12 окт 2022

Разбираемся в музыкальной теории

Как устроены музыкальные формы

01_Разбираемся в музыкальной теории
Франк Паувелс (Паоло Фиамминго). «Аллегория музыки: Аполлон и музы на горе Парнас», между 1580 и 1596 годами © Public domain

Музыка — это еще один язык коммуникации со своими правилами, которые диктуют, как создавать то или иное произведение. Как и любой язык, музыка состоит из множества форм, у которых есть свои особенности и функции. В этой статье мы познакомимся с основными музыкальными формами, разберемся, как их используют, и, конечно, послушаем примеры из мировой классики.


Простейшие музыкальные формы

Музыка долгое время развивалась в тесной связи с литературой. Например, в Древней Греции и Средневековье они были неразрывны, ведь профессиональная музыка была преимущественно вокальной.

Между составными частями музыки и литературы можно провести аналогии. Мотив, самая маленькая составляющая музыкальной формы, подобен слову. Два-три мотива образуют фразу — общий термин для литературы и музыки. Две-три фразы — это уже предложение, тоже общий термин. А два предложения складываются в период: это слово идет из античной метрики и обозначает строки, объединенные ритмическим целым, то есть строфу.

Период — самая простая из музыкальных форм и главный строительный кирпичик всех более сложных классических музыкальных форм. Любое классическое или романтическое произведение можно разложить на периоды.

У музыкального периода есть базовая конфигурация. Она правильна, симметрична и квадратна: четыре такта + четыре такта = восемь тактов. Правильные квадратные периоды часто встречаются в песнях и танцевальных жанрах, потому что они сильнее всего подчиняются ритмической схеме: неудобно петь поперек текста и танцевать, если правила танца все время меняются.





Двухчастная форма

Двухчастная музыкальная форма родилась из песенной структуры «запев — припев». Она выгодно отличается от периода, потому что дает возможность развить музыкальную мысль или ввести вторую мысль. Вот известная песня Бетховена «Сурок», где куплет состоит из двух небольших периодов: запева и припева.





Двухчастную форму можно встретить в простых детских пьесах, особенно тех, которые связаны с песней. Например, «Веселый крестьянин» из «Детских сцен» Шумана: хоть она написана для фортепиано, но по жанру это песня, мелодии которой хочется подпевать.





Как и период, простая двухчастная форма — важный строительный материал для крупных форм. В ней пишутся отдельные части больших сочинений. Особенно часто простую двухчастную форму можно встретить в танцевальных жанрах, например в вальсах Шуберта и Шопена. Также в двухчастной форме может быть написана главная или побочная тема в сонатной форме или темы медленных частей, финалов сонат и симфоний. Очень часто в двухчастной форме сочиняют темы для вариаций — как в знаменитом ариозо во второй части Сонаты № 32 Бетховена.





Трехчастная форма

Простая трехчастная форма — самая универсальная из песенных форм. Ее схема — АВА. В ней есть контрастность средней части и симметрия, устойчивость: идентичные первая и третья части держат на себе форму, как две опоры. Совершенная архитектоника формы восходит к французской эстетике, к архитектуре ампира: можно вспомнить триумфальные арки, здания с двумя крыльями или конструкцию Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Содержание формы связано с классической риторикой: первая часть (А) — изложение мысли, вторая часть (В) — ее анализ, обсуждение или изложение второй мысли, третья часть (А) — утверждение первоначальной мысли. Конечно, бывает трехчастная форма без репризы, но именно в этом повторении ее основной смысл и красота.

Трехчастная форма прекрасно чувствует себя самостоятельно, в ней написаны многие инструментальные миниатюры: этюды, прелюдии, ноктюрны, программные пьесы, части сюит.





Трехчастная форма — верный спутник танцевальных жанров. В доклассическую эпоху многие танцы были двухчастными, но уже тогда последние строки часто повторяли первые. Постепенно контрастный элемент во второй части двухчастной формы разрастался. Чтобы его уравновесить, увеличивалась заключительная часть — и двухчастная форма выросла в трехчастную.

Вальсы, марши, менуэты, гавоты, лендлеры — везде можно найти простую трехчастную форму. Правда, нередко этим сочинение не ограничивается, а простая трехчастная форма оказывается лишь частью более крупной формы. Зато каждая часть обычно повторяется, как повторяются танцевальные фигуры. Простая трехчастная форма становится частью более крупных форм не только в танцах. Ее можно встретить где угодно, но особенно часто в середине третьей части симфонии — хоть у Бетховена, хоть у Чайковского.





От теории лучше сразу переходить к практике и отправляться в концертные залы страны, чтобы слушать музыкальные произведения и понимать, как они устроены. Приглашаем вас на концерты Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, оркестра Теодора Курентзиса musicAeterna, выступления Мариинского театра. Банк ВТБ является партнером этих институций и поддерживает их развитие.