Балет и шпионаж

12 января 2018

История вопроса

Сто лет назад, 15 октября 1917 года, по обвинению в шпионаже была казнена Маргарета Гертруда Зелле, более известная как Мата Хари. История ее жизни окутана тайной — до сих пор нет точных сведений о том, почему ее казнили.

Мысль о том, что Мата Хари и многие другие танцовщицы были связаны со спецслужбами, периодически возникает в прессе и документальной литературе. Попробуем найти реальные исторические подтверждения этой гипотезе.


Балансируя на острие ножа

Мата Хари Самая известная фигура, с которой в массовом сознании связаны понятия «танец» и «шпионаж», безусловно, Мата Хари. Маргарета Гертруда Зелле — таково настоящее имя Маты Хари, чей псевдоним по-малайски означает «глаз неба», то есть «солнце», — профессиональной балериной не была. Она была известной куртизанкой, выступала сначала цирковой наездницей, а затем танцовщицей «в восточном стиле», который в начале ХХ века был невероятно популярен в Европе.

По некоторым сведениям, Мата Хари еще до Первой мировой войны была завербована немецкой разведкой: начало ее шпионской карьеры окутано мраком, впрочем, как и вся биография танцовщицы. Нидерланды в годы войны сохраняли нейтралитет, потому голландская подданная Зелле могла беспрепятственно перемещаться по Европе. Этим она и привлекла внимание союзнических спецслужб. Французская контрразведка заподозрила ее в работе на Германию еще в 1916 году. Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги.

В начале следующего года ее отправили с незначительной миссией в Мадрид, и тогда подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен сеанс связи немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 (Мата Хари) прибыл в Испанию и получил указание вернуться в Париж. Есть вероятность, что немцы сами рассекретили радиоперехват — чтобы избавиться от двойного агента и выдать его французам.

По возвращении в Париж Мата Хари тотчас была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней проходил при закрытых дверях: ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. На следующий день она была признана виновной и расстреляна.

Тело танцовщицы после казни осталось невостребованным и было отправлено в анатомический театр; забальзамированная голова из Музея анатомии в Париже пропала. На пленку танец Маты Хари не был зафиксирован, и это странно — в годы ее славы кинематограф как раз переживал бурное развитие. Все, что сегодня осталось от некогда знаменитой танцовщицы и шпионки, — грандиозный миф: и если восторженные приверженцы этого мифа называют ее величайшей разведчицей ХХ века, то профессиональные историки скромно указывают, что как агент Мата Хари особой ценности не представляла.


Под прицелом

Майя Плисецкая © В. Блиох, РИА Новости Известные на весь мир танцовщицы нередко становились объектом больших политических игр, подчас против своей воли. В 1918 году расклеенные по Петрограду плакаты с обвинением в шпионаже окончательно вынудили знаменитую балерину Мариинского театра Тамару Карсавину покинуть родину. Балерина вспоминала: «С каждым днем слухи все множились, словно микробы на теле больного; рожденные за ночь газеты распространяли информацию, полную паники, и фабриковали клевету. Ума не приложу, как огромные плакаты, развешанные на главной улице, не привлекли моего внимания. Я шла домой пешком, но не заметила своего имени на них. Вечером зазвонил телефон, и один из старых друзей взволнованно спросил: “С тобой все в порядке?”. Я не могла поверить собственным ушам, когда он сказал, что на плакатах в тот день стояло мое имя и под ним подпись: “Немецкая шпионка”».

В середине 1950-х в шпионаже в пользу Англии подозревали Майю Плисецкую: считается, что прима Большого театра долгое время встречалась со вторым секретарем британского посольства в СССР Джоном Морганом. За ними следили сотрудники госбезопасности, безуспешно пытаясь добыть компромат и завербовать балерину, которой так восхищались лидеры иностранных государств, неизменно смотревшие «Лебединое озеро» с Плисецкой во время визитов в Москву. В мемуарах балерина вспоминала: «…в те годы — лучшие годы моих физических балетных кондиций — меня держали взаперти. Не выпускали шесть лет за границу. Гоняли по пятам кэгэбэшную машину. Всерьез выслеживали “английскую шпионку” Майю Плисецкую».


