«Современный театр — это провокация, порождающая много мнений»

3 апреля 2019

Туган Сохиев — о балете в кроссовках, опере «Путешествие в Реймс» и ближайших планах Большого

Музыкального руководителя Большого театра России — Тугана Сохиева — с уверенностью можно назвать человеком-легендой. На счету знаменитого на весь мир дирижера не только целая россыпь классических постановок, но и внедрение на сцену современного взгляда на классику. Наша встреча с маэстро состоялась во Всемирный день театра и, как полагается, началась с поздравлений. 

— Всемирный день театра — это очень важный день не только для работников сцены и всех, кто задействован в театральном мире; он имеет огромную ценность для зрителей, любителей театра — объединяет в один коллектив людей со всего мира. Присоединяюсь к вашим поздравлениям и хочу передать слова искренней признательности людям, которые посвящают свою жизнь и ежедневную работу служению театру.

— Маэстро, рассказывая о постановках Большого театра на нашем сайте, мы часто сталкиваемся с непониманием читателями современного театрального искусства. Нам так и пишут: «Почему персонаж танцует в кроссовках? Это же кощунство!» Или, скажем: «Почему в "Анне Карениной" муж героини баллотируется в президенты, а Левин похож на американского ковбоя?!» Поэтому предлагаем начать наш разговор с крайне горячей темы: как смотреть и понимать современные постановки?

— Мне кажется, что прелесть театра заключается в том, что он должен порождать много мнений. Зрительская аудитория должна делиться на две, три, а то и больше групп, которые имеют свое мнение, задают вопросы, спорят. Если искусство оставляет зрителя равнодушным, то спектакль не получился. Скажем, вы затронули балет «Анна Каренина». В нем заложено ощущение, видение классического произведения через призму современности. Согласно современному прочтению классического материала, режиссеру и хореографу этой постановки было важно говорить со зрителем (и передать состояние персонажей) через танец в кроссовках, через факт «баллотирования в президенты». Задача зрителя — понять эти вещи. Несомненно, его, зрителя, это порой удивляет и даже обескураживает. На современной сцене существует много разных мнений и режиссерских решений. К примеру, кто-то вообще делает абстрактный театр и совсем не привязывается к определенному времени. Ему важны сами персонажи и человеческие отношения. Для других ценно подвязать персонажей к определенному времени и эпохе. Художники все разные — в этом и прелесть! Артистическое счастье — работать с различными талантами, которые по-разному видят и мыслят.

Современный театр — это провокация, порождающая много мнений

— 24 апреля на Исторической сцене Большого театра вновь будет поставлена опера «Путешествие в Реймс», премьера которой состоялась в декабре прошлого года. Вы ее дирижер-постановщик. Эта опера — яркий пример современной постановки: классическая живопись переплетается с современным искусством, исторические персонажи встречаются с нашими современниками. Расскажите, сложно ли было работать над ней? 

— «Путешествие в Реймс» — одна из самых ярких и интересных опер Джоаккино Россини. Ее отличительная черта — ансамблевая работа, в которой задействовано 18 партий и каждый солист является важной частичкой, важной составляющей этой постановки. Сложным был и сам процесс подготовки: мы долго искали певцов, было непросто собрать лучшие голоса планеты в одно время и на одной сцене. Но у нас получилось! Еще одна сложность: для исполнения этого произведения Россини написал необычайно сложные, виртуозные партии. Поэтому такое произведение не часто можно услышать даже на самых знаменитых площадках мира. Мне кажется, что мы замечательно справляемся с этой задачей — приятно видеть, какое удовольствие получают артисты при исполнении своих партий. Отмечу, что для «Путешествия в Реймс» было задействовано много современных режиссерских решений. И это была сложная задача, ведь сюжет оперы — историческое событие, коронация Карла X. Сегодня исполнять эту оперу так же, как это делалось в XIX веке, невозможно. Сам Россини впоследствии использовал эту музыку в другой своей опере — «Граф Ори». Считаю великолепной режиссерской находкой, что сюжет оперы происходит в современном музее. Это очень интересно и провокационно, это подталкивает артистов и публику к мыслительному процессу, к работе воображения. 

В общем, в этой работе зрители увидят много интересного и неожиданного. Добавлю, что в ней задействован и образовательный элемент: оживают знаменитые картины, которые вступают в определенные взаимоотношения с персонажами оперы, вызывая тем самым у зрителей глубокие переживания. Задействовано много мимансов и оригинальное световое решение. Это один из ярких и красивейших спектаклей! В «Путешествии в Реймс» 18 ярких, молодых, талантливых певцов, которые, подобно бриллиантам, сверкают на сцене Большого театра.

