Русские сезоны: опера

3 сентября 2018

Гид по главным оперным премьерам сезона 2018/2019

Предыдущий театральный сезон едва успел завершиться, но уже известны планы на сезон предстоящий. И наступит он куда скорее, чем кажется. VTBRussia.ru представляет гид по избранным оперным премьерам сезона 2018/2019. Список достойных внимания новинок грозил вырасти до полусотни названий, и в этот краткий путеводитель вошли вызывающие наибольший интерес постановки российских театров, а также зарубежные премьеры при участии отечественных артистов — девять новых спектаклей в России и в мире.

 

Русские сезоны: опера

Кандид
Большой театр, Историческая сцена, 29–30 сентября 2018

Единственная в этом списке не опера, но оперетта — и не спектакль в строгом смысле слова, а театрализованное концертное исполнение, гибридный жанр, что не нов для мировых подмостков, а в России вошел в моду в последние сезоны — во многом благодаря режиссеру Алексею Франдетти. Он-то и ставит в Большом театре одно из самых популярных сочинений Леонарда Бернстайна, отмечая столетие со дня столетия автора.

Представитель плеяды дирижеров-колоссов ХХ века, музыкальный просветитель, а также амбициозный композитор, Бернстайн в концертах, лекциях и собственных сочинениях пытался навести мосты между «высокой» академической традицией и легким жанром, профессионалами и простым слушателем, великим прошлым и современностью. Такова и музыка «Кандида», написанного по мотивам сатирической повести Вольтера: путешествия безродного юноши Кандида и других героев по «наилучшему из миров», в котором «все совершается к лучшему», — это остроумный путеводитель по музыкальным жанрам разных времен, как они услышаны в ХХ столетии. Здесь встретятся барочная ария lamento (то есть ария-жалоба или ария-плач), классицистский гавот, романтические баркарола и баллада, а самый знаменитый номер, Glitter and Be Gay, пародирует арию Маргариты из «Фауста» Гуно.

Начатый в 1953 году, «Кандид» должен был провести параллель между описанной Вольтером охотой на еретиков и развернутой в то время правительством Штатов антикоммунистической кампанией — маккартизмом. Работа растянулась на многие годы: в ней приняли участие с десяток либреттистов, включая самого Бернстайна, и несколько композиторов. С тех пор утратила остроту политическая подоплека, и ныне сохраняется интрига: станет ли Алексей Франдетти искать актуальный политический подтекст или сосредоточится на приключенческо-зрелищной стороне действия.

 

Русские сезоны: опера

Иоланта
Михайловский театр — 13, 14, 20 ноября 2018

Шесть лет назад петербургский Михайловский театр, до тех пор не привлекавший внимания громкими оперными премьерами, пошел ва-банк и пригласил на постановку известного провокатора Андрия Жолдака. Объявленное название, «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке, казалось идеальным вариантом для оперного дебюта Жолдака — однако вскоре произошла замена, и тогда пришлось занервничать ревнителям русской классики: Жолдак приступил к постановке «Евгения Онегина».

Ни профессиональные критики, ни зрители долго не могли совладать с увиденным и привыкнуть к тому, что нетленный оперный шедевр может выглядеть таким образом. Применительно к Чайковскому оказался непривычным необычайно плотный, избыточный сценический текст — гротескно-сюрреалистический, избегающий бытовых иллюстраций. Неожиданным был и взвинченно-нервный ритм действия, казалось бы, совсем не соответствующий жанру лирических сцен: однако именно такое столкновение подчеркнуло интимную природу оперы и проявило мощные эмоциональные подводные течения партитуры. В самой заигранной русской опере Жолдак вместе с драматургом постановки Дмитрием Ренанским сумели раскрыть многое, чего отечественный зритель раньше не слышал или за многие годы перестал слышать в музыке Чайковского.

Вслед за «Онегиным» была анонсирована его же постановка «Кармен», так и не состоявшаяся. Возвращение Андрия Жолдака сегодня кажется случайным везением. Вновь на афише опера Чайковского, на этот раз куда более туманная, вещь в себе, остающаяся среди других русских опер «девочкой чужой» — и кто, как не Жолдак, сможет открыть в ней многочисленные потайные двери.

