Музыкальный театр в России: планы на сезон 2020/2021

3 сентября 2020

Коротко о главном

Пережив трудные времена, отечественный театр готовится к открытию нового сезона. Четыре важнейших музыкальных театра страны — Большой, Мариинский, Урал Опера и Пермский театр оперы и балета — уже объявили планы. Такая обильная программа не всегда складывалась и в прежние сезоны; на этом фоне частичная заполненность зрительных залов и необходимость ношения масок выглядят мелкими неудобствами.

 

01_Музыкальный театр в России: планы на сезон 2020/2021

Большой театр

6 сентября Большой театр открывается представлением «Дона Карлоса» Верди при участии Ильдара Абдразакова, Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова — и уже через четыре дня состоится первая премьера 245-го сезона, не объявленная ранее в официальных планах. Программа под названием «Четыре персонажа в поисках сюжета» — проект руководителя балетной труппы Махара Вазиева: «Ситуация была очень сложная, все так скучали по работе, что мне захотелось молниеносно увлечь артистов, придать им силу, энергию, надежду». С этой целью были выписаны четыре хореографа: живущий в Нью-Йорке Брайан Ариес, выходец из Парижской оперы Симоне Валастро, Мартин Шекс (он танцевал в Германии и там же начал карьеру хореографа) и Димо Милев, в последние годы работавший репетитором в Нидерландском театре танца.

Зеркальное отражение этой программы — вечер новой российской хореографии на музыку отечественных композиторов. Три новые работы были доведены до стадии генеральной репетиции: премьеру предполагалось сыграть в конце марта. Новая дата — 18 декабря. Премьер театра Артемий Беляков поставил «Времена года», взяв столетней давности партитуру Александра Глазунова. Вячеслав Самодуров, напротив, заказал для «Танцемании» новую музыку — ее сочинил Юрий Красавин. Антон Пимонов использовал партитуру Анатолия Королёва под названием «Фигура речи», но балет посвятил труппе Большого театра, так балет и озаглавив: Made in Bolshoi

Ожидавшаяся в мае премьера «Мастера и Маргариты» Эдварда Клюга на музыку Шнитке и Шостаковича пока отложена, вместо нее в новом сезоне будет поставлен балет «Орландо» Кристиана Шпука на музыку Дворжака и Макса Рихтера. Анонс на сайте обещает «полнометражный балет» без указания литературного источника. Надо думать, Шпук обратился к роману Вирджинии Вулф, популярному на Западе, но не в России, — в последние сезоны «Орландо» как минимум дважды становился поводом для больших балетных премьер: Уэйн МакГрегор инсценировал его в Королевском балете Великобритании, Марко Гёке — в Штутгартском балете.

Многолетний проект Большого театра по превращению великих литературных произведений в балеты достигнет апогея в июле 2021 года: новую «Чайку» готовят авторы «Героя нашего времени» и нашумевшего «Нуреева», композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. Однако режиссерскую часть, вопреки ожиданиям, возьмет на себя не Кирилл Серебренников, а Александр Молочников, режиссер столь же известный.

Среди оперных премьер — первая в череде совместных постановок Большого театра и Метрополитен-оперы, анонсированных еще несколько лет назад. И, если нью-йоркские партнеры отложили премьеру «Саломеи» на неопределенный срок, в Москве оперу Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута обещают сыграть уже 25 февраля. Над «Мазепой» Чайковского работает режиссер Евгений Писарев — на его счету в Большом постановки двух опер о Фигаро. Новую «Тоску» ставит и оформляет человек-оркестр по имени Стефано Пода. Наконец, серию первых в России постановок опер Георга Фридриха Генделя, блестяще начатую «Роделиндой» и «Альциной», продолжит «Ариодант» — имя режиссера Дэвида Олдена обещает здесь не меньше, чем выбор произведения.