— Давайте дадим зрителям инструкцию, как смотреть современные постановки. Предположим, я бываю в театре один раз в год. Все, что я смотрю, — классика. Как подготовиться к спектаклю модного режиссера? 

— Если человек идет в театр на современную версию классической постановки, очень важно не ставить барьеры и рамки: не настраиваться на то, «как это должно быть», а просто «впустить в себя музыку», смотреть спектакль как единое целое с этой музыкой. Крайне важно, чтобы вы были открыты для спектакля. Безусловно, есть зрители, которые хотят видеть только классические постановки. И важно отметить, что в афише Большого театра есть выбор: присутствуют как классические версии, так и работы с современным видением спектакля. К примеру, в нашей афише есть настоящая жемчужина — опера «Борис Годунов», которая не сходит со сцены с 1946 года! Второй пример — опера «Царская невеста», она идет в исторических декорациях выдающегося театрального художника Федора Федоровского, которые мы восстановили и тщательно отреставрировали. Эти оперы для всех нас ценны как дорогие исторические экспонаты. Но при этом не стоит забывать, что мы живем в современном мире и театре — мы должны задавать и себе, и нашему зрителю актуальные для нашей эпохи вопросы. В том числе о том, что же такое современный театр. 

Насколько современна история «Травиаты» или «Кармен» — надо ли их рассказывать с другим акцентом, опираясь на другие смысловые линии? Может, как-то иначе расставлять эти акценты? Это очень важные, большие вопросы. И мы живем обсуждением этих тем… и всего того, что двигает современный театр вперед. 

Современный театр — это провокация, порождающая много мнений

— Это и есть современный взгляд — постоянный поиск?

— Театр находится в постоянном поиске: имен, стиля, репертуара, музыки, композиторов. Театральное искусство всегда что-то ищет, находится в непрерывном движении. В этом поиске и заключается прелесть театра. 

— Не могу не задать вопрос о планах на будущее: что ждет зрителей в скором времени?

— В мае на сцене Большого состоится долгожданная премьера спектакля «Евгений Онегин». Работа над ним идет уже более двух недель. Этот спектакль ставят израильский театральный режиссер Евгений Арье и ваш покорный слуга. Мы очень долго размышляли и шли к нему. Не так давно в репертуарном листе Большого появилась «Пиковая дама» — и для нас было очень важно, чтобы зритель увидел русскую классику, «Евгения Онегина». Считаю, что наша публика должна развиваться прежде всего на классических русских произведениях. Театр в России обязательно должен базироваться на шедеврах нашей музыки, но при этом знать и не забывать немецкую, итальянскую и другую классику. 

— Будут ли какие-то современные фишки в спектакле?

— Для нас очень важно, чтобы современная молодежь с помощью этой оперы прочувствовала, проанализировала и поняла классическое произведение «Евгений Онегин». Что касается музыки, смею добавить, что Чайковский написал не оперу, а лирические сцены. Он мечтал, чтобы эту оперу исполнили молодые певцы, студенты.

Как сегодня молодежь воспринимает Пушкина? Как понимает отношения между Онегиным и Татьяной, Ленским и Ольгой? Для нас это очень важные вопросы! И мы тоже задаемся ими. Со сцены мы будем говорить об ощущениях Чайковского, переплетением чувств в его лирических сценах, об истории отношений героев и о том, как современному зрителю прочувствовать музыку Чайковского — музыку, которая обязательно тронет их сердца. В этой работе мы будем концентрироваться на человеческих образах, характерах и судьбах. Ведь персонаж Онегина жив и по сей день: он прошел через века и, возможно, будет находиться в зрительном зале. Мы попытаемся разузнать, опознать его среди нас…


Для справки

ВТБ и Большой театр связывают многолетние дружеские отношения. Банк входит в состав попечительского совета театра и некоммерческой организации «Фонд Большого театра», созданной в 2002 году. ВТБ поддерживал многие премьеры Большого, среди которых «Дама с камелиями», «Иван Грозный», «Онегин», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Манон Леско», «Путешествие в Реймс» и другие.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

26 февраля 2019

<p>Эксклюзивное интервью с бразильским «легионером» Большого театра Давидом Соаресом</p>
«Наше национальное искусство — это футбол. И так будет всегда»

Эксклюзивное интервью с бразильским «легионером» Большого театра Давидом Соаресом

11 декабря 2018

<p>Премьера оперы «Путешествие в Реймс» в Большом театре</p>
Европейский союз

Премьера оперы «Путешествие в Реймс» в Большом театре

3 сентября 2018

<p>
	 Гид по главным оперным премьерам сезона 2018/2019
</p>
 Русские сезоны: опера

Гид по главным оперным премьерам сезона 2018/2019

Все новости