 

Русские сезоны: опера

Путешествие в Реймс
Большой театр, Историческая сцена, 12–16 декабря 2018

Регулярное присутствие в отечественной афише Джоаккино Россини совершенно несправедливо ограничивается «Севильским цирюльником», разве что в Екатеринбурге дают раритетного «Графа Ори», да еще Мариинский театр уже 13 лет исполняет «Путешествие в Реймс» силами Академии молодых певцов. В январе 2017 года главный дирижер Большого театра Туган Сохиев также обратился к «Путешествию», трижды исполнив его в концертном варианте. Теперь опера, полное название которой звучит как «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая лилия”», спустя полвека отсутствия возвращается в репертуар главного оперного театра страны — на Историческую сцену.

Большой театр переносит спектакль Римской оперы, поставленный Дамиано Микьелетто. Его имя появилось на театральном горизонте сравнительно недавно, но уже сейчас Микьелетто можно причислить к «большой лиге» мировых оперных режиссеров, назвать одним из лучших в поколении сорокалетних. Нескончаемые дискуссии о так называемой режиссерской опере — сводящиеся к противостоянию «классического» и современного, костюмных постановок и радикальных визуально-смысловых решений, — в случае с Микьелетто теряют актуальность. Конечно, на представлениях «Путешествия» в Риме тоже можно было услышать возгласы о неуважении к композитору и оскорблении традиции, но именно здесь режиссер избрал главной темой обручение старого и нового, счастливое разрешение конфликта между ними.

Название «Золотая лилия» в спектакле носит картинная галерея, и центром новой экспозиции становится картина Франсуа Жерара «Коронация Карла Х в Реймсе 29 мая 1825 года». (Фабулу оперы как раз и составляет сбор и отъезд гостей из разных стран на эту коронацию, и сама опера была написана Россини к этой коронации.) Решение с вернисажем — для оперной сцены не новость (легко вспомнить «Трубадура» Алвиса Херманиса, поставленного в Зальцбурге в 2014-м), но нужно видеть, с какой легкостью, блеском, ощущением большой сцены это решение разыграл Микьелетто. На дирижерский подиум на премьере вновь выйдет Туган Сохиев. Постановку поддерживает банк ВТБ, давний партнер и друг Большого театра.

 

Русские сезоны: опера

Три сестры
Урал Опера, 16–19 мая 2019

Екатеринбургский театр оперы и балета (в конце минувшего сезона он сменил громоздкое официальное имя на компактное Урал Опера) заслужил репутацию открывателя новых для России оперных партитур и композиторских имен: здесь впервые в стране сыграли оперу культового американского композитора Филипа Гласса («Сатьяграха»), вернули из небытия театральную музыку Мечислава Вайнберга («Пассажирка»), впервые в стране поставили самую масштабную оперу почти неизвестного у нас Богуслава Мартину («Греческие пассионы»).

Чтобы отправиться в Екатеринбург в будущем мае, есть как минимум два повода. Во-первых, опера венгра Петера Этвёша «Три сестры», снискавшая славу «последней великой оперы ХХ века» (она закончена в 1997 году), также до сих пор не ставилась в России. Во-вторых, для постановки приглашен один из наиболее именитых американских режиссеров — Кристофер Олден. Опера не имеет линейного действия: события одноименной пьесы Чехова пересказаны трижды от лица разных персонажей: Ирины, Маши и Андрея. Каждая из трех «последовательностей», как назвал Этвёш части своей оперы, развернется в новой эпохе — в 1950-х годах, в начале ХХ века и в условной современности.

 

Русские сезоны: опера

Лулу
Пермский театр оперы и балета, 18 мая 2019

«Лулу» Альбана Берга окружена столь плотным культурным контекстом — Новая венская школа и додекафонный метод композиции, мрачно-декадентские пьесы Франка Ведекинда, образ роковой женщины-приманки и его кинематографический миф (прежде всего «Голубой ангел» с Марлен Дитрих), немецкое кабаре 1920–1930-х и еще многое, многое, многое, — что совсем немногие отваживаются подступиться к этой изысканной экспрессионистской драме с ее язвительно-нежным музыкальным языком, при первом прослушивании кажущимся непостижимо заумным. Среди российских театров только Дмитрий Бертман и артисты московской Геликон-оперы решились исполнить культовую для ХХ века оперу, предварительно сделав русский перевод либретто — случилось это еще в 2001 году, когда о венской экспрессионистской опере и утонченных культурных аллюзиях в связи с ней отечественная публика не имела понятия.

