Любовь и трактор

29 декабря 2020

«Анна Каренина» Джона Ноймайера в Большом театре

VTBRussia.ru продолжает рассказ о спектаклях, входящих в репертуар Большого театра России. «Анна Каренина» Джона Ноймайера — хореографа из числа тех, о ком принято говорить «живой классик», — стала совместной постановкой Большого с Гамбургским балетом. Однако замысел нового спектакля возник именно в Москве.


© euromag.ru

Ноймайер и мы

Российские зрители любят балеты Джона Ноймайера; гамбургский хореограф влюблен в русскую культуру. Литературовед по основному образованию, Ноймайер на протяжении всей карьеры сочинял большие спектакли по мотивам мировой «большой литературы», от Шекспира до Томаса Манна (такие спектакли всегда были по сердцу отечественному зрителю), но русскую литературу выделял особо. В 2007 году он перенес из Гамбургского балета в Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко балет «Чайка», в котором превратил Тригорина и Треплева в хореографов. Спустя семь лет на той же сцене прошла премьера «Татьяны» — по мотивам «Евгения Онегина», и тогда зрители были слегка шокированы пляшущими на именинах героини комсомолками в красных косынках и неумеренным употреблением водки Онегиным, причем прямо из бутылки. Нашлись в публике те, кто обвинил постановщика в богохульстве — за то, что в сцене венчания невеста стояла не с той стороны от жениха. Ноймайер возмущался, что зрители вцепились в мелочи и проглядели истинную связь балета с первоисточником: действительно, на сцене было явлено столько деталей романа и выведено столько персонажей, упомянутых Пушкиным лишь мимоходом, что и внимательный читатель «Онегина» не сразу бы вспомнил соответствующие строфы.

Русский балет — еще одна большая страсть Ноймайера. Он владеет едва ли не самой внушительной частной коллекцией артефактов, связанных с антрепризой Дягилева. Он питает профессиональную страсть к русским балеринам, считая их одними из лучших в мире. В «Татьяне» была выведена легендарная танцовщица XIX века Авдотья Истомина — та самая, что у Пушкина «быстрой ножкой ножку бьет», а центральную партию в балете исполняла прима Мариинского театра Диана Вишнёва. В балете Ноймайера «Сон в летнюю ночь», который был показан в Большом театре еще в 2004 году, выступала Светлана Захарова. Она же исполнила главную партию в «Даме с камелиями», которую Ноймайер перенес в Большой в 2014-м.

После премьеры, прошедшей с огромным успехом, прима призналась хореографу, что мечтает выступить на сцене пушкинской Татьяной. Ноймайер вспоминает, как после этого общался со своим пресс-секретарем: «Светлана хотела бы станцевать Татьяну. Эта роль ей не подходит — но, может быть, Анна Каренина…» Спустя некоторое время Национальный балет Канады заказал Ноймайеру новый балет к юбилею канадского государства. Перебрав множество названий, директор труппы неожиданно сказал: «Почему бы тебе не поставить “Анну Каренину”?» Вопрос был решен моментально. Спектакль стал совместной постановкой трех городов — Торонто, Гамбурга и Москвы. Ноймайер признавался, что придумывал его четыре года и ставил еще в течение целого сезона — временной размах, какой мог себе позволить разве что Юрий Григорович.


© Дамир Юсупов/Большой театр

Сценарий

«Поначалу мне казалась соблазнительной мысль поставить “Анну Каренину” в роскошных исторических декорациях — как “Даму с камелиями” или “Спящую красавицу”. Но чем дольше я рассуждал, тем менее убедительной казалась мне эта идея. Для Толстого действие романа разворачивается в настоящем. Разрабатывая сюжет, он включал в него те политические события, которые происходили тогда в стране и в мире». Таким образом Джон Ноймайер обострил романную коллизию — поместил действие в условную современность, обозначил в программке Москву и Петербург (хотя и отказался от конкретных примет этих городов в сценографии), а мужем Карениной сделал не просто чиновника, а известного политика, который в начале спектакля предстает кандидатом на крупный государственный пост и выигрывает выборы.

Постоянное переключение мест действия и эмоциональных планов требовало новой музыкальной драматургии. Ноймайер обошел стороной одноименный балет Родиона Щедрина, написанный в 1972 году именно для Большого театра, — на момент постановки эта музыка уже регулярно звучала в Мариинском театре в спектакле Алексея Ратманского. По давней привычке Ноймайер лично собрал новый музыкальный конструктор, сведя три контрастных блока. Темные страсти Анны проиллюстрированы фрагментами киномузыки Альфреда Шнитке — европейские хореографы очень любят использовать его сочинения для изображения терзаний, умопомрачений и самоубийств. Патетические кульминации действия и недолгие моменты утешения — Чайковский, современник Толстого, столь им ценимый. В кульминационной сцене, когда Анна посещает оперу, звучит сцена письма из «Евгения Онегина» Чайковского. Наконец, в деревенских сценах, которые Ноймайер декорировал в стиле кантри, симфонический оркестр уступает фонограмме — звучат песни Кэта Стивенса, знаменитого британского певца, который приостановил собственную карьеру на взлете, приняв ислам и новое имя Юсуф Ислам, а затем, 26 лет спустя, вернулся на эстраду. Именно его музыка завершает спектакль, уводя действие от столиц, где живется так «торжественно и трудно».


