В Эрмитаже при поддержке ВТБ открывается выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия», приуроченная к 250-летию со дня рождения художника. Ключевого немецкого романтика XIX века многое связывало с Россией. Он дружил с поэтом Василием Жуковским, работы художника по настоянию супруги приобретал Николай I. Эрмитаж собрал более 200 экспонатов: картины и рисунки мастера, архивные документы, предметы прикладного искусства, письма и мемориальные вещи.
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах», до 1823 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Каспар Давид Фридрих родился в небольшом городе Грайфсвальде в семье обычного мыловара. Он был шестым по счету ребенком, воспитывался в строгих условиях, еще в юности лишился матери и братьев с сестрами из-за болезней. Жизнь художника была непростой. Возможно, именно детские переживания повлияли на философскую составляющую его работ.
Фридрих известен всему миру своими величественными и мистическими пейзажами. В его картинах перед зрителем простираются окутанные туманом горы, степи, бушует море. Часто в работах присутствуют человеческие фигуры, которые изображены со спины, — они служат своеобразными проводниками, помогают публике «войти» в пространство картины. Эти фигуры добавляют полотнам мистическую атмосферу: лиц персонажей не видно, но они вместе с нами наблюдают величие первозданной природы, размышляют о жизни, одиночестве, любви и смерти. Пейзажи Фридриха — это места без времени и конкретики, здесь нет нужды в достоверном изображении травы, воды, скал и деревьев. Это отражение внутреннего состояния, не зря выставка в Николаевском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге называется «Ландшафт души».
Эрмитаж собрал более 200 экспонатов из 15 российских музеев: 11 картин и 16 рисунков Фридриха, архивные документы, предметы прикладного искусства, письма и мемориальные вещи. Россия с особенной любовью относилась к немецкому романтику — здесь художник нашел друзей и ценителей своего искусства. Кураторы выставки постарались сделать акцент на взаимосвязи двух культур.
«Фридрих — гордость Германии и гордость Эрмитажа. Наша коллекция не только исключительно хороша, но и окружена романтической историей русской любви к Фридриху, образами Николая I, Александры Фёдоровны, Жуковского. Вся эта история — особый пример причудливых связей русской культуры с культурой европейской», — отметил Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.
Среди ключевых экспонатов — портрет Василия Жуковского и его друзей, братьев Сергея и Александра Тургеневых, написанный Фридрихом. Поэт с художником дружили почти 15 лет, регулярно ездили друг к другу в гости. Александр Тургенев, историк и публицист, также заходил к Фридриху в мастерскую, чтобы заказать себе пейзаж. Его очаровывала мечтательность картин и неопределенность их сюжета, который даже сам художник был не в состоянии объяснить.
«В предметах природы часто избирает он самое простое положение: льдину, волнуемую в море; несколько деревьев, в долине растущих; окно его комнаты; задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь; монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Так и слова его: он сам говорит, что объяснить ни мысль, ни картины, их изображающие, не может, а всякий пусть находит свое…» — писал Александр Тургенев.
Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца (Братья)», около 1835 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Еще один важный ценитель творчества Фридриха в России — император Николай I. Он приобретал работы мастера под влиянием своей супруги Александры Фёдоровны (урожденной принцессы Прусской), страстной поклонницы художника. Именно благодаря покупкам императора в Эрмитаже образовалась первоклассная коллекция произведений немецкого романтика. На выставке особенно выделяется полотно «На паруснике» — метафорический автопортрет художника с женой и, вероятно, подарок Николая I супруге.
В центральном зале представлены не только картины, но и редкие по качеству рисунки Фридриха сепией. Многие из них — полноценные аналоги его живописных композиций. В соседних залах можно увидеть рисунки Василия Жуковского, предметы из художественной коллекции императрицы Александры Фёдоровны, а также работы русских художников, в которых отразился романтический взгляд на ландшафты Российской империи: например, картины с видами Кавказа, написанные поэтом Михаилом Лермонтовым. Все вместе они помогают проследить за тем, как распространялись в среде российских интеллектуалов знания о Фридрихе и как усваивались принципы романтического пейзажа.
Нельзя не упомянуть участие в выставке студентов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Специально для проекта они по эскизам и описаниям реконструировали утраченные транспарентные картины художника, которые тот создавал в конце жизни. Отличительная особенность этих работ — полупрозрачная основа, благодаря которой произведения могут частично пропускать свет.
Музыкальное сопровождение выставки создано партнерами ВТБ. Пятая симфония Густава Малера в залах звучит в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. А коллектив musicAeterna подобрал музыкальные композиции к художественным произведениям и реконструкциям, представленным на выставке: на экспликациях к этим работам размещены QR-коды, пройдя по которым, посетители услышат подобранную музыку.
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже продлится до 13 апреля 2025 года.