Свидетели войны

29 мая 2020

Истории Ильи Аронса и Валерия Гинзбурга

Истории двух военных кинооператоров, которые прошли через Великую Отечественную войну и поймали в объективы маршалов, солдат, своих товарищей, поверженный Берлин и освобождение родных земель.

В Еврейском музее и центре толерантности к 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне открылась выставка и онлайн-платформа «Неизвестный Берлин. Май 1945 года». В экспозиции — кадры фронтового кинооператора Ильи Аронса и впервые опубликованные фотографии послевоенного Берлина, сделанные студентом операторского факультета ВГИКа Валерием Гинзбургом. Конверт, где хранились пленки, Гинзбург подписал от руки: «Германия, июнь 1945».

На этих фотографиях — маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, фронтовой кинооператор Роман Кармен, снимавший подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии, военный корреспондент и писатель Константин Симонов — автор знаменитого стихотворения «Жди меня, и я вернусь…». 

За годы Великой Отечественной войны на фронте работали около 270 советских операторов. Почти весь выпуск операторского факультета ВГИКа летом 1941 года ушел на войну. 

Снимали часто портативными американскими камерами «Аймо» весом 3,5 килограмма. Пленки хватало всего на несколько минут съемки, после чего нужно было осторожно заряжать в камеру новую бобину. Кроме съемок операторы писали (часто карандашами, от руки, в окопах) монтажные листы с покадровым описанием отснятого материала: монтажер в Москве, которому отправляли все пленки, должен был легко в нем ориентироваться.

Историки подсчитали: каждый второй оператор на войне был ранен, каждый четвертый — убит. Благодаря смелости кинооператоров и их любви к своему делу дошли до нас сквозь десятилетия уникальные исторические кадры. 

02_ginzburg_jewish_museum.jpg
Валерий Гинзбург на фоне Рейхстага © Еврейский музей и центр толерантности

Оператор из дома поэта 

Валерий Гинзбург родился в 1925 году в центре Москвы — в старинном доме поэта и философа Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке. Столетием раньше, осенью 1826-го, Александр Пушкин читал здесь на публике свою еще не опубликованную поэму «Борис Годунов». 

Когда началась война, Валерию Гинзбургу было 16 лет. Он отправился на фронт добровольцем, но из-за сильного обморожения ног вернулся в столицу и вскоре уехал с родителями в эвакуацию в Ташкент. 

Когда война близилась к концу, Гинзбург вновь приехал в Москву и поступил на операторский факультет ВГИКа. В 1945-м его и еще нескольких студентов по поручению института отправляют в Германию — разбирать съемочную технику на знаменитой немецкой киностудии «Бабельсберг» в окрестностях Потсдама, чтобы потом вывезти оборудование в Советский Союз. Оказавшись в Берлине, Гинзбург снимает город: танки, церкви, указатели на русском языке и, конечно, людей — хмурых мужчин, женщин в белых блузках и солнцезащитных очках, детей, играющих на развалинах жилых домов.

Вернувшись из Германии, в 1949 году Гинзбург оканчивает ВГИК и устраивается оператором на киностудию им. Горького в Москве. Первой его работой становится картина «Солдат Иван Бровкин» (1955) о деревенском парне, оказавшемся на армейской службе.

03_Свидетели войны
Поврежденная мемориальная церковь кайзера Вильгельма в начале бульвара Курфюрстендамм. Сейчас от нее осталась лишь колокольня. Полуразрушенную Гедехтнискирхе вместе с находящейся рядом современной церковью берлинцы сегодня называют «помадой и пудреницей» — из-за их формы © Еврейский музей и центр толерантности

Среди других известных работ Гинзбурга — киноленты «Когда деревья были большими», «Комиссар», «Им покоряется небо». За фильм «Комиссар» спустя 20 лет после съемок (именно столько картина пролежит на полке) Гинзбург получит премию «Ника» как лучший оператор. 

С середины 1960-х годов Гинзбург работает с писателем и режиссером Василием Шукшиным и снимает несколько картин по его рассказам: «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969). Всего в фильмографии Гинзбурга 27 кинокартин. 

Примерно в то же время Гинзбург возвращается в родной ВГИК — уже как преподаватель операторского факультета. В 1976 году его уволят из-за эмиграции в Париж поэта и сценариста Александра Галича, его старшего брата. В 1989 году, после смерти Галича, Гинзбург вместе с режиссером Иосифом Пастернаком снимет о нем документальный фильм «Александр Галич. Изгнание».

На студии им. Горького Гинзбург проработает почти пятьдесят лет — вплоть до своей смерти в октябре 1998 года. 

