Чем знаменит Игорь Стравинский
Балеты для «Русских сезонов» и постоянные эксперименты
17 июня исполняется 140 лет со дня рождения композитора Игоря Стравинского. Он был звездой «Русских сезонов» Дягилева, работал с лучшими художниками и хореографами своего времени. К юбилею композитора вспоминаем его жизненный путь и главные произведения.
Начало пути
Игорь Стравинский родился в 1882 году в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) под Петербургом. Его семья была музыкальной: отец — оперный певец, солист Мариинского театра, мать — пианистка и концертмейстер на выступлениях мужа. В петербургском доме Стравинских часто принимали именитых гостей — композиторов Цезаря Кюи и Николая
Родители Игоря Стравинского — Федор и Анна, Одесса, 1874 год © Public domain
Заниматься музыкой Стравинский начал в девять лет — он брал уроки фортепиано сначала у пианистки Анны Снетковой, потом — у Леокадии Кашперовой. Позже с ним занимались педагоги по композиции, а на музыкальные вкусы юного Стравинского повлиял его старший товарищ, композитор Покровский. Именно он познакомил Стравинского с западноевропейской музыкой и помог избавиться от влияния музыкального академизма.
После гимназии Стравинский по настоянию родителей поступил на юридический факультет
Балеты для «Русских сезонов»
Первые сочинения Стравинский создал под руководством
Первым балетом, который создал Стравинский, стала
Премьера балета состоялась 25 июня 1910 года на сцене парижской
После первого успеха Стравинский создал для «Русских сезонов» еще два балета — «Петрушку» и «Весну священную». «Петрушку» композитор написал по своей инициативе. Он сочинял концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. Когда он сыграл произведение Дягилеву, тот воскликнул: «Да это же балет! Ведь это Петрушка!». Так решено было создать сценическое представление. Либретто написал Александр Бенуа вместе со Стравинским, также Бенуа создал декорации и костюмы для балета. Премьера прошла в июне 1911 года в театре «Шатле», и снова с успехом.
Замысел для «Весны священной» пришел к Стравинскому еще во время работы над
Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная», 1910 год © Public domain
Вместе со Стравинским над балетом работал Николай Рерих. Он помогал композитору со сценарием, а также создал эскизы для декораций и костюмов. За хореографию отвечал танцовщик Вацлав Нижинский. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей. На этот раз бурного успеха не случилось — часть публики восприняла постановку негативно, освистала балет, так что его пришлось прервать. Зато Дягилеву балет понравился и даже стал одним из любимых.
Неоклассический период
В
Над балетом, помимо Стравинского, работали Дягилев, хореограф Леонид Мясин, а также Пабло Пикассо в роли сценографа. Вдохновением послужили персонажи комедии дель арте и кукольные спектакли, которые создатели балета смотрели в Неаполе. Пульчинелла — главный мужской персонаж, который составляет квартет вместе с Тартальей, Скарамуччей и Ковьелло.
Премьера балета прошла в мае 1920 года на сцене парижской
Значимой вехой на пути перехода от «русского» к «неоклассическому» периоду стала
В 1927 году Библиотека Конгресса в Вашингтоне заказала Стравинскому небольшое произведение. В это время композитор изучал французскую литературу эпохи классицизма и под впечатлением от произведений решил создать классический балет. За основу сюжета он взял легенды о древнегреческом боге Аполлоне.
Танцовщики Александра Данилова и Серж Лифар в балете «Аполлон Мусагет», 1928 год © Public domain
Постановщиком балета стал американский хореограф Джордж Баланчин, а костюмы создавала Коко Шанель. Премьера «Аполлона Мусагета» прошла в апреле 1928 года в Вашингтоне, а чуть позже балет показали и в Париже в «Русских сезонах».
«Серийный» период
В позднем творчестве Стравинский начинает использовать серийную технику — в основе музыкальной композиции лежит ряд неповторяющихся звуков. Первые такие опыты композитор начал делать в начале
ВТБ поддерживает проекты, направленные на сохранение и развитие культурного наследия России. Давние партнерские отношения связывают банк с Большим и Мариинским театрами, Московской консерваторией, Третьяковской галереей, Пушкинским и Русским музеями, Эрмитажем.