Время оперы и балета

12 августа 2019

Гид по главным российским премьерам сезона 2019/2020

VTBRussia.ru представляет наиболее интересные балетные и оперные премьеры нового театрального сезона. Список достойных внимания спектаклей грозил вырасти до нескольких десятков, но мы все-таки сумели его ужать до восьми. И это, поверьте, была весьма непростая задача.

 

Время оперы и балета

«Похождения повесы»
МАМТ, 19 сентября 2019 года

Сюжет оперы подсказал Уильям Хогарт, английский художник XVIII века, чей цикл литографий так и называется — «Похождения повесы» (The Rake’s Progress). Композитор — Игорь Стравинский, приверженец тезиса «музыка выражает самое себя», мастер «ремонта старых кораблей», как он обозначил собственный метод. Либреттист — Уистен Хью Оден, еще один, наравне со Стравинским, великий ремесленник и формалист. Для обоих маски исторических стилей были, возможно, единственным средством существования в век тревоги и утраченных иллюзий («Век тревоги» — знаменитая «барочная эклога» Одена, принесшая поэту Пулитцеровскую премию).

«Похождения повесы», написанные на английском языке, но впервые исполненные в Венеции в 1951 году, повествуют в назидательно-сатирическом духе Просвещения о судьбе Тома Рейкуэлла, его любви к Энн Трулав и его сделке с персонажем по имени Ник Шэдоу. Оперу составляют арии, ансамбли, речитативы под аккомпанемент клавесина и заключительный квинтет, содержащий мораль представления. Стравинский заглядывал через головы двух Рихардов, Вагнера и Штрауса, после которых оперный жанр, казалось, был обречен на умирание, — и сочинял оперу по лекалам моцартовского «Дон Жуана», но так, если бы Моцарт был завсегдатаем бродвейских театров и джазовых клубов.

Спектакль в МАМТ — совместная постановка с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов. Из зарубежного состава исполнителей в Москву приедет лишь контратенор Эндрю Уоттс (ему доверена партия бородатой Baba the Turk, вообще-то предназначенная для меццо-сопрано), остальные участники — русские вокалисты. В центре внимания исполнитель партии Тома, тенор Богдан Волков, в зарубежных постановках Дмитрия Чернякова показавший себя феноменальным артистом.

 

Время оперы и балета

«Жизель»
Большой театр, 21 ноября 2019 года

Каждый старинный балет время от времени требует реставрационных работ — вопрос в том, с какими инструментами такую реставрацию проводить. В самом конце XX века петербуржцы Сергей Вихарев и Павел Гершензон впервые осуществили реконструкцию балета «Спящая красавица»: по сохранившимся хореографическим нотациям, эскизам оформления и фотографиям они, насколько было возможно, привели «Спящую красавицу» к тому виду, в каком она была впервые исполнена в Мариинском театре в 1890 году. До тех пор классические балеты было принято «улучшать» и приводить к современным театральным стандартам. Вихарев и Гершензон показали, что со старинными балетами можно обращаться иначе.

Реставрировать «Жизель», которую 178 лет назад сочинили хореографы Жан Коралли и Жюль Перро, Большой пригласил хореографа Алексея Ратманского. В репертуаре Большого сохраняются его оригинальные постановки — «Светлый ручей», «Русские сезоны», «Утраченные иллюзии», «Ромео и Джульетта». В последние годы Ратманский заслужил авторитет и в качестве балетмейстера-реставратора, но в России в этом амплуа еще не работал.

Новая постановка претендует на сенсацию. Дело в том, что привычная нам «Жизель» — редакция, которую в 1884 году сделал в Петербурге Мариус Петипа, а затем весь ХХ век продолжали «улучшать» советские редакторы. Алексей Ратманский использует нотации 1860-х годов, которые записал французский балетмейстер Анри Жюстаман, и показывает нам «Жизель» «до нашей эры», то есть до канонической редакции Петипа. Возможно, под старым названием нам предстоит увидеть незнакомый балет.

