Весна в балетах, романсах и танго
Плейлист с солнечным настроением
Весеннее пробуждение природы вдохновляло многих композиторов: циклы «Весна» Чайковского и Вивальди, «Снегурочка» Римского-Корсакова, романсы Рахманинова и Свиридова. Предлагаем и вам наслаждаться весенними днями под аккомпанемент классики — включайте наш плейлист!
Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»
Илья Репин. «Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова», 1893 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой «Снегурочка» Александра Островского в 1874 году. И при первом прочтении пьеса не произвела на композитора никакого впечатления — «…царство берендеев показалось мне странным».
Зимой 1879–1880 годов он прочитал «Снегурочку» еще раз и «...точно прозрел на ее удивительную красоту». Ему захотелось написать оперу на этот сюжет, и он попросил разрешения у Островского.
Премьера «Снегурочки» состоялась в 1882 году на сцене Мариинского театра. Александр Островский после просмотра заявил, что находит музыку удивительной и очень подходящей к его сказке. Писатель сказал, что мелодии Римского-Корсакова живо выражают «всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Послушайте и почувствуйте ее сами.
Игорь Стравинский, «Весна священная»
Жак-Эмиль Бланш. «Портрет Игоря Стравинского», 1915 год © Public domain
Премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная» состоялась в 1913 году в Театре Елисейских Полей в Париже.
А задумка появилась благодаря сну. Однажды композитору приснилась юная девушка: она танцевала, чтобы пробудить весну, а вокруг нее были старцы. Доведя себя ритуальным танцем до изнеможения, девушка умерла.
У «Весны священной» нет сюжета как такового. Сам Игорь Стравинский так описал содержание балета: «Светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Сергей Рахманинов, «Весенние воды»
Константин Сомов. «Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова», 1925 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Романс «Весенние воды» на стихи Федора Тютчева — часть цикла из 12 романсов. Рахманинов написал его в 1896 году, когда уже окончил консерваторию и был профессиональным пианистом и композитором, но пока не зарабатывал на этом. Он трудился преподавателем музыки, а в свободное время творил.
Романсы из цикла — отдельные произведения, которые никак не связаны друг с другом. «Весенние воды» — 11-й по счету романс, и именно он завоевал особенную любовь публики. Возможно, это связано с тем, что Рахманинов вложил в него особый смысл: «Весенние воды» композитор посвятил своей первой учительнице музыки Анне Орнатской.
Астор Пьяццолла, Primavera Porteña — «Весна» (из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе»)
Астор Пьяццолла, 1971 год © Public domain
«Весна» аргентинца Астора Пьяццоллы — одна из четырех композиций цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» — была написана в 1970 году. В цикл вошли четыре танго — по одному на каждый сезон. Каждое танго было написано в разное время и при разных условиях. Пьяццолла исполнял их и вместе, и отдельно.
Во «Временах года» автор использует форму барочного концерта: чередует соло и тутти, комбинирует классическую музыку, афро-испанскую и джаз. Часть исследователей считает, что в цикле есть элементы программной музыки.
Циклом «Времена года» Пьяццолла описывает жизнь жителя Буэнос-Айреса. Каждая часть — определенное настроение. В зимней части Invierno Porteño мы чувствуем холод и одиночество, а в весенней Primavera Porteña — влюбленность и тепло.
Услышать вживую классические весенние композиции можно на концертах Московской консерватории или Национального филармонического оркестра России. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции.