Музыка тишины

17 июня 2021

Эксклюзивное интервью с директором musicAeterna в России Дмитрием Озерковым

MusicAeterna — уникальный коллектив музыкантов, созданный дирижером Теодором Курентзисом, — известен всему миру своими неординарными интерпретациями классики. Дмитрий Озерков, российский искусствовед, директор musicAeterna в России, рассказал, почему просвещение так важно для дирижера и музыкантов.

01_Музыка тишины
© musicAeterna

— Что такое musicAeterna?

—  Сообщество музыкантов и художников. У нас есть симфонический оркестр, хор и камерные коллективы, которые создают совершенно разные по силе и насыщенности программы.

— Расскажите о Доме Радио в Санкт-Петербурге. Это ваша основная творческая площадка?

— После того как коллектив переехал из Перми в Санкт-Петербург, это пространство стало местом, где мы не только репетируем и записываем музыку. Сегодня это настоящая лаборатория искусств, где идут эксперименты со звуком, цветом, запахом. Дом Радио обладает удивительной акустикой. Его помещения невероятно индивидуальны акустически. Для музыкантов такие возможности сродни золоту. Все наши эксперименты с классическим и современным звуком находят здесь лучшее воплощение.

— Такая акустика — это конструкционные особенности дома?

— Здание строилось для Благородного собрания, предполагалось, что в этом месте будут собираться самые влиятельные предприниматели России. Поэтому при строительстве использовались лучшие материалы и технологии. Позже, в 1933 году, благодаря своим акустическим особенностям внутренние пространства были адаптированы для радиовещания, записи спектаклей, новостей. Именно из этого здания велась радиотрансляция во время блокады, именно из этих студий звучало знаменитое «Говорит Ленинград», а в Первой студии в 1942 году была отрепетирована и записана 7-я симфония Шостаковича. В 1960-х годах был проведен ремонт, в ходе которого акустические характеристики студий были доведены до совершенства. Так Дом Радио стал лучшим местом для записи живого исполнения, голосов и инструментов. Теодор Курентзис сразу влюбился в это здание, в его возможности.

— Сегодня, спустя 60 лет, акустические возможности все еще на той же высоте?

— Мы не просто используем эту площадку, мы стараемся сделать ее лучше. В части студий провели небольшие косметические адаптации: действительно, часть конструкций со временем утратила свои изначальные характеристики, их нужно восстановить. Мы создали большой проект по адаптации главной студии звукозаписи «Победа», названной так в память о Шостаковиче. Ведь 7-я симфония сыграла центральную роль в победе над фашистской Германией. Следующий этап — начать радиовещание из Дома Радио. Разумеется, сегодня это означает прежде всего использование возможностей сети Интернет.

02_Музыка тишины
© Никита Чунтомов, musicAeterna

ЦЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ

— Ведет ли musicAeterna образовательные программы?

— Целый комплекс: это и Лаборатория современного зрителя, и кинопоказы, и лекции. В частности, был запущен большой цикл мероприятий про Чайковского, годичный цикл, посвященный Византии. Сейчас идет проект к 130-летию Прокофьева. У нас на сайте Мusicaeterna.org есть актуальное расписание концертов и всего остального.

— Есть ли у вас единая концепция и стратегия развития Дома Радио?

— Да. Это место соединения творческих людей. Например, композиторы могут у нас услышать свою же музыку в исполнении оркестра и хора, кто-то может снять фильм и тут же его показать. В этом смысле слово «лаборатория» подходит как нельзя лучше: внутри Дома Радио кипит творческая жизнь. Очень важно сказать, что большинство образовательных программ, которые мы делаем благодаря нашему партнеру — банку ВТБ, бесплатны для зрителей.

— Вы говорите об очных программах, а как musicAeterna развивается онлайн?