Излюбленный голливудский сюжет

Тамара Карсавина © РИА Новости Имена Маты Хари и Майи Плисецкой знают даже те, кто далек от балетного искусства и не интересуется историей шпионажа. Однако это лишь верхушка айсберга: в ХХ веке с его беспрерывными войнами, открытыми и «холодными», развернулось множество танцевально-разведывательных сюжетов.

В 2014 году историк Фернандо Гарсиа Санц опубликовал книгу «Испания в Великой войне»: в 426-страничном фолианте собрано несколько десятков историй женщин-шпионок, действовавших на Пиренейском полуострове в годы Первой мировой — сохранявшая нейтралитет Испания стала в тот момент всемирной сценой для шпионских игр. Среди сюжетов, описанных в книге, — история британской танцовщицы Элизабет Бедлингтон, выступавшей в Испании под псевдонимом La Titanesca.

Уроженка Британской империи, Бедлингтон вышла замуж за подданного вражеской Австро-Венгрии Гюнтера Копфа. Именно супруг, если верить опубликованным документам, склонил ее к шпионажу в пользу немцев. Бедлингтон регулярно предоставляла секретные документы немецким войскам, а в 1917 году похитила документы у посла Великобритании в Испании. Танцовщице удалось сохранить конспирацию, избежать ареста и мирно окончить свои дни в Испании; вовремя вычислить шпионку смогли только итальянские спецслужбы — но не стали разглашать ее статус, лишь запретив La Titanesca въезжать на Аппенинский полуостров.

Вторая мировая война сделала женский шпионаж еще более масштабным. Один из самых фантастических эпизодов был рассекречен в 2010 году: британское контрразведывательное агентство MI5 опубликовало документы о подрывной деятельности «русской балерины» Ли. Агент Марина Ли, она же Луиза Лохманн, она же Марина Норег, она же Марина Алексеевна Губонина, действительно родилась в Петербурге в 1902 году и обучалась там классическому балету, скорее всего, непрофессионально: в списках выпускников Театрального училища, нынешней Академии Вагановой, фамилии Губониной нет. В 1935-м она перебралась в Норвегию, стала супругой инженера Ли, возглавила балетную студию в Осло; по-видимому, в тот же год она была завербована немецкими спецслужбами. Ее описывали как высокую блондинку, носившую дорогие эмалевые украшения; говорили о ее личном знакомстве со Сталиным и двойном шпионаже, одновременно в пользу СССР и Германии, которые формально тогда были союзниками. 

Именно работа агента Ли привела к поражению союзнического флота в Норвегии и ее сдаче фашистам весной 1940 года. В то время корпус немецкого генерала Дитля, расположенный в районе города Нарвик на севере Норвегии, терпел поражение и готовился отступать. Марина Ли была отправлена в штаб британского генерала Окинлека в норвежском Тромсе и успешно передала немецкой стороне документы, в которых содержались планы британцев. Так войска вермахта начали операцию «Везерские маневры»: Дания сдалась почти без боя, Норвегию удалось взять под контроль в течение двух месяцев. В 2000 году норвежская писательница Анне Лене Ли опубликовала книгу о своей однофамилице под названием «Гитлеровский шпион на норвежских пуантах». В частности, в ней содержатся сведения о работе агента Ли в Мадриде, а также о ее причастности к попытке похищения во время Второй мировой норвежского короля Хокона — последнее, правда, никак не подтверждено документально.

Как бы то ни было, балерина в качестве шпионки — а особенно русская или советская балерина — всегда будет оставаться пикантной фигурой, будоражащей воображение. Ее ближайшее появление ожидается совсем скоро, в мае 2018 года, когда на киноэкраны выйдет триллер «Красный воробей» и актриса Дженнифер Лоуренс предстанет русской балериной-шпионкой Егоровой, выводящей на чистую воду агента ЦРУ.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

21 ноября 2017

<p>
	 6 главных постановок балета «Ромео и Джульетта»
</p>
 Ромео должен умереть

6 главных постановок балета «Ромео и Джульетта»

9 октября 2017

<p>
	 В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете
</p>
 Здесь танцуют

В год столетия Октябрьского переворота — шесть рассказов о том, как совершалась революция в советской опере и балете

21 сентября 2017

<p>
	Балет Прокофьева, который мы не знали
</p>
 «Золушка» без хеппи-энда

Балет Прокофьева, который мы не знали

Все новости