Маленькие шедевры больших художников

8 июля 2021

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка миниатюрных картин знаменитых мастеров

В культурном пространстве музея демонстрируется совершенно удивительная экспозиция. В ней собраны редкие и необычные произведения русских художников за период с середины XIX до середины XX века. Объединяет работы то, что они написаны без предварительной подготовки, заказа и обязательств. А значит, являются самыми сокровенными для художников, пусть и маленькими по размеру.

Как появляется «маленькое» искусство

Выставка, посвященная творчеству одного художника, – всегда долгожданное событие, к которому музеи готовятся, бывает, годами. Но выставочные пространства любого, даже самого крупного музея в мире ограниченны и порой не могут вместить все наследие именитых авторов. Поэтому музейным кураторам приходится отбирать работы – это всегда очень сложный и кропотливый процесс, в результате которого часть произведений так и останется в музейных запасниках. Чаще всего в этой конкурентной борьбе проигрывают небольшие по размеру произведения, а также эскизы к более значимым программным работам. И этот факт превращает показ небольших картин в настоящую редкость.

Еврейский музей и центр толерантности решил исправить эту вынужденную несправедливость и посвятил «маленькому» искусству целую выставку, для которой собрал работы более чем из 20 музеев России и частных коллекций.

Чтобы оценить значимость небольших по размеру работ, важно погрузиться в творческий процесс создания картины.

02_Маленькие шедевры больших художников
© Еврейский музей и центр толерантности

Для художника натура – источник неиссякаемого вдохновения. Пейзажист наблюдает за природой, подмечая детали, портретист внимательно рассматривает людей, пытаясь понять их характер и настроение через выражение глаз, мимику, движения. Даже авангардист, задумывая новый творческий эксперимент, первоначально осторожничает и пробует свои силы в миниатюрных форматах.

Настоящие художники постоянно находятся в творческом поиске и стараются запечатлеть увиденное непосредственно в момент переживания самых сильных эмоций.

Исаак Левитан мог расплакаться, увидев лесную опушку, залитую солнцем, – настолько сильно трогала его душу невообразимая красота природы. Такая чуткость художника позволяла ему наполнять особой эмоциональностью даже самые быстрые пленэрные зарисовки, которые можно увидеть в экспозиции.

Илья Репин дружил со Львом Толстым на протяжении тридцати лет. Писатель так восхищал художника, что он написал двенадцать его портретов. Один из «подсмотренных» карандашных рисунков представлен на выставке.

Такие спонтанные живописные работы не создаются на больших холстах. Чаще всего это небольшие по размеру произведения графики – карандашные эскизы или акварели, порой выполненные в «походных» условиях. Но именно они зачастую становятся основой для больших продуманных работ.

Кроме того, маленькие альбомы с эскизами, зарисовки или первые «тренировочные» картины маслом – это та творческая основа, поняв которую можно приблизиться к художнику и его идее максимально близко, фактически уловить ход его мыслей и настроение, совершенно по-новому взглянув на творческое наследие мастера.

Герои выставки и их шедевры

На выставке представлены произведения нескольких десятков художников. Остановимся на некоторых из них.

Василий Поленов стал первым мастером, объединившим в своих картинах два жанра – пейзаж и бытовой. С него начинается история колористического русского искусства, в котором особое значение придается передаче дневного света (во Франции таких художников называли импрессионистами). Отсюда и совершенно новое отношение к эскизам. Первые из них, выполненные на пленэре, представляют ценность едва ли не большую, чем законченная картина.

Ученик Поленова – Исаак Левитан – продолжает эту традицию, и его совсем небольшие по формату пейзажи поражают искренностью, дарят ощущение присутствия зрителя в изображаемой местности. Эскизность и отсутствие мелких деталей поразительным образом усиливают впечатление от картин, делая их более «живыми».

На выставке представлено несколько работ Ильи Репина, благодаря которым можно проследить последовательность работ художника. В эскизе к картине «Парижское кафе» заметны карандашные линии, красочные пятна и акценты, расставленные тушью.

Портрет Иды Рубинштейн из частной коллекции, выполненный Львом Бакстом, поражает своей честностью. Едва ли можно найти еще одно столь человечное изображение этой неординарной женщины, танцовщицы, экстравагантной модницы и мецената. Рубинштейн и Бакст были дружны, поэтому нет оснований не верить ее глубокому взгляду, обращенному внутрь себя, который сумел уловить проницательный художник.

03_Маленькие шедевры больших художников
© Еврейский музей и центр толерантности

Михаил Врубель известен своим уникальным живописным почерком, благодаря которому картины кажутся похожими на красочную мозаику, а объекты – составленными из отдельных деталей. Благодаря этому эффекту произведения художника представляются монументальными, фигуры – значительными, достигается сильный эмоциональный эффект у зрителя. Удивительно, но этот почерк художник сохраняет даже в самых маленьких работах. Миниатюрные «Ромео и Джульетта», написанные акварелью, кажутся вырезанными из того же камня, что и знаменитый «Демон». Карандашные штрихи портрета Воки Мамонтова сохраняют аналогичный эффект.

Раздел, посвященный авангардистам, напоминает творческую мастерскую. Здесь разрабатываются уже не идеи больших монументальных полотен, а куда более утилитарные, такие как «нахождение новейших форм по линии архитектурной, текстильной, обоев, мебели, оцветок, графики».

В предметном искусстве начала XX века выделяются необычные работы –«Уличные музыканты» Георгия Рублева в стиле голубого периода Пабло Пикассо, а также «Проводы лета» Павла Басманова.

С конца 1920-х годов поиски художников прекращаются, наступает время официального искусства – соцреализма. Отныне маленький формат – это единственная возможность художников, отрицающих новую идеологию, выразить себя без надежды быть услышанными. Чтобы рассмотреть лагерные миниатюры Михаила Соколова, написанные в 1940-х, в музее предлагается воспользоваться увеличительным стеклом – настолько они маленькие. Это пейзажи, от которых веет холодом, одиночеством и безысходностью.

Как смотреть «маленькое» искусство

Попадая на выставку «"Маленькое" искусство», вы получаете уникальную возможность посетить воображаемые мастерские художников разных исторических этапов. Сначала в уютной усадьбе второй половины XIX века понаблюдать за работой мастеров, прошедших академическую школу живописи, затем посетить учебный класс нового исследовательского института (Казимир Малевич преобразовал Музей художественной культуры Петрограда в исследовательский институт, подчеркивая новые задачи искусства) и после переместиться в тесный барак, в котором художник на листке курительной бумаги свинцовым карандашом возвращает себе право творить.

04_Маленькие шедевры больших художников
© Еврейский музей и центр толерантности

Путешествие по выставке завершается в стилизованном под классический музей нарядном затемненном зале. Здесь каждый подсвеченный экспонат кажется особенным. И в этот момент становится совершенно очевидно, что даже самые миниатюрные картина или эскиз могут заставить сердце зрителя биться чаще и являются большим искусством.

Для справки

Еврейский музей и банк ВТБ связывают крепкие партнерские отношения. Банк поддерживает музей с 2014 года. За прошедшие годы ВТБ принял участие в организации выставок «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции», «Исаак Левитан и авторский кинематограф», «Союз молодежи», «Неизвестный Берлин. Май 1945 года». В мае 2021 года при поддержке банка в музее открылась выставка «”Маленькое” искусство».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости