Прокофьев как голос

1 июня 2021

130 лет со дня рождения композитора

Найдется немного композиторов ХХ века, которым до сих пор достается столько внимания, сколько Сергею Прокофьеву. Каждые пять лет в его честь разворачиваются широкие празднества и бурные дискуссии вокруг его фигуры — по крайней мере, в российских концертных залах и в Рунете. Подробно рассказывать о музыке Прокофьева нет нужды — к счастью, ее часто исполняют и записывают: например, онлайн-каталог Arkiv Music включает 1491 запись его сочинений в разных форматах. В материале к 130-летию со дня рождения композитора VTBRussia.ru предоставляет ему самому рассказать о времени и о себе… а также спеть.

01_Прокофьев как голос
Сергей Прокофьев, 1910 год

Дневник

Фраза «Начинаю такую запись, пожалуй что дневник» датирована 7 сентября 1907 года и отмечает начало четвертого года обучения в Петербургской консерватории. Прокофьеву было 16 лет, с тех пор он вел дневник регулярно вплоть до 1933 года. Вскоре он переехал в Советский Союз и прекратил вести дневники. Опись фонда композитора в Российском государственном архиве литературы и искусств указывает лишь наличие дневников 1952—1953 годов, то есть последних месяцев жизни — их публикация еще предстоит и составляет большой интерес.

Дневники, наряду с либретто его опер, демонстрируют острое чувство языка. Интонация Прокофьева-писателя всегда узнаваема — ведь и в его операх всегда слышно, где над текстом работал он сам, а где обращался к сторонней помощи.

(7) 20 апреля 1918 года.
Когда я пришел во дворец к Штернбергу, то оказалось, что меня желает видеть Луначарский. Его слова о Маяковском и чрезвычайно любезный прием. “Оставайтесь, зачем вам ехать в Америку”. Я проработал год, а теперь хочу глотнуть свежего воздуха. -У нас в России и так много свежего воздуха». Это в моральном отношении, а я сейчас гонюсь чисто за физическим воздухом. Подумайте, пересечь великий океан по диагонали! ­Хорошо, напишите на бумажке, мы дадим вам необходимые документы». В ожидании этих документов я сидел в кабинете Луначарского, а прием продолжался. Была делегация от писателей во главе с Сологубом, была делегация от молодых поэтов, от трудовой интеллигенции о предоставлении им бесплатного проезда. Луначарский вел прием весело, шутил, но терял много времени на пустяки. Лицо невзрачное, говорит немного картавя, вроде детей. В половину третьего я вскочил, говоря, что надо идти. Луначарский подумал, что я обиделся, что меня заставляют долго ждать и сказал: сейчас, сейчас вам выдадут. Но я объяснил, что через полчаса публичная генеральная репетиция моей новой симфонии. Он очень заинтересовался и сказал: как жаль, что у меня назначено заседание, я бы с удовольствием приехал послушать. Я ответил: но вы можете опоздать на заседание, симфония идет пятнадцать минут. Приезжайте! Он сказал: а и вправду, я приду. Когда я пришел к капелле, его автомобиль стоял перед ней. Я дирижировал хорошо и оркестр играл, хотя не безукоризненно тонко, но живо и чисто. Когда я стал за пульт, то из верхнего окна луч солнца упал мне на голову. У меня пошли лиловые круги в глазах, но мой поклон говорил, что это было приветствие солнца солнечной симфонии и мне.


02_Прокофьев как голос
Сергей Прокофьев, 1918 год

Рассказы

По пути в Америку Прокофьев написал, пожалуй, самый впечатляющий из своих рассказов — «Блуждающая башня». Ученый-ассириолог Марсель Вотур возвращается из очередной ближневосточной экспедиции в Париж: он сделал сенсационные открытия, которые «может быть, опрокинут саму Библию». В ночь его возвращения происходит невиданное: Эйфелева башня оживает и снимается с места — ее путь лежит к раскопкам Вавилона.
Всего Прокофьеву принадлежит 11 рассказов и один неоконченный отрывок. Первый написан в 1917 году между Петербургом и Ессентуками, последний закончен в Нью-Йорке в 1921 году. Названия — под стать заглавиям его ранних фортепианных циклов: кроме «Блуждающей башни», «Ультрафиолетовая вольность», «Мерзкая собака», «Жабы». В собственных литературных опытах главной заботой Прокофьева оставался стиль: «Характерный ли он или просто неприятный? Если первое, то писать можно, если второе, то он будет смешным. Но важно следующее: если есть мысль, то стиль повинуется мысли. У меня есть мысль, значит, я пишу».

