Весенний проект Еврейского музея и центра толерантности исследует вклад еврейских художников в формирование и развитие искусства отечественного авангарда. Банк ВТБ — генеральный партнер выставки «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие».
Работы Натана Альтмана на выставке «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» © Предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Многие крупные мастера, громко заявившие о себе на художественной сцене первых десятилетий XX века, были евреями. Однако мы мало задумываемся о том влиянии, которое национальная и религиозная принадлежность могла оказать на их творчество и судьбу. Еврейский музей исправляет это упущение. В рамках новой выставки столичному зрителю предлагают не только насладиться первоклассной живописью и графикой авангардистов, но и поразмышлять на тему национальных влияний, контекстов и важных культурных еврейских инициатив послереволюционных лет.
Экспозиция объединила более сотни картин и рисунков из ведущих столичных и крупных региональных музеев, а также из частных собраний. Все представленные работы укладываются в четкие хронологические рамки двух пред- и постреволюционных десятилетий — 1910-е и 1920-е.
Начало выставки напоминает о том, что детские годы большинства знаменитых художников-евреев прошли в так называемых «местечках». Это были небольшие национальные поселения вдалеке от столиц, за чертой оседлости, с очень своеобразным и колоритным укладом жизни. В первом зале представлен художественный этнографический материал: еврейские лубки, молитвы, амулеты, а также детские флажки-раскраски для празднования Симхат Торы. И тут же мы наблюдаем, как органично эти народные темы входят в печатную графику и живопись молодых художников.
Отдельного внимания заслуживают автопортрет восемнадцатилетнего Натана Альтмана, предоставленный на выставку потомками мастера, и его очаровательные эскизы городских вывесок. Эти эскизы юноша рисовал перед комиссией лучших маляров города Бердичева для получения диплома ремесленника. Подобный документ дал ему право покинуть территорию черты оседлости и перебраться в столицу. В этом же пространстве представлены собранные из разных уголков страны редкие натюрморты малоизвестного, но очень любопытного еврейского художника — Якова Паина.
Яков Паин. «Пила», 1918–1919 годы, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств © Предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
После революции черта оседлости была отменена, евреи получили право жить в больших городах и создавать национальные объединения. Самым крупным и важным сообществом 1920-х годов стала «Культур-Лига», которая поддерживала образовательные, издательские, литературные, театральные и, конечно, художественные проекты. Членами этого объединения были Марк Шагал, Эль Лисицкий, Марк Эпштейн, Натан Альтман, Роберт Фальк, Соломон Никритин, Давид Штеренберг и многие другие мастера, с чьим творчеством знакомит выставка.
Центральный раздел экспозиции посвящен одному из важнейших достижений художественного отдела «Культур-Лиги» — московской выставке 1922 года, в которой приняли участие три самых знаменитых еврейских художника-авангардиста того времени — Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. Интересно, что архитектура выставочного пространства воспроизводит не только оригинальное трехчастное деление выставки 1922 года (каждому мастеру было выделено свое помещение), но и реконструирует фасад и стены не сохранившегося здания в Леонтьевском переулке. Таким образом, современный зритель может совершить путешествие во времени на сто лет назад — и прогуляться по выставочным залам прошлого.
Экспозиция представляет нам непривычную живопись Альтмана начала 1920-х — картины на грани беспредметности, в которых явно ощущается влияние супрематизма. И наоборот — очень «классические» и любимые натюрморты Штеренберга с их обостренным до крайности вниманием к фактурам и текстурам.
Давид Штеренберг. «Натюрморт с синей вазой», 1920 год, Екатеринбургский музей изобразительных искусств © Предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Центральная комната отведена проекциям знаменитых панно Марка Шагала для оформления Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕТ). Импровизированная архитектура дает представление о том, каким образом висели панно в оригинальном здании театра. Так, вертикальные панно-аллегории (Драма, Музыка, Танец, Поэзия) действительно располагались в простенках между окнами, а над ними под потолком находился длинный узкий фриз с изображением богатого свадебного стола — кульминацией человеческой жизни и счастливым окончанием многих театральных историй.
Зал Марка Шагала — часть выставки «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве © Владимир Вяткин, РИА Новости
Театральная тема продолжается и в третьем зале, где мы видим многочисленные эскизы костюмов и декораций к различным постановкам ГОСЕТа: работы Натана Альтмана, Александра Тышлера, Марка Эпштейна и других. Особенно эффектно выглядят макеты театральных декораций, реконструированные по эскизам и фотографиям и позволяющие оценить новаторские искания художников в сфере сценографии. Яркое впечатление в этом разделе производят нехарактерно экспрессивные работы Роберта Фалька для постановки «Ночь на старом рынке».
Завершающий раздел выставки показывает произведения еврейских художников, созданные в 1920-е — последние годы творческого разнообразия и авангардных экспериментов перед формированием «большого стиля» следующих десятилетий. Кто-то из мастеров здесь представлен своими «фирменными» вещами. Например, Эль Лисицкий — знаменитыми проунами и эскизами электромеханического шоу «Победа над солнцем». Кто-то, напротив, еще только ищет свой путь: Александр Тышлер пробует себя в создании абстрактных цветодинамических конструкций, Александр Лабас экспериментирует с кубизмом, а Иосиф Чайков — с аналитической скульптурой. Для большей наглядности кураторы даже реконструируют в натуральную величину утраченные объекты: гипсовые рельефы Чайкова («Швея», «Скрипач») и скульптуры из дерева и металла Марка Эпштейна («Дама в шляпе», «Рабочий»).
Эль Лисицкий. «Титульный лист папки „Фигурины“ (Figurinen-mappe). Оформление электромеханического шоу на тему оперы „Победа над солнцем“», 1923 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Особого внимания заслуживает и архитектурное оформление выставки. Кирилл Асс и Надя Корбут эффектно работают с геометрией пространства, то подчеркивая его правильные формы, то смело его ломая, разграничивая легкими пилонами и усиливая цветовыми контрастами белого, черного, оранжевого и красного. Создается ощущение, что авангардные структуры выходят за пределы полотен и подчиняют себе всю экспозицию целиком.
Анастасия Мамаева, искусствовед