05 май 2022

Музыкальное путешествие по произведениям Чайковского

От «Лебединого озера» до Шестой симфонии

7 мая родился выдающийся композитор Петр Ильич Чайковский. В честь этого отправимся в музыкальное путешествие и вспомним главные работы композитора — от фортепианных концертов до опер и балетов.

01_Музыкальное путешествие по произведениям Чайковского
Наталья Огнева в роли Одетты и Артем Хорошилов в роли принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» в постановке Государственного академического театра Классического балета Н. Касаткиной и В. Василева на сцене Государственного Кремлевского дворца © РИА Новости


Балет «Лебединое озеро»

«Лебединое озеро» — первый опыт Чайковского в этом жанре. Балет был написан без хореографического плана, просто исходя из понимания Чайковским того, какой должна быть музыка к балету.

Первая постановка состоялась в Москве, в Большом театре в 1877 году — и ее ждал оглушительный провал. Хореография Вацлава Рейзингера никакого успеха не имела — на Чайковского впервые в жизни обрушился шквал критики. Даже его друг и товарищ по правоведческому училищу Герман Ларош отмечал, что музыка хорошая, но оркестровка произведения не удалась. Тем не менее «Лебединое озеро» задержалось на сцене Большого на несколько лет, а Чайковский на десятилетие отказался писать какую бы то ни было музыку к балетам.

Структура балета вполне соответствует канону. В нем есть традиционные белые акты, адажио, вариации. Два мира, реальный и фантастический, в которых подразумевается партер и ан л’ер. Злодей, герой, его возлюбленная, битва добра со злом, где важен выбор и поступок, небольшие вкрапления фольклора для характерных танцев.

Музыке дали новую жизнь в Мариинском театре в 1895 году, уже после смерти Чайковского. Либретто и партитура были несколько изменены, главная корректура — трагический финал заменен счастливым. «Лебединое озеро» шло в постановке Мариуса Петипа, полновластного балетмейстера всего театра на протяжении 34 лет, и Льва Иванова, его помощника. Иванову принадлежит постановка всех лебединых актов, то есть второго и четвертого, а Петипа ставил первый и третий.

Этот спектакль стал основой для многих последующих интерпретаций — от Вагановой до Нуреева и Ратманского. Полностью от его наследия получилось уйти только модернистам вроде Мэтью Боурна.



Опера «Пиковая дама»

Написать «Пиковую даму» дирекция императорских театров уговаривала Чайковского два года, и он специально для работы над оперой уехал во Флоренцию, чтобы ему ничего не мешало. Композитор написал оперу вчерне за полтора месяца, и первая постановка прошла в Мариинском театре в 1890 году.

Либретто к «Пиковой даме» написал брат Чайковского, Модест. А несколько текстов — арию Лизы «Уж полночь близится» и арию Елецкого «Я вас люблю» написал сам Петр Ильич, достаточно в этой опере и цитат.

«Пиковую даму» принято сравнивать с другой «пушкинской» оперой — «Евгением Онегиным». Но содержательно они очень разные. Онегин — светская драма, привязанная ко времени, про байронического героя, драма положений. «Пиковая дама» — это история про алчность, деньги, азарт, силы тьмы, живущие в душе человека. И про мистику, которая интересна всем.

Образ Германа у Чайковского сильно отличается от пушкинского. Герой Пушкина — инженер, не богатый, но и далеко не бедный. Он расчетливый, рациональный, и сходит с ума механистично — сидя в Обуховской больнице, он бормочет «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!».

Герман у Чайковского — офицер, довольно бедный, подверженный страстям, которых сам не понимает и не может держать в узде. Он горяч, импульсивен, влюбляется без памяти, стремится во что бы то ни стало завладеть объектом своей любви, над ним с самого начала висит рок, и даже не вполне понятно, когда именно он сходит с ума — не то после убийства Графини, не то после явления призрака, не то на балу его сводят с ума недобрыми шутками, не то он вообще изначально безумен.

С точки зрения внутреннего устройства «Пиковая дама» наполнена удивительными композиционными ходами, большим количеством внутренних связей, цитат, отсылок. Так редко писали в 19-м веке. Здесь свободно и тонко используются приемы «сцены в сцене» и «музыки в музыке». Такой подход поражает своей смелостью и, можно сказать, современностью.