На месте Марселя Вотура сидел футляр, из которого вытащили скрипку.
В пять часов вечера поезд пришел в Лион. Мальчишки махали только что вышедшими телеграммами и, надрываясь, кричали о необычайном происшествии. Вотур вышел из вагона и купил газету.
Башня, прочел он, с необычайной быстротой прорезала всю Францию, и ее видели уже в Марселе. Шла она по прямой линии, пересекая реки и проламывая леса, однако минуя города и деревни. Целый ряд телеграмм и телефонов сообщал о дикой панике, охватившей население тех мест, мимо которых пронеслась эта вещь, дотоль стоявшая спокойно в Париже.
Самой интересной телеграммой была последняя, из Марселя. Башня достигла берега моря недалеко от этого города. Не останавливаясь, она спустилась к морю и вступила в воду среди гигантского фонтана взбрызгивания и всплесков, поднимавшихся от сильных ударов ее ног. Когда она удалилась настолько, что ноги исчезли под водой, то скорость ее не упала, наоборот, казалось, возросла, и только, вместо фонтанов и всплесков, вода, взрытая в своих глубинах, кипела вокруг башни как в котле. Так продолжалось до тех пор, пока над водой не осталась одна голова башни, одна лишь верхняя площадка. Поглупевшие от изумления жители побережья и моряки с проходивших пароходов думали, что вот еще момент, и железное чудовище утонет. Но башня вдруг прекратила свое движение и круто остановилась на месте. Казалось, она решала трудную задачу: идти ли ей вперед, куда ее влекла какая-то невидимая власть, или смириться перед непроходимой морской глубиной, которая превзошла даже ее гигантский рост.
И башня смирилась. Медленно она повернула обратно и, широко ступая своими ногами, вся мокрая, вышла на берег. Собравшаяся было толпа в страхе рассыпалась, едва башня стала поворачивать назад. Жители прелестных вилл, разбросанных по берегу, поспешно разъезжались в автомобилях и колясках, увозя бриллианты и драгоценные вещи. Но башня еще долго стояла неподвижно у берега, как бы не бу- дучи в состоянии расстаться с намерением пересечь море. Весь растревоженный муравейник давно успел разбежаться, когда башня вновь зашевелилась. Она сделала несколько медленных шагов и затем, осторожно ступая между вилл, исчезла в северо-восточном направлении.
Когда Марсель Вотур прочел все эти новости, он скомкал газету и покинул поезд. «Женева» — прочел он на длинном вагоне, прицепленном к другому поезду. Деяниями Марселя Вотура управляли не мысли, а магические токи.
«Блуждающая башня», глава VI


Прокофьев поет на 28:52

Голос (1)

О человеческих качествах Прокофьева остались разноречивые отклики и воспоминания. Некоторые свидетели отмечали его резкий до неприятности голос. Сегодня о нем можно судить как минимум по двум записям. Одна из них спрятана в сердцевине игрового фильма «Подпоручик Киже». Картина Александра Файнциммера 1934 года была среди первых советских звуковых лент — и первой работой Прокофьева в кинематографе. В одном из эпизодов герой картины, император Павел, поет народную песню «Ельник, мой ельник». Во время озвучивания игравший эту роль Михаил Яншин не смог спеть ее чисто, и раздраженный Прокофьев продемонстрировал, как надо петь, отбивая такт в ладоши. Его и решили записать для фильма. Подмену голоса зрители обычно не замечают, а специфический тембр композитора оказался персонажу весьма к лицу.

03_Прокофьев как голос
Композитор Сергей Прокофьев на репетиции, 1940-е

Дирижирование

Прокофьев был известен как пианист и композитор, но Петроградскую консерваторию он также окончил как дирижер — его наставником был Николай Черепнин. Своим дирижированием он доволен не был, но повторял, что великие Чайковский и Стравинский тоже не великие дирижеры. Игравшие под его руководством музыканты вспоминали, что долговязый Прокофьев выглядел на подиуме несколько неуклюже, а жест его был груб, хотя и понятен. В этом качестве Прокофьев не сделал большой карьеры, но в течение трех десятилетий регулярно исполнял собственные балеты и симфонические пьесы, в том числе и в Советской России.

