Удивительное – рядом
Фестиваль «Дягилев. Постскриптум», организованный Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при поддержке банка ВТБ, продолжает то самое дягилевское «смешение искусств». В фокусе «Дягилева» – выставки, балетные спектакли, круглый стол и концерты. Они не являются излишне революционными и радикальными: этот фестиваль по-прежнему сохраняет высокую светскую планку, и на его многие премьеры организаторы закономерно просят соблюдать формат black tie. И все же негласным девизом фестиваля остается крылатая фраза Дягилева – «Удиви меня!».
<Словом, недаром международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», который традиционно проходит в Санкт-Петербурге во второй половине ноября, выбрал себе в наперсники легендарного русского антрепренера, создателя «Русских сезонов». Фигура Дягилева, конечно же, знаковая для мирового и русского искусства XX века. Однако фестиваль в Петербурге (в этом году он состоялся уже в четвертый раз) является не просто очередным, так сказать, банальным «посвящением» великому театральному философу и практику. «Дягилев. Постскриптум» – это удачная, искренне творческая и одновременно модная и великосветская попытка продолжить, продлить старые модернистские идеи антрепренера.
Самым удивительным пунктом программы фестиваля традиционно остаются балетные эксперименты ведущих хореографов мира. Иногда они играют на грани фола, как Анжелен Прельжокаж в своих эротических «Ночах», иногда – балансируют на грани здравого смысла, который явно чужд одноактному балету «Боги и собаки» выдающегося классика современной хореографии, нидерландского балетмейстера чешского происхождения Иржи Килиана.