Есть других запрещено: «Зверский детектив» в РАМТе

28.02.2023

Рассказываем про спектакль по книге Анны Старобинец

В середине декабря на маленькой сцене РАМТа выпустили спектакль, в котором герои-звери потягивают мухито в баре «Сучок», следят за хвостболом по корневизору и обращаются к Мыши-психологу. Театральный критик и режиссер Елена Смородинова рассказывает, как сделан спектакль для детей старше восьми лет и почему взрослым будет любопытно наблюдать за историями жителей Дальнего леса.

Кто такая Анна Старобинец

Анна Старобинец на книжном фестивале «Красная площадь» © Кирилл Каллиников, РИА Новости
Анна Старобинец — писатель, журналист и сценарист, лауреат премии Европейского общества научной фантастики 2018 года в номинации «Лучший писатель Европы». Кстати, эту же премию вместе со Старобинец получил, например, режиссер Люк Бессон в номинации «Лучший драматический показ» за экранизацию комикса «Валериан и город тысячи планет». Тексты Старобинец переведены на английский, французский, испанский и итальянский языки, а ее книга «Посмотри на него», рефлексирующая на тему потери беременности, вошла в пятерку финалистов премии «Нацбест».
Однако театральных работ по текстам Старобинец очень мало, а «Зверский детектив» в инсценировке автора и вовсе перенесли на сцену впервые. Хотя у читателей разных возрастов серия про жителей Дальнего леса пользуется популярностью очень давно.

«Зверский детектив»: стилистика детективов нуар для детского текста

Актеры в сцене из спектакля «Зверский детектив» в РАМТе © Пресс-служба РАМТ
Когда-то Старобинец попробовала найти детективы для старшей дочери, которой было около восьми лет. Результаты поисков писательницу не впечатлили настолько, что она решила написать свой и устроить его по принципу взрослого нуарного детектива, в котором хороших героев нет совсем. В «Зверском детективе», конечно, персонажи не подлецы, но и не однозначные котики и зайчики. И постановка РАМТа, центром которой становится расследование убийства Зайчика, этот тезис поддерживает. Полиция Дальнего леса расследует мошенничество, убийства, похищения. Глава полиции Барсук сначала кажется выгоревшим — по крайней мере, работа уже не так вдохновляет его, как прежде. Впрочем, это не мешает ему придерживаться главного принципа: «Ежу, может, и понятно, а мне непонятно», — и не спешить разбираться с вроде бы очевидным сюжетом. От Зайчика остался пушистый хвостик, естественно, это мог сделать Волк. И это в лесу, где законодательно запрещено есть друг друга, поэтому Волк довольствуется грибным стейком и сверчками. Конечно, у него был мотив! Но, как мы помним, все не так однозначно.

Дальний лес как модель городской реальности

Актеры в сцене из спектакля «Зверский детектив» в РАМТе © Пресс-служба РАМТ
Режиссер Ирина Васильева создает ситуацию, в которой за сюжетом Старобинец легко следить. Маленькая сцена превращена художницей Ниной Юнгвальд-Хилькевич в Бар «Сучок» с неоновой вывеской, который, впрочем, легко трансформируется в другие локации детектива — нору Волка, которая может перейти зайчихе-вдове, отделение полиции Дальнего леса и Ближний лес. Визуально «Зверский детектив» отсылает к стилистике фильмов нуар: сычи-адвокаты — красавицы в строгих костюмах с длинным маникюром, от которых сразу же ждешь подвоха, а второй офицер полиции Барсукот, чье происхождение туманно, напоминает Джонни Деппа в роли Эдварда Руки-ножницы.
Роли жителей Дальнего леса для артистов РАМТа оказываются настоящим подарком: тут и возможность похулиганить, и простор для формирования галереи узнаваемых типажей. Дмитрий Бурукин, например, создает сразу несколько не похожих друг на друга эпизодических персонажей: Грифа, Зайца, Крота и Скворчонка. На его выходе в роли главы строительной бригады Крота взрослому зрителю сложно не вспомнить собственные ремонты, настолько этот Крот напоминает прорабов, из-за которых ремонт часто превращается в процесс, который можно только приостановить. А его жука Жака, пересиливающего себя и отправляющегося в полицию с аргументом: «Как потом буду нашим личинкам в глаза смотреть?» — хочется цитировать.
Актеры Владимир Зомерфельд в роли Барсукота и Алексей Мишаков в роли Барсука (справа) в сцене из спектакля «Зверский детектив» в РАМТе © Пресс-служба РАМТ
Барсукот с невероятной пластикой в исполнении Владимира Зомерфельда — еще молодой полицейский, который хочет самоутвердиться в профессии, но при этом терзается от собственных семейных тайн. Мышь-психолог (Мария Турова) — самодостаточная женщина без возраста, максимально обходительная и умеющая держать дистанцию, но и она может показать когти. В ее неоднозначном образе есть ирония над невероятной популярностью психотерапии в последние годы и стремлением людей переложить ответственность за свою жизнь на детские травмы.
В Дальнем лесу в этот раз все закончится хорошо, а истинный преступник, как и профессионализм Барсука, который раскроет дело, удивят даже взрослых зрителей. «Зверский детектив» — пример актерского ансамблевого театра, где хороший текст стал отправной точкой для актерских фантазий. А режиссер Ирина Васильева затем бережно сконструировала из них простой по форме спектакль, от которого, однако, даже искушенные театралы получат удовольствие. Кстати, после первого показа «Зверского детектива» на лаборатории «Молодые режиссеры — детям», билеты на него были проданы на несколько показов вперед.

Для справки:
Банк ВТБ выступает генеральным спонсором РАМТа и поддерживает громкие премьеры театра. Активное участие в культурной жизни страны — давняя традиция банка.