© Дамир Юсупов/Большой театр

Костюмы Анны

По обыкновению, Джон Ноймайер выступил единоличным автором своего спектакля: ему принадлежат сценарий, хореография, сценография, костюмы и план светового оформления. Заглавная героиня — единственный персонаж спектакля, для которого Джон Ноймайер не придумывал наряды сам, а обратился к кутюрье. Альберт Краймлер продолжает семейное дело: основанная его бабушкой фирма Akris работает в швейцарском Санкт-Галлене с 1922 года; в наши дни большую известность фирме принесли дамские сумки Ai, легко узнаваемые по трапециевидной форме, напоминающей букву «А».

В «Анне Карениной» Ноймайер не в первый раз работал с Краймлером, а свой ход объяснял просто: «В романе очень подробно описывается, как одевается Анна. Когда она возвращается домой после встречи с Вронским, целых три абзаца посвящено ее одежде. Ясно, что это важно и для нее, и для Толстого. Я хотел, чтобы было четкое различие между нарядами Анны и остальных, и поэтому решил, что Анне Карениной нужен свой кутюрье. Я пригласил дизайнера Альберта Краймлера, потому что в своих вещах он сочетает нечто очень простое, современное и в то же время очень женственное. Я могу себе представить, что моя Анна могла бы покупать его вещи».

Это очевидная, хотя вряд ли намеренная рифма к «Анне Карениной» 1972 года: спектакль оформлял Валерий Левенталь, и только исполнительница заглавной партии, Майя Плисецкая, выходила в нарядах, которые специально для премьеры сконструировал Пьер Карден.


© Дамир Юсупов/Большой театр

Трактор

В «Анне Карениной» нет поезда, и это ход намеренный: поместить на сцену вагон со всеми внутренностями, а в конце отправить героиню под дымящий паровоз было бы слишком ожидаемо и просто. Паровоз с вагонами появляется только на игрушечной железной дороге в комнате Сережи. Зато Левин появляется на сцене на тракторе — это настоящая ретромодель, некогда бывшая на ходу и приобретенная у одного из европейских коллекционеров сельскохозяйственной техники после долгих уговоров. Для спектакля трактор был отреставрирован и оснащен электронной системой управления. Судя по бурной реакции зрителей, трактор в «Карениной» принял на себя почтенную роль балетно-транспортного аттракциона, которую еще в позапрошлом веке играли бутафорский слон в «Баядерке» и живые конь и осел в «Дон Кихоте».


© Дамир Юсупов/Большой театр

Лакросс

Одна из знаменитых сцен «Анны Карениной» — скачки, где по вине Вронского гибнет лошадь Фру-Фру (в этом эпизоде литературоведы усматривают намек на дальнейшую судьбу героини романа), а Каренина по окончании заезда заявляет мужу, что у нее есть любовник. Этот эпизод сохранил в своем балете Родион Щедрин, поставив всех будущих постановщиков в трудное положение. Джон Ноймайер усомнился, можно ли на сцене изобразить ипподром — заставлять скакать танцовщиков, которые будут изображать смелых наездников? Это тем более затруднительно, что действие балета размещено в условной современности.

Лакросс (от французского слова la crosse  — клюшка) предполагает участие двух команд по десять человек. Цель — загнать небольшой резиновый мяч в ворота противника. Игровой инвентарь — стик, то есть длинная клюшка с небольшой сеткой на конце наподобие сачка. Иногда игру неточно называют «ирокезским хоккеем» — по названию североамериканского племени ирокезов, которое считается одним из изобретателей лакросса и чья сборная участвует в современных чемпионатах мира. Прототип современной игры возник около XV века, а профессиональным видом спорта он стал лишь в конце ХХ века — до тех пор показательные турниры трижды включались в программы Олимпийских игр, а в 1904 и 1908 годах лакросс входил в основной список олимпийских соревнований. В Европе он до сих пор распространен мало, главными странами в этой сфере считаются Канада и Соединенные Штаты.

Лакросс считается жесткой формой контактной игры, хотя, по статистике, приносит меньше травм игрокам, чем, например, американский футбол, также игра жесткая. Именно силовое начало привлекло Ноймайера: в древней-современной игре он нашел «ощущение физической мощи и опасности», схожее с тем, что царит на ипподроме.


© bild.de

Ноймайер от первого лица

«Да, мои герои в современной одежде. Но ведь и Толстой писал свою историю о современном ему времени. Когда он начинал роман, он сам не знал его конца. Он писал сериями, все черпал из своей жизни. Стрессы, ситуации, конфликты его времени и вошли в это произведение. Конечно, можно напустить дыму на сцене, из дыма выходила бы Каренина с вуалью на лице, в роскошном платье 1870-х годов. И все бы восхищались: как чудесно! Но к сегодняшней жизни это не имело бы отношения. А мне кажется, что чувство сопричастности в балете гораздо важнее внешней красивости».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

20 ноября 2020

<p>11 сочинений Леонида Десятникова </p>
Композитор среди нас

11 сочинений Леонида Десятникова 

30 октября 2020

<p>В анекдотах, легендах и воспоминаниях </p>
Маленькая история русского балета

В анекдотах, легендах и воспоминаниях 

Все новости