16 май 2022

Композиторы эпохи барокко

От Вивальди до Баха

В петербургском Музее музыки открылась новая постоянная экспозиция, посвященная музыкальным инструментам эпохи барокко. В честь этого предлагаем познакомиться с жемчужинами барочной музыки и послушать произведения ярчайших композиторов барокко.


Антонио Вивальди

01_Композиторы эпохи барокко
Неизвестный автор. «Портрет Антонио Вивальди», 1723 год, Международный музей и библиотека музыки, Болонья © Public domain

Вивальди родился в Венеции в 1678 году, его отец, работавший цирюльником и скрипачом, стал первым учителем Антонио. Вивальди начал сочинять музыку еще в подростковом возрасте. А в 25 лет он стал преподавать в школе-интернате для беспризорных девочек, где проработал с перерывами 30 лет.

В результате усилий Вивальди школьный оркестр превратился в полноценный коллектив, который знали за пределами Венеции и даже Италии. Девушки под руководством Вивальди пели и играли на инструментах, включая те, что считались «не женскими». Именно для них Вивальди написал гигантский корпус своей инструментальной и духовной музыки.

После 40 лет Вивальди стал настоящей звездой и как композитор, и как скрипач: он получил капельмейстеский титул в Мантуе, играл в Риме перед Папой, был в Богемии, Австрии и разных точках Италии, сочинял оперы, получал заказы от французской королевской семьи, познакомился с императором Карлом VI Габсбургом (отцом будущей императрицы Марии Терезии).


«Гармоническое вдохновение»

Именно этот сборник прославил Вивальди далеко за пределами Италии. В него входит 12 концертов, которые композитор расположил группами — четырежды по три. В каждой такой группе он чередует сначала сольный, потом двойной, а затем четверной концерты. Среди них есть концерты в духе 17 века и Корелли — с танцевальными частями и мозаикой контрастных секций. А есть — менее барочные, уже в духе классицизма: компактные трехчастные концерты с эффектной драмой и звучной «оперной» лирикой.

«Гармоническое вдохновение» прекрасно знал и внимательно изучал другой знаменитый композитор барокко — Иоганн Себастьян Бах. Сборник был настолько популярен, что ходил в списках, и в личном владении Баха была именно такая, рукописная копия. Он даже сделал свои версии 10 вивальдиевских концертов.


«Времена года»

«Времена года» — это четыре скрипичных концерта, которые вошли в сборник «Поединок гармонии с изобретением» 1725 года. Маленькие трехчастные концерты — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — снабжены вписанными прямо в ноты поэтическими строчками. В каждом концерте «спрятан» сонет, в стихах излагающий образы, которые рисует музыка. Автор стихов неизвестен; им мог быть сам Вивальди.

В «Весне» журчат ручьи и чирикают птицы, в «Лете» жалуется осовевший от жары пастух и гремит знаменитая гроза, «Осень» — время праздника урожая, возлияний и охоты, «Зима» — холодный ветер и конькобежцы, шлепающиеся на лед.




Генри Пёрселл

02_Композиторы эпохи барокко
Джон Клостерман. «Портрет Генри Пёрселла», 1695 год © Public domain

Предположительно Генри Пёрселл родился в 1659 году, а умер в 1695 году, в 37 лет. Он жил в музыкальной семье — и отец, и дядя Пёрселла были музыкантами и членами Королевской капеллы. Пёрселл-старший пел на коронации Карла II. Дядя Пёрселла был его наставником в игре на лютне и органе, также он давал первые уроки композиции.

Пёрселл пел в хоре придворной капеллы, пока голос его не сломался; к тому моменту он уже сочинял музыку. Недолго проработав в качестве копииста и хранителя органа, в 20 лет он принял пост органиста Вестминстерского аббатства.

В начале 1680-х Пёрселл получил работу при дворе, став одним из королевских композиторов и сочетая новую должность с обязанностями органиста в аббатстве. Придворный пост подразумевал сочинение колоссального количества музыки для праздников и повседневных нужд Карла II — любителя увеселений и искусств. Пёрселл сохранил свой пост при Якове II, пришедшем к власти в 1685, и при Вильгельме III Оранском, правившем совместно с женой, королевой Марией.


Опера «Дидона и Эней»

«Дидону и Энея» считают первой величайшей английской оперой. Либретто для нее написал Наум Тейт, основываясь на четвертой книге «Энеиды» Вергилия, а также на собственной пьесе «Брут из Альбы, или очарованные любовники». Сюжет рассказывает о судьбе несчастной карфагенской царицы Дидоны.