— Выступления лекторов мы записываем на видео, обрабатываем, а позже выкладываем в наши цифровые каналы. Например, весь «византийский цикл» будет доступен зрителям дистанционно. Мы записываем музыкальные видео, уже есть большой архив арий. Эти ролики планомерно становятся частью нашей будущей цифровой платформы, которая, с одной стороны, позволяет нам сохранить результат нашего труда, а с другой — помочь зрителю подготовиться к визиту на концерт. Сегодня цифровые формы коммуникации стали идеальной точкой входа, а наша цифровая платформа становится порталом в мир музыки и эстетики musicAeterna, в нашу музыкальную культуру.

— Как вы считаете, цифровое звучание может заменить живое выступление?

— Это огромный дискуссионный вопрос, который сейчас обсуждается во всем мире. Оркестр и хор уделяют огромное внимание записям, наш звукоинженер, француз Максимилиан Сьюп, тщательно подходит к этому вопросу, каждая нота в записи просматривается, прописывается, ведется большая работа. Те диски, которые мы выпускаем, получают невероятные отзывы от слушателей именно из-за своего звучания. В этом смысле мы полностью отвечаем за качество записи. Но есть вопрос проигрывания: на каком оборудовании нас слушают? Стереосистемы стараются максимально приблизить к живому звучанию, но, как бы ни развивались технологии, такое слияние пока невозможно. Все идет к тому, что наступит момент, когда отличить одно от другого станет невозможно.

— Как родилась идея просветительской функции Дома Радио?

— У Теодора есть немного утопические мысли по изменению мира. Он считает, что общество погрязло в шуме и скорости, считает, что миссия каждого из нас может состоять в том, чтобы изменить человечество, пусть и немного, показать всем нам, что есть другая реальность: реальность музыкальная, реальность тишины, реальность остановки. Это наша философия: давайте не будем гнаться вперед, давайте остановимся и послушаем тишину — это то, что всем нам сложнее всего сейчас сделать. Именно тишина позволяет лучше услышать звук. Когда мы слушаем музыку, находясь в другом процессе, или когда вокруг много других звуков, мы не можем полностью воспринять ни новый звук, ни новую информацию. Именно поэтому мы настоятельно предлагаем зрителям отложить свои телефоны на время концертов. Не для того чтобы люди не могли сделать селфи из зала, а для предупреждения случайного вторжения бытовой суеты.

— После завершения исполнения вы тоже просите зрителей побыть немного в тишине?

— Каждый концерт индивидуален, но в целом, глобально, да. После исполнения нужна пауза, музыка уже не звучит, но звук еще живет в пространстве и в душе. Мы стараемся напоминать, что приходить на концерт нужно не для того, чтобы поаплодировать известному коллективу, а чтобы услышать что-то невероятное внутри себя. Чтобы не поставить галочку, а попробовать что-то найти, услышать это в музыке. И musicAeterna может это предложить. Наш оркестр уделяет особое внимание звуку. Например, музыканты меняют металлические струны на жильные, если исполняется произведение, которое было написано до изобретения новых струн. Во многих случаях артисты играют стоя, чтобы всем своим телом пережить энергию музыки. Задача музыкантов — показать сложное начало в музыке, помочь его пережить. Музыка — это центральная материя, с которой мы тщательно работаем. Мы не просто играем написанные композиторами произведения — musicAeterna сотрудничает с ними, а некоторые пишут музыку для нас. Для этого были созданы резиденции. Сейчас, например, мы активно сотрудничаем с композитором Алексеем Ретинским, который трудится в студии Дома Радио, работает с нашими музыкантами. В результате такого сотрудничества оркестр сможет несколько лет иметь право на исполнение написанных композитором за время сотрудничества произведений. Для нас музыка является живым организмом: она рождается и живет во время исполнения, она остается со зрителем после окончания звучания.

— Как вы думаете, классическая музыка может быть популярна среди молодежи?

— Часть нашей миссии — просвещение. Не потому, что мы исполняем классическую или сложную современную музыку, а потому, что мы имеем дело с важнейшими материями, которые находятся довольно высоко, и предоставляем нашим слушателям возможность прикоснуться к этому. Как минимум зрители, которые к этому стремятся, могут открыть для себя такую музыку, в том числе и благодаря камерным концертам в Доме Радио. В этом месте мы изучаем культуру «слушания». Мы планируем, когда это станет возможным, перемещать эту нашу резиденцию по миру. MusicAeterna будет давать не просто концерт, а предлагать слушателям свою философию, приобщиться к которой зрители смогут также на лекциях и кинопоказах. Мы верим, что музыка может сделать мир лучше.