С тех пор в Москве успели поставить другую оперу Берга, «Воццек». Музыкальным руководителем постановки тогда был Теодор Курентзис. С тех пор он неоднократно включал сочинения Берга в программу ведомого им Дягилевского фестиваля в Перми и, наконец, объявил о постановке «Лулу»: ею откроется фестивальный сезон – 2019. Подробности пока неизвестны — кроме того что куратором проекта выступит Алексей Парин, музыкальный критик, переводчик, издатель, куратор и профессиональный оперный драматург, — а собственно постановку осуществит любимый столичной публикой Максим Диденко, и это будет дебют режиссера на оперной территории.

 

Русские сезоны: опера

Обручение в монастыре
Берлинская государственная опера — 13, 17, 22 апреля 2019

Трудно представить более экстравагантное сочетание названия и режиссера. «Обручение в монастыре» — комическая опера Сергея Прокофьева, написанная в 1940 году и до сих пор остающаяся в тени другой прокофьевской оперы-буффа — «Любовь к трем апельсинам». История тройной женитьбы с переодеваниями, подменами и бегством в монастырь воплощена Прокофьевым с редким для оперы ХХ века чувством музыкального юмора — в ней явилось продолжение традиции «севильских» комических опер, что тянется от Моцарта и Россини. «Обручение в монастыре» лишь иногда возникает на российских подмостках, а западные театры ее вовсе не жалуют.

Неожиданную премьеру в Берлинской опере инициировал режиссер Дмитрий Черняков. Он один из наиболее востребованных в мире оперных постановщиков; несколько его работ, ставших сегодня классическими, еще можно увидеть в России. Хотя на родине он до сих пор несправедливо почитается вредителем и разрушителем классики, Черняков, возможно, самый последовательный проводник традиций русского психологического театра на оперной сцене. Здесь и кроется главная интрига: скрупулезный в реалистической разработке действия и всегда исключительно серьезный в своих работах, Черняков на это раз возьмется за веселый сюжет и партитуру композитора, склонного к гротеску и театральным преувеличениям, как никто другой.

 

Русские сезоны: опера

Сказка о царе Салтане
La Monnaie, Брюссель, 11–29 июня 2019

Еще одна работа Дмитрия Чернякова, который методично и терпеливо знакомит западного зрителя с русской классической оперой — не с хорошо известными партитурами вроде «Евгения Онегина» или «Пиковой дамы» (первую Черняков как раз еще не ставил за рубежом, а вторую не ставил вовсе), а с тем репертуаром, который и отечественному зрителю, присягающему на верность классике, известен плохо. Вот и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова знакома широкой аудитории только по оркестровой интерлюдии «Полет шмеля», давно перешедшей из области музыки в область спортивно-рекордсменскую.

Между тем Чернякова мало интересуют сказки и диковинные персонажи вроде царевен-лебедей и богатырей, гораздо больше — реальные люди в исключительных эмоциональных обстоятельствах. Любую историю, даже написанную как сказка, Черняков прежде всего прочитывает как историю отцов и детей, неизжитых детских травм и комплексов. И если в его спектаклях встречаются аллюзии на «сказочную» традицию постановки русских опер, то с ними всегда налаживается трудный, но содержательный диалог: так, например, было в черняковской постановке «Сказания о невидимом граде Китеже» того же Римского-Корсакова в Мариинском театре. Тем интереснее увидеть в новом ракурсе «Царя Салтана», представление о котором у большинства из нас сформировано советским мультфильмом да сусальными иллюстрациями под старину в детских изданиях Пушкина.

Еще одна причина увидеть нового «Салтана» — блистательный вокальный состав, в котором заняты петербургская воспитанница Светлана Аксенова (Царица Милитриса), а также солисты Большого театра Ольга Кульчинская и Богдан Волков, ныне стремительно восходящие на мировой олимп.

