Картины в письмах из ГУЛАГа

11 августа 2021

История счастливого спасения нескольких произведений

Миниатюры Михаила Соколова зрителям практически неизвестны. Сам художник, кстати, не любил это определение для своих работ, подчеркивая, что миниатюра — это самостоятельный жанр, а свои произведения он прозвал незатейливо: просто «маленькие». В его случае малый формат определен исключительно обстоятельствами и безысходностью, а не желанием воплотить максимум минимальными средствами. И вот на самой тонкой бумаге дрожит полупрозрачная сказочная картинка: лодка у края воды, силуэт собаки, исчезающий в тумане куст. Во всем этом — свойственная эпохе попытка расширить окружающее пространство, запечатлеть то лучшее, что в нем есть, хотя бы и в самом маленьком формате. В столь малой форме большой драматический смысл.

01_Картины в письмах из ГУЛАГа
Рядом с работами Михаила Соколова на выставке «“Маленькое” искусство» лежит лупа © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

Сегодня увидеть работы Михаила Соколова можно на выставке «“Маленькое” искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Эта экспозиция — возможность посмотреть на те работы, которые обычно не демонстрируют публике, потому что они проигрывают «программным», полномасштабным произведениям. При этом маленький формат иногда складывается в очень значительную, хотя и малоизвестную часть наследия художника. Здесь, как будто по заветам Михаила Соколова, сознательно обошли вниманием миниатюру как самостоятельный жанр — в фокусе именно маленькая картина в контексте ее взаимоотношений с миром больших произведений. Так что же за обстоятельства вынудили Михаила Соколова создавать эти крошечные произведения? Начнем с небольшой предыстории, которая поможет понять контекст.

Триумф соцреализма

В 1932 году советский общественный деятель, журналист и литератор Иван Гронский сформулировал принципы соцреализма, касавшиеся изначально в большей степени литературы. В том же году создан Московский союз художников, ставший продолжением АХРР (Ассоциация художников революционной России, образованная в 1922 году). Чуть позже в Ленинграде будет организован ЛОСХ — Ленинградский областной союз художников. Официально ничего провозглашено еще не было, но фактически в 1932 году уже был сформулирован запрет на деятельность всех иных художественных объединений. Вскоре начнутся аресты — сперва единичные, а потом массовые.

02_Картины в письмах из ГУЛАГа
«Купальщицы» Михаила Соколова © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

Михаил Соколов родился в 1885 году в семье ремесленника-бондаря, художником стал вопреки воле родных, классического художественного образования не получил, вернее, не закончил его, бросив Строгановское училище. В годы Первой мировой войны служил в Петрограде, а во время революции поддержал большевиков, став одним из руководителей балтийских моряков. Попытка свержения Временного правительства в июле 1917 года провалилась, после чего Соколов покончил с политической активностью. Искусство в его жизни окончательно утверждается на переднем плане. Он преподает рисование и живопись сначала в Нижегородской губернии, потом в Ярославских художественных мастерских (ВХУТЕМАС), работает в Яхромской изостудии при мануфактуре.

В 1923 году он переезжает в Москву. В 1934 году Соколов наконец становится членом Московского союза художников — МОСХа. Он живет в десятиметровой комнате в коммунальной квартире на Арбате. Тут же и работает, потому что своей студии у художника нет. Кажется, что начинается светлая полоса. В феврале 1936 года он напишет Надежде Розановой:

«В моем бытии наступает перемена к лучшему. Говорю я о моем большом успехе на выставке, открывшейся 30 января во Всекохудожнике. Реальность такова: 1) Правление Всекохудожника постановило (еще за день до открытия выставки, законтрактовать, что мне даст 1000 рублей в месяц); 2) Приобрести работы с выставки; 3) Заказ к юбилейной выставке. В Институте мое положение так же из лучших ― положение премьера в театре. Правда, это совершенно не значит, что мое мироощущение через то изменилось. Нет. Но то, что теперь я смогу работать по-настоящему, меня стимулирует творчески…»

03_Картины в письмах из ГУЛАГа
Работы Михаила Соколова в составе экспозиции «“Маленькое” искусство» © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

В эти годы ― с 1936 по 1938 ― Соколов преподает в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве. В 1938 году он получает наконец собственную мастерскую на Масловке. Дальше разворачивается, увы, типичная для своего времени история — донос ученика, быстрый арест, приговор: 7 лет лагерей за «ослабление советской власти». Одно условно счастливое обстоятельство на фоне всей трагедии: художника не лишили права переписки.