 

02_Музыкальный театр в России: планы на сезон 2020/2021

Мариинский театр

Мариинский перестал отмерять свою работу сезонами, и в последние годы работает почти без летних перерывов. 238-й сезон только формально откроется 7 сентября, поскольку весь июль и август на всех сценах театра шли спектакли и концерты, а 4 сентября состоится премьера «Снегурочки» Николая Римского-Корсакова. Спектакль ставит Анна Матисон, супруга Сергея Безрукова, режиссер и сценарист, вот уже шесть лет работающая в Мариинском театре во множестве разных ипостасей. В новом спектакле она сосредоточилась «на теме противопоставления Снегурочки массе людей. Толпа, в которую они превратились, никак не хочет видеть проблему в себе, ведь гораздо проще найти внешнего врага. Даже если враг — это Снегурочка, явленная людям как шанс на спасение».

Премьера «Снегурочки» планировалась еще в апреле. Не желая мириться с повсеместной остановкой работы, Валерий Гергиев вместе с концертмейстерами и солистами оперной труппы подготовили за минувшие месяцы еще несколько опер, не входивших в репертуар театра. В июле в концертном исполнении прозвучали «Орлеанская дева» Чайковского и третий акт «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера — логичным следствием должны стать сценические премьеры обеих опер, которые в Петербурге не исполнялись вот уже несколько десятилетий. В интервью маэстро Гергиев выразил намерение впервые ввести в репертуар Мариинского театра оперетту Штрауса «Летучая мышь»: премьера должна состояться до конца 2020 года. Очевидно, это далеко не все планы маэстро на предстоящий сезон.

Балетные премьеры в Мариинском, по традиции последних лет, остаются тайной. С точностью можно сказать, что 24 сентября будет впервые исполнен балет Алексея Ратманского «Семь сонат» на музыку Скарлатти: так продолжится XIX Международный фестиваль балета «Мариинский», прерванный карантином ровно посредине.

 

03_Музыкальный театр в России: планы на сезон 2020/2021

Урал Опера Балет

Екатеринбургский театр делает ставку на формат, который в западной практике называется semi-stage, а в России получил несколько громоздкое наименование «театрализованное концертное исполнение». Не вполне спектакль, но и не концерт: оркестр играет на сцене, хор в вечерних нарядах неподвижно располагается на арьерсцене или в боковых ложах, на первом плане действуют вокалисты в костюмах, задействованы элементы декораций, бутафория и видео. Возможны, впрочем, и более изощренные варианты: все зависит от фантазии постановщиков. Таким образом будут исполнены «Севильский цирюльник» Россини и внезапно ставшая в России невероятно популярной «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.

Однако главным событием — и здесь Урал Опера верна своей репертуарной стратегии — будет первая в России постановка оперы «Любовь издалека» финского композитора Кайи Саариахо. Впервые исполненная в 2000 году на Зальцбургском фестивале — ставили ее режиссер Питер Селларс и художник Георгий Цыпин, «Любовь издалека» с тех пор выдержала десяток постановок по всему миру. Немногие оперы из тех, что написаны в последние три десятилетия, были такими популярными: навскидку можно назвать разве что «Трех сестер» Петера Этвёша — и в России они впервые прозвучали тоже в Екатеринбурге. В основе оперы Саариахо — история легендарного трубадура XII века Жофре Рюделя, который избрал дамой сердца жившую в Ливии графиню Клеманс и отправился к ней по морю.

Театр не отменил постановку «Евгения Онегина», в которой должен состояться дебют в классической опере режиссера Дмитрия Волкострелова, наиболее последовательного в России проводника идей постдраматического театра. Новая дата премьеры пока не названа, но ясно, что это одно из важнейших событий предстоящего сезона.