04_Свидетели войны
Илья Аронс в Берлине, май 1945-го © Еврейский музей и центр толерантности

Мастер тонкой детали

Илья Аронс родился в городе Царицыне Саратовской губернии в 1910 году. Когда Аронсу было 20 лет, он приехал в Москву: сначала год трудился чернорабочим на заводе «Станкострой», после поступил в архитектурно-планировочный техникум.

В 1933 году, окончив техникум, Аронс устраивается фотографом сразу в несколько газет: «Коммунар», «Северо-Кавказский большевик», «Союзфото». В 1937 году, в возрасте 27 лет, Илья Аронс поступает на операторский факультет ВГИКа. Именно отсюда летом 1941-го он вместе с десятками студентов и преподавателей уйдет добровольцем в Народное ополчение Москвы.

Весной 1942 года Аронс решает, что будет снимать свою дипломную работу на фронте, и в звании инженера-капитана выезжает в действующую армию. С воинскими частями он продвигается к югу страны и присоединяется к Черноморской группе войск. 

Пока Аронс снимает дипломную работу (съемки длились восемь месяцев), в Пятигорске погибают его родители, сестра, племянник и бабушка. Их вместе с тысячами других евреев расстреляли нацистские солдаты. Илья находился в это время неподалеку, но не успел приехать в город и попытаться спасти семью.

В 1943 году, защитив дипломную работу, Аронс снова возвращается на фронт — на этот раз в киногруппу Северо-Кавказского фронта. 

Через год работы начальник отдела фронтовых киногрупп Главкинохроники писал, что Илья Аронс непременно будет хорошим оператором, но ему следует «вырабатывать в себе способности к оригинальной разработке тематики сюжетов, к целеустремленному, вдумчивому наблюдению и творческому осмысливанию окружающих его явлений, а главное — бы¬строте ориентировки». 

05_Свидетели войны
Илья Аронс на Кавказском фронте, 1942 год © Еврейский музей и центр толерантности

Вместе с другими операторами Илья Аронс участвовал в десятках (оборонительных и наступательных) операциях и снимал в основном на юге и западе страны: бомбардировки Туапсе, Курскую битву, освобождение Тамани и Севастополя, кавказские хребты, бои на Днепре и Черном море, Харьков, Минск и, наконец, долгожданный Берлин. 
Кадры, снятые Ильей Аронсом, вошли в документальные фильмы «Битва за Кавказ» (1943), «Битва за Севастополь» (1944), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «В Померании» (1944), «От Вислы до Одера» (1945), «Парад Победы» (1945). По этим картинам можно проследить извилистый маршрут, которым Аронс прошел из Москвы до Берлина. 

В конце войны в служебной характеристике Аронса напишут, что он человек смелый и решительный, а еще — мастер тонкой детали: «…его съемки всегда политически и творчески осмыслены, хорошо решены сценарно и разработаны композиционно».
Илья Аронс, прошедший всю войну, награжден десятком орденов и медалей, в том числе медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

06_Свидетели войны
В ожидании съезда союзных и немецких делегаций для подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. На фоне здания офицерского клуба бывшего военно-инженерного училища, Карлсхорст, предместье Берлина. Возле машины — Илья Аронс © Еврейский музей и центр толерантности

После войны Аронс продолжает свой путь по стране и работает оператором на киностудиях документальных и художественных фильмов в Москве, на Урале и в Прибалтике. С 1958 года Илья Аронс жил в столице и работал на киностудии учебных и научно-популярных фильмов «Центрнаучфильм». Весной 1983 года он скончался (как и Валерий Гинзбург — в возрасте 73 лет) в Москве.

Для справки

Выставка «Неизвестный Берлин. Май 1945 года», генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ, смонтирована и будет ждать своего часа все лето: музей надеется показать ее посетителям после окончания режима самоизоляции. А пока приглашаем вас на видеоэкскурсию по Еврейскому музею и центру толерантности и на страницу проекта may9.jewish-museum.ru.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

8 мая 2020

<p>Видеопрогулка по новой выставке и основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности</p>
«Неизвестный Берлин. Май 1945 года»

Видеопрогулка по новой выставке и основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности

31 октября 2019

<p>Большое интервью с главным куратором Еврейского музея Марией Насимовой</p>
«Восьмая, сто лет спустя»

Большое интервью с главным куратором Еврейского музея Марией Насимовой

21 августа 2019

<p>Пришло время разобраться</p>
Философия русского авангарда

Пришло время разобраться

Все новости