Нам повезло: сохранилась фонограмма, на которой Прокофьев с оркестром Московской филармонии исполняет сюиту №2 из балета «Ромео и Джульетта». Пленка записана в 1938 году: вот уже три года, как балет был окончен, но постановка затягивалась, и Прокофьев изготовил из партитуры две симфонические сюиты для концертных исполнений. Даже несовершенная запись дает понять, как звучала эта музыка в оригинальной инструментовке: позже, в конце 1939 года, для премьеры в Кировском театре композитору пришлось значительно усилить состав оркестра — мешали акустические изъяны сцены. Сегодня, когда «Ромео и Джульетта» заигран до дыр, стоит оценить авторское исполнение: медленные и очень медленные темпы, сдержанная динамика, детальная фразировка. Взгляд на веронские страсти из холода стратосферы, музыка удивительного спокойствия и ясности (даже в знаменитом номере «Монтекки и Капулетти», больше известном как «Танец рыцарей») — ничего общего с тем, как ее обычно исполняют сегодня, превращая в саундтрек к блокбастеру.


Прокофьев играет вальс из оперы «Война и мир», на 1:21 начинается интервью

Голос (2)

В один из летних дней 1946 года дачу Прокофьева на Николиной горе, что под Москвой, посетила съемочная группа. До поры до времени камера лишь наблюдает за работой композитора, но затем репортер просит его рассказать, над какими сочинениями он трудится. В ответе характерно все: и первая реакция, и специфический говор уроженца Донетчины, и ласковая ирония по отношению к композитору Олесю Чишко, «который выступил в роли тенора». Так до нас дошла вторая запись голоса Прокофьева.

04_Прокофьев как голос
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и композитор Сергей Прокофьев, 1937 год

Повторы

На одном из московских мастер-классов в начале девяностых Мстислав Ростропович рассказал историю, как Прокофьев впервые проигрывал на фортепиано «Ромео и Джульетту» хореографу Леониду Лавровскому. Дело доходит до сцены смерти Тибальда. В этом эпизоде Прокофьев написал пятнадцать повторяющихся ударов — одинаковых аккордов литавр, виолончелей и контрабасов. Если верить Ростроповичу, хореограф реагировал так: «Прекрасно! На первый удар — упал. Второй удар — привстал. Третий удар — привстал. Четвертый… опять что ли упал? Пятый… Опять привстал?!» Прокофьев продолжает обрушивать руки на клавиатуру, и Лавровский спрашивает: «Сергей Сергеевич, не кажется ли вам, что достаточно?» — «А мне так нравится!»

В книге мемуаров Лавровский излагает этот эпизод несколько иначе. После очередного удара он спросил у композитора, представляет ли тот какое-то сценическое решение этой музыки, может ли дать совет, — на что Прокофьев ответил: «Делайте что хотите». Впрочем, лучше всего услышать этот рассказ (и еще один, о прокофьевской Симфонии-концерте для виолончели) в исполнении Ростроповича.

05_Прокофьев как голос
Афиша шахматного матча между известными музыкантами: композитором Сергеем Прокофьевым и скрипачом Давидом Ойстрахом, 1937 год

Чтение на лето

 
Для справки

ВТБ активно участвует в культурной жизни страны в рамках глобальной программы «Культурная страна». Ежегодно при поддержке банка осуществляются грандиозные выставочные проекты, проходят театральные премьеры на главных сценах страны, на экраны выходят художественные фильмы.

ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия страны. Давние партнерские отношения связывают банк с Третьяковской галереей, Большим театром, Пушкинским музеем, Еврейским музеем и центром толерантности, Мастерской Петра Фоменко, Театром балета Бориса Эйфмана, Русским музеем, Эрмитажем, Мариинским театром, театром Вахтангова и многими другими.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

13 мая 2021

<p>История основателя одного из главных музеев мира </p>
Легенда русской культуры Павел Третьяков

История основателя одного из главных музеев мира 

20 февраля 2021

<p>Пикассо, «Радуга», Коко Шанель и все-все-все </p>
10 великих открытий Сергея Дягилева

Пикассо, «Радуга», Коко Шанель и все-все-все 

20 июня 2018

<p>
	 История отца русского балета — Мариуса Петипа
</p>
 Основатель империи

История отца русского балета — Мариуса Петипа

Все новости