Балетная труппа, в свою очередь, готовит новые редакции камерных балетов Вячеслава Самодурова. Зимой театр отметит юбилей композитора Леонида Десятникова — планируется показ четырех новых балетов на его музыку. Самой масштабной и долгожданной премьерой остается «Конек-горбунок». Спектакль Урал Оперы не имеет никакого отношения к популярной партитуре Родиона Щедрина: здесь, как обычно, пошли более сложным путем. За основу взят старинный, еще имперских времен «Конек» — в котором вместо Царя действовал Киргизский хан, герои путешествовали на дно Ледовитого океана, а в финале танцевали все народы Российской империи, включая несуществующий «уральский народ». Этот-то уральский народ, наделенный волшебной силой, и станет центральным героем нового спектакля в Урал Опере. Иначе говоря, балетную сказку, где встретятся каноническая хореография 1912 года и новые танцы, в Екатеринбурге ставят о самих себе. Что не исключает ни феерической красоты оформления (за него отвечает главный художник Электротеатра «Станиславский» Анастасия Нефёдова), ни инъекций современного искусства: в роли сказителей на сцену выйдут рэперы Наум Блик и Александр T-Bass.

 

04_Музыкальный театр в России: планы на сезон 2020/2021

Пермский театр оперы и балета

Оперную программу на ближайшие два сезона в Перми объявили еще зимой, и эта программа впечатляла: был взят последовательный курс на приглашение российских режиссеров драматического театра. На ближайшие десять месяцев главной интригой — и, как представляется, прямым ответом екатеринбуржцам, пригласившим Дмитрия Волкострелова, — станет «Кармен» в постановке Константина Богомолова. Среди других премьер — моцартовский «Дон Жуан» в версии Марата Гацалова и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, порученная Филиппу Григорьяну.

Пермская балетная труппа, одна из лучших в стране, встречает новый сезон с новым главным балетмейстером: Антон Пимонов, экс-солист Мариинского театра, последние три сезона работал как раз в Екатеринбурге. Его кандидатуру предложил Алексей Мирошниченко, возглавлявший Пермский балет одиннадцать лет кряду. Прежний руководитель не прощается с театром: осенью он возобновит свои старые балеты «Шут» и «Вариации на тему рококо», в дальнейших планах — постановка нового большого балета, и по намекам, оброненным в прессе, нетрудно угадать, что это «Спящая красавица».

Октябрь принесет премьеру почтенного и всенародно любимого балета «Анюта», который за 38 лет выдержал не меньше трех десятков постановок. Автор «Анюты», великий танцовщик Владимир Васильев, премьерой отметит собственное 80-летие. Планы на весеннюю часть сезона пока держатся в секрете — впереди интригующий пермский дебют Антона Пимонова в качестве хореографа. Пока что ему предстоит выпуск спектакля в Большом, участие в юбилейном вечере Леонида Десятникова и выпуск «Конька-горбунка» в Урал Опере: новый сезон только казался скупым на события.

Для справки

ВТБ активно участвует в культурной жизни страны в рамках общебанковской программы «Культурная страна». Ежегодно при поддержке банка осуществляются грандиозные выставочные проекты, проходят театральные премьеры на главных сценах страны, на экраны выходят художественные фильмы.

ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия страны. Давние партнерские отношения связывают банк с Третьяковской галереей, Большим театром, Пушкинским музеем, Еврейским музеем и центром толерантности, Мастерской Петра Фоменко, Театром балета Бориса Эйфмана, Русским музеем, Эрмитажем, Мариинским театром и многими другими.



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

22 января 2020

<p>Как создавался балет «Ромео и Джульетта»</p>
80 лет возлюбленным

Как создавался балет «Ромео и Джульетта»

15 ноября 2019

<p>Балетная реконструкция: история вопроса</p>
Поставь, как было

Балетная реконструкция: история вопроса

21 октября 2019

<p>
	Путеводитель VTBRussia.ru по ключевым балетным терминам
</p> Классический балет: краткий словарь

Путеводитель VTBRussia.ru по ключевым балетным терминам

Все новости