Наши играют французскую страсть
Генеральная репетиция «Дамы с камелиями», поставленной при поддержке банка ВТБ, в Большом напоминала утро накануне Бородинской битвы. Все высшие силы и самые преданные воины были стянуты на площадку исторической сцены театра: педагоги-репетиторы, дирекция, хореограф с ассистентами, руководители цехов мастерских. Скромно на жердочке у дверей при входе в партер примостился «добрый гений» Ноймайера, человек, который первым пригласил хореографа ставить в Большом и сейчас работал репетитором «Дамы», – Борис Борисович Акимов.
Театр у микрофона
По традиции в белом фойе перед строем камер и микрофонов отметились главные герои новой постановки. Сама Дама с камелиями, Маргарита Готье – Светлана Захарова, рассказала, как трижды приезжала в Гамбург к Джону Ноймайеру на репетиции, и что эта третья Маргарита в ее актерской судьбе – пожалуй, самая живая и непосредственная. Ее Арман, премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов, заметил, что, хотя он танцует балет с 2009 года, в каждом новом театре и с каждой новой примой – это другой спектакль, и что хореограф специально изменил несколько мизансцен, приспосабливаясь к сцене Большого. Открытая и эмоциональная Анна Тихомирова объясняла, откуда в балете взялась Манон Леско и что у нее за дуэты с Маргаритой. Семен Чудин, танцующий партию кавалера де Грие, вышел немного Чудиным – снизу адидасовские треники и теплые балетные туфли, сверху – атласный камзол, накрученные кудри и выбеленное по моде XVIII века лицо. Удивлялся творческой мощи постановщика: «Три акта на музыку Шопена не всякий выдержит, а балет вышел такой, что каждого проймет!» Уходя из журналистской зоны, столкнулся с маэстро Ноймайером. Хореограф обернулся к Семену и так и застыл в дверях.
Тихий американец
Ноймайер говорил тихо и очень сдержанно. Упирал на тему искренних теплых чувств, добрых намерений и открытого сердца, – так он работал в Большом. Искренне убеждал: эта история сегодняшняя, совершенно актуальная, сыгранная, станцованная, прожитая здесь и сейчас. Ему тотчас припомнили рассказ Кристины Кретовой-Прюданс, которая призналась прессе несколько минут назад, что маэстро был готов расплакаться, рассказывая танцовщикам судьбу Маргариты Готье. Ноймайер своих слез не устыдился, лишь в недоумении повел плечами: если б судьба героев балета его не трогала, какой смысл этот балет ставить?
Взял паузу, держи!
Филолог Ноймайер выстроил балет как стройное драматическое произведение, сделав идеальный перевод с французского литературного на язык балета, сохранив абсолютную точность нюансировки. Балет не случайно получил маркировку 16+. Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. Вот, например, два момента, наверное, еще не виданные на сцене Большого: Арман у ног Маргариты целует ее ножку, а в момент дуэта наклоняется и целует обнаженное плечо. И о том, как важна достоверность на сцене: Маргарита отказывает своему покровителю, застигнутая врасплох с молодым любовником. На авансцене трое: герцог, Маргарита и Арман. Рука Маргариты хватается за ожерелье на шее. Музыка замирает. Напряженная тишина. Сейчас она сорвет колье, и бриллианты с грохотом упадут на пол. Колье не срывается. Надменно замерев, ждет развязки герцог. Покорно стоит за спиной Маргариты ее Арман. Пауза затягивается. Колье на шее. Арман ждет. Герцог ждет... Наконец застежка побеждена. Камни стучат об пол. Старый любовник уходит. Молодой остается. Музыка подхватывает действие. И жребий брошен, и судьба решена, и чувства победили рассудок, и актеры идеально вписались в образ и удержались в нем.