 

Время оперы и балета

«Дидона и Эней»
Большой театр, 5 декабря 2019 года

Если бы пришлось составить рейтинг самых печальных опер в истории, его бы возглавила «Дидона и Эней» Генри Пёрселла. Сочиненная для выпускниц частного лондонского пансиона в 1689 году, это одна из немногих опер барокко, что бытовала на отечественной сцене еще в советские годы. Конечно, в то время «Дидона» исполнялась в русском переводе и на современных инструментах. С тех пор Россия включилась в мировое движение HIP — Historically Informed Performance («исторически осведомлённое исполнительство») — которое выступает за использование научно выверенных нотных изданий и архивных манускриптов, а также старинных разновидностей инструментов.

Так будет и в Большом театре. Над спектаклем работает дирижер Кристофер Мулдс, знаток старинной оперы: в Большом он прежде исполнял оперы Моцарта и осуществил блестящую постановку «Роделинды» Генделя. Историю троянского полководца Энея и покинутой им возлюбленной, карфагенской царицы Дидоны, дополнили режиссер Венсан Уге и писательница Мейлис де Керангаль — сочинили пролог, рассказывающий предысторию Дидоны. Спектакль, впервые исполненный год назад в Экс-ан-Провансе, призван ответить на вопрос: где коренится трагедия Дидоны — в происках трех ведьм или в человеческих взаимоотношениях?

 

Время оперы и балета

«Садко»
Большой театр, 14 февраля 2020 года

Понадобилось девять лет, чтобы Дмитрий Черняков вновь поставил спектакль на главной российской сцене. Режиссёра до сих пор принято ругать за «искажение классики», — но чаще всего хулители не могут внятно ответить на вопрос, что же такое «классика» и зачем ее исполнять сегодня. Черняков отвечает на тот же вопрос предельно ясно: исполнять оперы прошлого стоит ради того, чтобы испытать эмоциональный ожог и понять нечто о самих себе — и совсем не ради любования прекрасным прошлым или «культурного отдыха». В оперной партитуре не зашифрован крой костюмов, музыка всегда оперирует более крупными категориями, нежели «конкретная эпоха» и «классическая версия».

За рубежом Черняков регулярно ставит русские оперы, причем те, что и в России исполняются нечасто. Лучший его зарубежный спектакль — брюссельская «Сказка о царе Салтане», где рассказ о Царевне-Лебедь и городе Леденце сложно связан с излюбленным черняковским сюжетом — «человек в экстремальных обстоятельствах». Об этом спектакле, сказочно красивом и, как всегда у Чернякова, горьком и безжалостном к зрителю, трудно писать. Тем желаннее «Садко» в Большом — снова русская сказка и снова музыка Римского-Корсакова.

 

Время оперы и балета

«Танцемания. Времена года. Сделано в Большом»
Большой театр, 26 марта 2020 года

Три российских хореографа создают по заказу Большого театра новые работы. Двое из них — воспитанники петербургской школы, а ныне хореографы Урал Оперы. Вячеслав Самодуров, руководитель уральской труппы, избрал для своего балета почтенный заголовок «Танцемания»: спектакль с таким названием был поставлен в 1800 году, и весь его сюжет в названии и заключался. Предмет «Танцемании» 2020 года также составляет классический танец — и Самодуров не раз доказывал, насколько это неисчерпаемая и чреватая остросюжетными поворотами тема. Новую музыку написал Юрий Красавин, автор остроумной транскрипции «Пахиты» в Урал Опере, большой мастер работать с музыкальным материалом прошлого.

Антон Пимонов, также представляющий Урал Оперу, сочиняет балет Made in Bolshoi, оммаж московской балетной традиции. Впервые в Большом театре будет исполнена музыка Анатолия Королёва — концерт для оркестра «Фигура речи», один из лучших опусов петербургского композитора, лишь по недоразумению исполнявшийся только один раз, в 2007 году.

Автор третьего балета, Артемий Беляков — солист Большого театра. Миниатюры собственного сочинения он выносил на суд публики всего несколько раз в концертах молодых хореографов, продемонстрировав классический тип мышления и вкус к сложной академической музыке. Его нынешний выбор — благоуханные «Времена года» Александра Глазунова (1900), которые ставят крайне редко по причине очень простой: нужно придумать, что такое «смена времен года», и при этом не впасть в наивную иллюстрацию с кружащими снежинками, цветущими цветочками и опадающей листвой. Сделать это убедительно до сих пор удавалось немногим.