 

Русские сезоны: опера

Тангейзер
Байройтский фестиваль, с 25 июля 2019

Валерий Гергиев, многолетний руководитель Мариинского театра, справедливо считается главным российским дирижером-вагнерианцем: в постсоветское время он собрал наиболее полную и в музыкальном отношении наиболее впечатляющую коллекцию опер Рихарда Вагнера. Еще в 1998-м Гергиев поставил последнее, казавшееся тогда неприступным вагнеровское сочинение «Парсифаль»; именно он — исключительно мариинскими силами, что само по себе подвиг — не просто первым в России полностью исполнил все четыре оперы «Кольца нибелунга», но вот уже 15 лет удерживает тетралогию в репертуаре, дважды в сезон исполняя ее целиком.

В новом сезоне Гергиеву предстоит дебютировать в главной цитадели вагнеровской музыки, некогда устроенной самим композитором-демиургом — в баварском Байройте на знаменитом фестивале, который откроется в 108-й раз. Для дебюта петербургскому маэстро предложен «Тангейзер» — одна из двух опер Вагнера (вместе с «Нюрнбергскими мейстерзингерами»), которую Гергиев как раз не ставил в Мариинском. Очередь за билетами на Байройтский фестиваль обычно занимает несколько лет, поэтому остается надеяться на интернет-трансляции из театра на Зеленом холме.

К слову, на фестивале 2019 года состоится еще один важный дебют: Анна Нетребко, всего два года назад вошедшая в вагнеровский репертуар, исполнит партию Эльзы в другой фестивальной постановке, «Лоэнгрине».

 

Русские сезоны: опера

Князь Игорь
Парижская опера, 28 ноября – 26 декабря 2019

Интендант Парижской оперы Стефан Лисснер не скрывает своей любви к русской музыке и русским артистам: волей Лисснера здесь сыграли редкую для зарубежной сцены «Снегурочку», только что прошла премьера «Бориса Годунова», а Дмитрий Черняков, осуществив давнюю мечту, поставил как единый спектакль «Иоланту» и «Щелкунчика». Все названные постановки имели целью вернуть заповедным и на западный слух диковинным сочинениям право на бытование в современности — показать, что это не причудливые сувениры из русской старины, но серьезные актуальные сочинения.

Следующим в названном ряду должен стать «Князь Игорь» — неприступный бастион для постановщиков (недаром в новейшее время за рубежом состоялась одна-единственная постановка «Игоря», сделанная все тем же Черняковым). Трудность — кроме нахождения сценического языка, адекватного сюжету из древнерусской истории, — заключена в самой партитуре. Александр Бородин, полжизни работавший над оперой, так и не закончил ее, и вот уже второе столетие редакторы и постановщики произвольно меняют порядок сцен и номеров: «Князь Игорь» — опера-руина. Лишь в 2013 году исследователь Анна Булычева, разыскав по миру все доступные черновики композитора, издала клавир оперы, наиболее близкий к замыслу Бородина. 

Неизвестно, воспользуется ли этим изданием режиссер Барри Коски — руководитель берлинской Комише Опер, один из самых известных современных оперных постановщиков. Нельзя также предположить, как будет выглядеть его спектакль: работы Коски разительно непохожи одна на другую, их практически невозможно узнать «по картинке». Единственное, о чем можно говорить точно, — слушателей ждет выдающееся исполнение партии Ярославны: главную женскую партию в спектакле исполнит Елена Стихина, солистка Мариинского театра, чей выход на премьере оперы «Саломея» в Петербурге в феврале 2017-го ознаменовал рождение сверхновой оперной звезды.
 

Для справки

ВТБ и Большой театр связывают многолетние дружеские отношения. Банк входит в состав попечительского совета театра и некоммерческой организации «Фонд Большого театра», созданной в 2002 году. ВТБ поддерживает все значимые премьеры Большого, такие как «Дама с камелиями», «Иван Грозный», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Манон Леско» и другие.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

20 июня 2018

<p>
	 История отца русского балета — Мариуса Петипа
</p>
 Основатель империи

История отца русского балета — Мариуса Петипа

14 февраля 2018

<p>
	 Новой постановке шедевра Чайковского в Большом театре — посвящается
</p>
 Как вызвать «Пиковую даму»

Новой постановке шедевра Чайковского в Большом театре — посвящается

17 января 2017

Инструкция для начинающих Как слушать и смотреть оперу
Инструкция для начинающих
Все новости