— Как часто вы публикуете новые записи на своем сайте?

— Регулярно. Из-за пандемии мы изменили свой подход к цифровому вещанию, оно стало более регулярным, сейчас мы публикуем отрывки из «Травиаты». Это не просто фрагмент выступления, скорее видеоинсталляция, созданная специально для каждой публикации. Кроме этого, на сайте регулярно выходит подкаст FM Модуль, каждый выпуск имеет свою тему.

03_Музыка тишины
© Александра Муравьева, musicAeterna

ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ВЕРА

— MusicAeterna слышит в свой адрес большое количество как комплиментов, так и критики. Интересно, как музыканты переживают негативные комментарии?

— В течение 20 лет я занимаюсь организацией выставок современного искусства в Эрмитаже. Такие экспозиции иногда получают известное количество критики. Для меня ее наличие — это знак того, что ты делаешь все правильно. Если тебя никто не ругает, это значит, что никого не тронули твои действия. И может быть, они вообще были не нужны. Наличие критики — хороший знак. Я очень боюсь тех выставок и концертов, которые проходят бесследно. Но это не значит, что мы не реагируем на сам факт негативных комментариев. Мы тщательно изучаем все высказывания, если они конкретны, мы разбираем ситуации, если они предметны, смотрим, что сделали не так. Как бы там ни было, нужно иметь смелость делать то, что хочется, что считаешь правильным. Если есть желание созидать, нужно не бояться критики, а делать свое дело. В этом отношении Теодор Курентзис — человек бесстрашный, он предлагает идеи, а команда ищет возможность реализовать задуманное.

— MusicAeterna — это группа единомышленников?

— Наш коллектив живет богатой, непрерывной творческой жизнью. Все музыканты невероятно загружены, но и вовлечены. Наша группа — и оркестр, и хор — постоянно находится в диалоге с собой и со всем миром.

— Дмитрий, вы что-то делаете для сохранения мотивации вашей команды?

— Мотивация — вещь сезонная и ситуационная, и нам не всегда бывает просто. Мы своим примером и верой показываем, что делаем все правильно. С тех высот, куда мы ежедневно поднимаемся, хорошо видно, насколько далеко это от бытовой реальности. И этот контраст поражает. Вызовы будут всегда, но, как показывает практика, чем больше сопротивление, тем больших результатов можно добиться противостоянием. Конечно, нам помогает в работе наше окружение: например, Дом Радио напоминает, что мы – наследники тех музыкантов, которые записывались в блокадном Ленинграде, наследники целых поколений профессионалов, работавших в Доме Радио. Страха нет, есть желание преодолеть все трудности. 

Для справки

Банк ВТБ и коллектив musicAeterna связаны партнерскими отношениями с 2016 года. При поддержке банка прошло несколько десятков концертов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2019 году начался новый этап в жизни musicAeterna как независимого коллектива — ВТБ стал генеральным партнером оркестра и хора. Банк поддерживает выступления musicAeterna на крупнейших концертных площадках России, а также другие творческие инициативы коллектива, в числе которых создание культурно-образовательного центра в Доме Радио и digital-платформа musicAetrena.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

15 июня 2021

<p>О великом композиторе без купюр и цензуры  </p>
Дмитрий Шостакович — музыкальный нерв XX века

О великом композиторе без купюр и цензуры  

6 апреля 2021

<p>Эксклюзивное интервью с Виталием Полонским, главным хормейстером musicAeterna </p>
«Счастлив, что хожу по этому кругу»

Эксклюзивное интервью с Виталием Полонским, главным хормейстером musicAeterna 

20 ноября 2020

<p>11 сочинений Леонида Десятникова </p>
Композитор среди нас

11 сочинений Леонида Десятникова 

Все новости