16 июн 2022

Чем знаменит Игорь Стравинский

Балеты для «Русских сезонов» и постоянные эксперименты

17 июня исполняется 140 лет со дня рождения композитора Игоря Стравинского. Он был звездой «Русских сезонов» Дягилева, работал с лучшими художниками и хореографами своего времени. К юбилею композитора вспоминаем его жизненный путь и главные произведения.


Начало пути

Игорь Стравинский родился в 1882 году в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) под Петербургом. Его семья была музыкальной: отец — оперный певец, солист Мариинского театра, мать — пианистка и концертмейстер на выступлениях мужа. В петербургском доме Стравинских часто принимали именитых гостей — композиторов Цезаря Кюи и Николая Римского-Корсакова, критика Владимира Стасова, писателя Федора Достоевского.

01_Чем знаменит Игорь Стравинский
Родители Игоря Стравинского — Федор и Анна, Одесса, 1874 год © Public domain

Заниматься музыкой Стравинский начал в девять лет — он брал уроки фортепиано сначала у пианистки Анны Снетковой, потом — у Леокадии Кашперовой. Позже с ним занимались педагоги по композиции, а на музыкальные вкусы юного Стравинского повлиял его старший товарищ, композитор Покровский. Именно он познакомил Стравинского с западноевропейской музыкой и помог избавиться от влияния музыкального академизма.

После гимназии Стравинский по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но занятия там он почти не посещал. Вместо этого будущий композитор брал частные уроки у Римского-Корсакова и пробовал писать первые работы.


Балеты для «Русских сезонов»

Первые сочинения Стравинский создал под руководством Римского-Корсакова. На премьере одного из них — сюиты «Фавн и пастушка» — был импресарио Сергей Дягилев. Он оценил талант молодого композитора и позже предложил написать балет для «Русских сезонов».

Первым балетом, который создал Стравинский, стала «Жар-птица». Дягилев сначала предлагал это произведение композиторам Анатолию Лядову и Николаю Черепнину, но те не смогли написать музыку. А Стравинский как раз в это время увлекался русским фольклором и всю зиму 1909 года работал над партитурой. Постановщиком балета стал Михаил Фокин, а эскизы для костюмов и декораций создали Леон Бакст и Александр Головин.

Премьера балета состоялась 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера. Главные партии исполнили Тамара Карсавина, Михаил Фокин и Вера Фокина. На премьере были многие деятели культуры — Марсель Пруст, Клод Дебюсси, Морис Равель, Мануэль де Фалья. Спектакль прошел с большим успехом, а Стравинский за один день стал знаменит.




После первого успеха Стравинский создал для «Русских сезонов» еще два балета — «Петрушку» и «Весну священную». «Петрушку» композитор написал по своей инициативе. Он сочинял концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. Когда он сыграл произведение Дягилеву, тот воскликнул: «Да это же балет! Ведь это Петрушка!». Так решено было создать сценическое представление. Либретто написал Александр Бенуа вместе со Стравинским, также Бенуа создал декорации и костюмы для балета. Премьера прошла в июне 1911 года в театре «Шатле», и снова с успехом.




Замысел для «Весны священной» пришел к Стравинскому еще во время работы над «Жар-птицей». Сам композитор так рассказывал об этом: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы „Жар-птицы“, в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала». Ритуал, о котором говорил Стравинский, выглядит так: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает.

02_Чем знаменит Игорь Стравинский
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная», 1910 год © Public domain

Вместе со Стравинским над балетом работал Николай Рерих. Он помогал композитору со сценарием, а также создал эскизы для декораций и костюмов. За хореографию отвечал танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей. На этот раз бурного успеха не случилось — часть публики восприняла постановку негативно, освистала балет, так что его пришлось прервать. Зато Дягилеву балет понравился и даже стал одним из любимых.



Неоклассический период

В 20-е годы 20-го века в творчестве Стравинского происходит трансформация, и он обращается к переработке классицизма. Первым неоклассическим произведением композитора стал балет «Пульчинелла», основой которого стала итальянская музыка 18-го века.

Над балетом, помимо Стравинского, работали Дягилев, хореограф Леонид Мясин, а также Пабло Пикассо в роли сценографа. Вдохновением послужили персонажи комедии дель арте и кукольные спектакли, которые создатели балета смотрели в Неаполе. Пульчинелла — главный мужской персонаж, который составляет квартет вместе с Тартальей, Скарамуччей и Ковьелло.

Премьера балета прошла в мае 1920 года на сцене парижской Гранд-опера. Постановка вошла в репертуар дягилевской труппы, и ее неоднократно ставили на разных мировых сценах. В 1926 году балет добрался и до родины Стравинского — «Пульчинеллу» с хореографией Федора Лопухова поставили в Ленинградском театре оперы и балета.




Значимой вехой на пути перехода от «русского» к «неоклассическому» периоду стала опера-буфф «Мавра». Основой для оперы стала поэма Александра Пушкина «Домик в Коломне», а посвятил ее Стравинский «памяти Глинки, Пушкина и Чайковского». За постановку отвечала Бронислава Нижинская. Премьера прошла в июне 1922 года в Париже, но опера успеха не имела, артисты не смогли справиться с пластическими задачами, которые ставила перед ними Нижинская.




В 1927 году Библиотека Конгресса в Вашингтоне заказала Стравинскому небольшое произведение. В это время композитор изучал французскую литературу эпохи классицизма и под впечатлением от произведений решил создать классический балет. За основу сюжета он взял легенды о древнегреческом боге Аполлоне.

03_Чем знаменит Игорь Стравинский
Танцовщики Александра Данилова и Серж Лифар в балете «Аполлон Мусагет», 1928 год © Public domain

Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин, а костюмы создавала Коко Шанель. Премьера «Аполлона Мусагета» прошла в апреле 1928 года в Вашингтоне, а чуть позже балет показали и в Париже в «Русских сезонах».



«Серийный» период

В позднем творчестве Стравинский начинает использовать серийную технику — в основе музыкальной композиции лежит ряд неповторяющихся звуков. Первые такие опыты композитор начал делать в начале 50-х годов, когда сочинял «Кантату», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». Одним из зрелых примеров использования серийной техники в произведении стал балет «Агон». В основе — хореографическая сюита по мотивам французских придворных танцев 17-го века: сарабанды, гальярды, бранля. Когда Стравинский писал балет, он вдохновлялся музыкой Антона Веберна и двенадцатитоновой системой. Позже композитор отмечал, что в каждой части «Агона» музыки содержится втрое больше, чем в любой другой его пьесе такой же продолжительности.




Для справки

ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия России. Давние партнерские отношения связывают банк с Большим и Мариинским театрами, Московской консерваторией, Третьяковской галереей, Пушкинским и Русским музеями, Эрмитажем.