«Дидона и Эней» — очень разнообразная опера. Мозаику хоров, речитативов, танцевальных интерлюдий, пляшущих хоров, инструментальной музыки, народных песен англичане взяли из Франции — такое пестрое строение оперной материи можно найти у Жан-Батиста Люлли. Но английские композиторы создали собственный стиль, где герои более индивидуализированы, и все заострено: ни подобный безумный задор, ни такая беспросветная мрачность не были возможны по ту сторону пролива.

Опера уникальна еще и тем, что это — одна из немногих за всю эпоху барокко опер с трагической концовкой. Оперным героям могли угрожать смертельные опасности; они могли быть на волосок от гибели, но из-за того, что опера была привилегированным искусством, положительный герой в ней транслировал идею власти, государственную идею, и не мог потерпеть фиаско. Заглавная героиня, рыдающая и умирающая на сцене, — это было чем-то экстраординарным.



Te Deum and Jubilate

Пёрселл сочинил Te Deum and Jubilate — старинный христианский гимн «Тебя, Бога, хвалим», за год до смерти, к празднованию Дня святой Цецилии в 1694 году вместо традиционной оды. Особую торжественность повода он подчеркнул, добавив к струнным две трубы. В Te Deum достигает кульминации все лучшее, что есть в церковной музыке Пёрселла: полифоническое мастерство, эффектные сопоставления соло, ансамбля и тутти, выразительная иллюстрация текста музыкальными средствами.

Te Deum открывается радостными перекличками труб со струнными. Трио солистов-мужчин вступает с первой строкой, мастерски повторяя первые интонации труб, а хор вступает на словах «[Отца вечного], вся земля величает», где эффектно подчеркнуто слово «вся».




Георг Фридрих Гендель

03_Композиторы эпохи барокко
Джон Теодор Хайнс. «Портрет Георга Фридриха Генделя», около 1740 года, Гендель-Хаус, Халле © Public domain

Гендель — еще один выдающийся композитор барокко из Германии. Он родился в семье врача, и его отец хотел, чтобы Гендель стал юристом. Но Георг с детства проявлял способности к музыке, и с 10 лет начал брать уроки композиции и игры на музыкальных инструментах.

После смерти отца Гендель продолжал обучение в гимназии, а после все-таки поступил в университет на юридический факультет. Но здесь он окончательно понял, что эта стезя ему не подходит, и он должен заниматься музыкой.

Чтобы расширить свои горизонты, Гендель отправился в путешествие: сначала он жил в Гамбурге и работал в местном оперном театре, где написал свои первые оперы. Потом он три года провел в Италии, а после отправился в Лондон. В Великобритании Гендель продолжал жить и работать до конца своей жизни.


Опера «Ринальдо»

Эту оперу Гендель создавал, уже находясь в Лондоне: «Ринальдо» стала первой оперой композитора для английской сцены. Либретто писал итальянец Джакомо Росси на основе рыцарской поэмы о первом Крестовом походе «Освобожденный Иерусалим». Впрочем, от сюжета поэмы осталось довольно мало: Аарон Хилл, руководитель Королевского театра, где ставили оперу, внес много правок.

Опера «Ринальдо» шла с огромным успехом в Лондоне в течении шести лет — с 1711-го до 1717-го. В 1715 году произведение перевели на немецкий и исполнили в Гамбурге, тоже с бурным успехом.

Новая волна популярности пришла к опере в 20-м веке, благодаря Генделевскому обществу. В 1950-е годы начали более-менее регулярно ставить оперы Генделя. «Ринальдо» была одной из первых и с тех пор достаточно плотно вошла в репертуар мировых оперных театров. Особенно популярными стали арии Lascia ch’io pianga и Sibilar gli angui d'Aletto.



Сюиты «Музыка на воде»

«Музыка на воде» — это три сюиты, объединенные под общим названием. Точное время их написания неизвестно, но это был период между 1715-м и 1717-м годом. «Музыка на воде» сопровождала прогулки по Темзе короля Георга I.

Сюиты исполняли прямо на реке: и музыканты, и король располагались в лодках. Отсюда появилось предположение, что тихие и громкие части сюит исполнялись в прямой зависимости от удаленности кораблика с музыкантами от кораблика короля: тихие играли, когда музыканты были близко, громкие — когда музыканты от короля были далеко. И сама музыка, действительно, получилась очень водная, волнующая.




Иоганн Себастьян Бах

04_Композиторы эпохи барокко
Элиас Готлоб Хаусманн. «Портрет Иоганна Себастьяна Баха», 1748 год © Public domain

Бах родился в 1685 году, в один год с двумя другими великими композиторами — Георгом Фридрихом Генделем и Доменико Скарлатти. Среди его родственников были органисты, придворные музыканты в разных немецких княжествах, композиторы. У самого Баха было 20 детей, выжило из которых 10, а трое его сыновей также стали композиторами. Умер Бах в 1750 году, и считается, что с его смертью ушла эпоха барокко.

