мариинском театрах, а также послушать фрагменты на  концертах Московской консерватории и Национального филармонического оркестра России. Банк ВТБ на протяжении многих лет поддерживает эти культурные институции.