 

Время оперы и балета

Балет Гойо Монтеро
МАМТ, 28 марта 2020 года

Хореограф Гойо Монтеро десять лет возглавляет Балет Нюрнберга. В России он дебютировал в 2017-м: название его балета Asunder, сочиненного для Пермского оперного театра и фестиваля «Context. Диана Вишнёва», в переводе означает «разрывая на части». Монтеро изучал феномен толпы и ее распада на отдельных индивидуумов, — а пермская труппа танцевала в буквальном смысле на разрыв сухожилий: агрессивный пластический стиль испанского хореографа произвел на российской сцене фурор.

Успех Asunder принес Гойо Монтеро заказ на постановку в Московском музыкальном театре. Руководитель балетной труппы театра Лоран Илер вот уже третий сезон собирает коллекцию произведений лучших авторов XX-XXI века — и время от времени дополняет ее мировыми премьерами. Название нового балета, а равно имя композитора пока держатся в тайне.

 

Время оперы и балета

Kaash
МАМТ, 12 июня 2020 года

Акрам Хан, британский хореограф-танцовщик родом из Бангладеш, обрел в России преданнейших поклонников. Только что московская публика устроила овацию спектаклю XENOS — часовому соло, которым Хан завершает карьеру исполнителя. Даже откровенно рассчитанная на коммерческий успех «Жизель», неяркий ремейк знаменитого классического балета, имела в Москве безоговорочный успех. Осенью в столицу приедет Akram Khan Dance Company со спектаклем «Перехитрить дьявола», а завершится русский сезон Хана премьерой в Московском музыкальном театре.

Kaash уже исполняли в России: в 2015 году его показывала в Перми труппа Акрама Хана. Один час без антракта, две части, никаких намеков на бытовую фабулу. Шаманское звучание табла (индийского двойного барабана) время от времени прерывается тишиной. Хореографический стиль, как и всегда у Хана, совмещает европейский contemporary dance и приемы традиционного индийского танца катхак, самые узнаваемые черты которого — подробно разработанные движения рук и длительные вращения на полной стопе. Прихотливый танцевальный орнамент, начертанный Ханом, оставляет ощущение, что исполнителей на сцене гораздо больше, чем пятеро.

 

Время оперы и балета

«Конёк-горбунок»
Урал Опера Балет, 2 июля 2020 года

За каких-то пять сезонов Екатеринбургский оперный превратился в один из главных музыкальных театров страны и вышел на мировую арену — его спектакли отныне транслируют на mezzo.tv. Балетная труппа, ведомая хореографом Вячеславом Самодуровым, демонстрирует такую репертуарную гибкость и такой креативный потенциал, что иным театрам впору кусать локти. Особый повод для путешествий в Екатеринбург — оригинальные работы, которые Урал Опера представляет каждый сезон.

Мировая премьера 2020 года, «Конек-горбунок», связана со спектаклем из репертуара Императорских театров. В основе — либретто XIX века, написанное по сказке Ершова, но с хулиганскими на современный взгляд вольностями (например, среди прочих народов России в балете пляшет особый уральский народ). Фрагменты канонической хореографии по нотации возобновляет Вячеслав Самодуров, а его коллега Антон Пимонов ставит новые номера.

Оригинальную музыку и транскрипцию старых фрагментов сочиняет Анатолий Королёв: в минувшем сезоне он написал для екатеринбургского театра балет «Приказ короля». И рецепт старого-нового «Конька-горбунка» — тот же, по которому сделан грандиозный «Приказ короля»: любование прошлым и приверженность классическому танцу, попытка с помощью старых сюжетов и канонических па обрести новые смыслы. Плюс юмор и самоирония, которых так не хватает многим мировым премьерам.


Для справки

ВТБ и Большой театр связывают многолетние дружеские отношения. Банк входит в состав попечительского совета театра и некоммерческой организации «Фонд Большого театра», созданной в 2002 году. ВТБ поддерживает все значимые премьеры Большого, такие как «Дама с камелиями», «Иван Грозный», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Манон Леско», «Путешествие в Реймс» и другие.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

17 июня 2019

<p>Римский-Корсаков и национальная идея</p>
Русский Вагнер

Римский-Корсаков и национальная идея

20 июня 2018

<p>
	 История отца русского балета — Мариуса Петипа
</p>
 Основатель империи

История отца русского балета — Мариуса Петипа

17 января 2017

Инструкция для начинающих Как слушать и смотреть оперу
Инструкция для начинающих
Все новости