Живопись в письмах

«Мне кажется, я овладел тайной вложить в квадратный вершок, что другие — в метрах. И в маленьком это даже сжатее — яснее выражено чувство и дыхание жизни», — напишет Михаил Соколов Надежде Розановой в декабре 1946 года, уже после освобождения. Некогда успешный, признанный художник, имеющий мастерскую в знаменитом доме художников на Верхней Масловке…

И вот из ГУЛАГа он пишет письма своим друзьям, туда, в прошлую жизнь. В каждый конверт аккуратно вкладывает крошечную миниатюру — размером с этикетку спичечного коробка (буквально, не фигурально!). В основном пишет на курительной бумаге, что продавалась по тридцать листков в упаковке. Рисует всем, что попадется под руку: отсыревшим куском мела, сажей, горелой спичкой…Многие работы были изъяты во время досмотров писем, но часть все-таки дошла до адресатов. Они-то и сохранились.

04_Картины в письмах из ГУЛАГа
Миниатюрные рисунки Михаила Соколова можно увидеть на выставке «“Маленькое” искусство» до 5 сентября 2021 года © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

На нескольких квадратных сантиметрах бумаги, порой меньше фантика или спичечной этикетки, Соколов передает глубину, воздух, свет, тень — жизнь. Жизнь, как будто вокруг нет ГУЛАГа.

«Рисунки делались на маленьких листочках бумаги, иногда на конфетных обертках, пером, карандашом и были чуть подкрашены. В Москве ими любовались как живописными видениями. В них изображались тайга, снег, сосны», — писал об этих работах Николай Тарабукин, советский искусствовед, философ и театровед.

Около Москвы

Михаила Соколова освободят досрочно по состоянию здоровья в 1943-м, но в Москву не пустят. Он будет преподавать рисунок в Рыбинском доме пионеров. В Москву художник вернется в 1947 году. Надежда Розанова и Михаил Соколов заключат наконец брак. Члены правления МОСХ вновь примут его в свои ряды. Художник начнет хлопотать о снятии судимости, станет посещать выставки, строить планы на будущее. К сожалению, в сентябре все того же 1947 года его не станет. Михаилу Соколову было 62 года.

Соколова реабилитируют относительно быстро на фоне тысяч других историй — в 1958 году, ровно через 20 лет после ареста.

05_Картины в письмах из ГУЛАГа
Одна из работ Михаила Соколова в составе экспозиции «“Маленькое” искусство» © Пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

Сегодня работы Соколова находятся в собраниях ведущих музеев страны, в числе которых Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Ярославский художественный музей. Во второй половине ХХ века в России было организовано около 20 персональных выставок художника, а в 2006 году большая монографическая выставка состоялась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

Для справки

Выставка «“Маленькое” искусство» проходит в Еврейском музее и центре толерантности до 5 сентября 2021 года. На ней представлено более 130 небольших, но весьма значимых работ художников, в числе которых Исаак Левитан, Василий Поленов, Валентин Серов, Илья Репин, Михаил Врубель, Лев Бакст, Константин Сомов, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Михаил Соколов. Генеральным спонсором проекта стал банк ВТБ.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

6 августа 2021

<p>Как сделать выставку доступной для каждого — опыт Еврейского музея и центра толерантности</p> Искусство без границ

Как сделать выставку доступной для каждого — опыт Еврейского музея и центра толерантности

8 июля 2021

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка миниатюрных картин знаменитых мастеров Маленькие шедевры больших художников
В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка миниатюрных картин знаменитых мастеров
Все новости