В течение жизни Бах работал придворным музыкантом, церковным органистом и кантором церкви в разных частях восточной Германии. Главными местами его работы стали три города — Веймар, Кётен и Лейпциг. В Веймаре Бах работал в 1708–1717 годах при княжеском дворе. Там он написал блестящие органные работы и первые кантаты — церковные сочинения для певцов-солистов и маленького оркестра.

В Кётене композитор работал при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского с 1717-го по 1723-й год. Период работы в Кётене — это «Бранденбургские концерты», сонаты и партиты (циклы танцевальных пьес) для скрипки соло.

В 1723–1750 годах Бах жил и работал в Лейпциге. Там он поступил на службу кантором церкви св. Фомы. Фактически это означало, что Бах стал руководителем всей церковной музыки этого небольшого университетского города в Саксонии: в его обязанности входило обеспечивать музыкой четыре городские церкви. На этом посту написаны самые главные баховские работы, например, «Страсти по Матфею».

Бах оставил после себя огромный корпус работ — более 1000 произведений. Разберем и послушаем некоторые из них.


«Гольдберг-вариации»

«Гольдберг-вариации» начинаются с бесхитростной прозрачной темы, которая называется арией, хотя не поется, а исполняется на клавесине. Ария напоминает старинный испанский танец сарабанду, но необычный, светлый по характеру (сарабанды обычно были траурными).

За арией следуют 30 вариаций на нее. Будто в калейдоскопе чередуются галантные танцы, миниатюрные фуги и другие полифонические фокусы. В конце, словно пройдя полный круг метаморфоз, снова звучит ария.

Долгое время «Гольдберг-вариации» не были знакомы широкой публике. В 1955 году канадский пианист и композитор Гленн Гульд сделал на лейбле Columbia запись этого цикла, которая потрясла мир. Теперь «Гольдберги» — часть не только интеллектуальной, но и поп-культуры: например, их можно услышать в фильме «Молчание ягнят».



«Бранденбургские концерты»

Бранденбургские концерты Баха — это цикл из шести концертов, которые были написаны в 1721 году. Композитор посвятил их Кристиану Людвигу, прусскому принцу из династии Гогенцоллернов, маркграфу Бранденбург-Шведтскому. Эти концерты примечательны не только своей структурой и устройством, но и тем, как избирателен Бах в отношении инструментов, которые он использует. Здесь достаточно большой набор тембровых сочетаний, позволяющий отразить множеств чувств и красок.

Например, пятый концерт Бах решил создать, чтобы продемонстрировать возможности нового клавесина, который он привез из Берлина. Мастер, который сделал этот инструмент — Михаэль Митке. А в шестом концерте очень необычный состав инструментов. Бах написал его для двух виол да браччо, двух виол да гамба, виолончели и клавесина. К тому времени виола да гамба была уже устаревшим инструментом. Но друг и покровитель Баха, князь Леопольд Ангальт-Кётенский любил играть именно на виоле да гамба, поэтому она появился в концерте.



«Страсти по Матфею»

Духовная оратория «Страсти по Матфею» относится к жанру пассионов. Это произведения на евангельскую тему страдания Христа, которые исполнялись в Великую Пятницу. Всего Бах написал четыре пассиона: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», а также «Страсти по Марку» и «Страсти по Луке». Полностью до нас дошли только первые два пассиона.

Первое исполнение «Страстей по Матфею» произошло в церкви Святого Фомы в Лейпциге 11 апреля 1727 года — в Великую пятницу. Над текстом «Страстей по Матфею» Бах работал вместе с немецким поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, который писал под литературным псевдонимом Пикандер. В 1725 году он выпустил сборник церковных стихов «Наставляющие размышления в Чистый четверг и Страстную пятницу». Стихи оттуда вполне подходили, чтобы использовать в «Страстях» в дополнение к евангельскому тексту. В итоге Пикандер написал либретто для «Страстей по Матфею», а позже и для «Страстей по Марку».

В «Страстях по Матфею» Бах использовал два хора и два оркестра. В состав оркестра входили две поперечные и две продольные флейты, две скрипки, два гобоя, гобой д’амур, гобой да качча, виола, виола да гамба и генерал-бас.

Текст Евангелия исполняет тенор в форме речитатива. Солисты исполняют роли различных действующих лиц, также речитативом. Кроме Иисуса, есть реплики Иуды, Петра, двух первосвященников, Понтия Пилата, жены Пилата, двух свидетелей и двух служанок.



Для справки

Глубже погрузиться в атмосферу эпохи барокко можно на постоянной экспозиции Музея музыки в Шереметевском дворце «Музыкальные инструменты эпохи барокко». Банк ВТБ стал генеральным партнером проекта в рамках социальной программы «Культурная страна».