Первый концерт для фортепиано с оркестром

Чайковский написал этот концерт за зиму 1874–1875 годов. Его часто называют первым фортепианным концертом русской музыки. Исторически это не совсем верно — были и Рубинштейн, и Балакирев. Но концерт Чайковского приобрел наибольшую известность, был настолько ярок, что сначала встретил непонимание, а потом стал одним из лучших образцов этого жанра.

Дирижер и пианист Николай Рубинштейн, послушав исполнение и посмотрев партитуру, отказался играть концерт. Дело в том, что Чайковский, выражая музыкальные идеи, не заботился об удобстве пианиста, только о наиболее полном и ярком выражении чувств. Именно пианистическое неудобство вызвало недовольство Рубинштейна. Он даже сказал, что из этой музыки «можно оставить две-три страницы», но это стоит расценивать как своего рода защитную реакцию — однажды продирижировав концертом, впоследствии он много и часто исполнял его как пианист.

Первым исполнителем концерта стал Ганс фон Бюлов, который сыграл премьеру в Бостоне 25 октября 1875 года. Российская премьера последовала через неделю — 1 ноября в Петербурге. Концерт сразу вошел в мировой пианистический репертуар и остается в нем до сих пор.

По поводу Первого фортепианного концерта есть мнение, что это музыкальный автопортрет Чайковского, буквальное выражение в звуках чувств, которые он испытывал, мыслей о том, что его волновало. Например, в фанфарах, которые отсылают к Пятой симфонии Бетховена, можно услышать тему рока. Также в первой части концерта есть аллюзии на сотворение мира и вавилонские реки, но через призму атмосферы дворянского Петербурга.



«Всенощное бдение»

«Всенощное бдение» Чайковский написал в 1881 году. Оно стало второй попыткой композитора после «Литургии Иоанна Златоуста» очистить духовную музыку от всяческих наслоений.

Для произведения Чайковский собрал при помощи священников А.Д. Тарнавича и Д.В. Разумовского из чрезвычайно вариативной «Всенощной» стройный и логичный чин, очистил и гармонизировал традиционные распевы. И знаменский, и киевский, и греческий были многократно переложены и обработаны. Работая над произведением, Чайковский часто бывал в Киево-Печерской лавре, где вдохновлялся монашеским пением.

Так как Чайковский был композитором конца 19-го века, он мыслил категориями формы и, очищая от одного, привносил другое. Чем проще распев, тем ближе он к оригиналу, тем меньше гармонической работы. «Богородице, Дево» звучит близко к греческому распеву, а кафисма «Блажен муж», наоборот, причесана, откалибрована, стабилизирована и несколько громоздка.

Первое исполнение «Всенощного бдения» состоялось 27 июня 1882 года в Москве, в зале Промышленной выставки. А в следующем году вышло его первое издание, ставшее 52-м опусом композитора. Но произведение исполнялось не так часто, потому что было слишком простым для концертного зала и избыточно трудным для церкви.



Шестая симфония

25 октября 1893 года Чайковский заболел и совершенно внезапно умер. А незадолго до этого, 16 октября, прошла премьера его Шестой, «патетической», симфонии, которую встретили без бурного восторга. Смерть композитора придала неожиданную славу и более значительный смысл этой музыке и со временем обросла некоторым количеством слухов — о том, что это было не трагическое стечение обстоятельств, а самоубийство или даже убийство.

На самом деле Чайковский умер от холеры, которая в это время свирепствовала в Петербурге. А мифология вокруг симфонии начинает появляться со времени второго, посмертного исполнения. Известно, что Чайковский подразумевал сделать симфонию программной, но рассказать сюжетное содержание музыки никому не успел. По свидетельствам говоривших с ним, Шестая была его автобиографией — детство, выход в свет, борьба и достижение славы и, как ни странно, реквием.

Действительно, вместо привычной для европейской музыкальной традиции 19-го века кульминации симфония заканчивается тихо, тревожно, напряженно. Хотя сам Чайковский, с присущей ему иронией, объяснял это как вполне логичный конец каждой жизни, в этом увидели мистическое прозрение, предчувствие скорой смерти.



Для справки

Послушать великую музыку Петра Чайковского можно в музыкальных театрах страны, например, в Большом или Мариинском, а также на концертах Московской консерватории или Национального филармонического оркестра России. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции.