Эдуард Мане: человек, который изменил искусство

27.01.2023

Рассказываем, как Мане мечтал об одобрении критиков и публики, а потом стал революционером в искусстве.

Как сформировался Мане-человек и Мане-художник

Надар. Фотография Эдуарда Мане, около 1867 года © Public Domain
Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Его отец, важный человек в Министерстве юстиции, не поощрял интерес сына к живописи и прочил ему карьеру юриста. На защиту юного Мане встал его дядя по материнской линии — он записал племянника на лекции по живописи и взял на себя связанные с этим расходы.
В 15 лет, не сдав вступительные экзамены в мореходную школу, Мане отправился в учебное плавание. Судно посетило Бразилию — и эта экзотическая страна произвела на юного Мане огромное впечатление. Из поездки он вернулся со множеством рисунков и набросков. И только тогда отец понял, что у сына исключительный художественный талант.
Через три года Мане поступил в мастерскую художника Тома Кутюра. Классическая академическая живопись была ему чужда, и он часто путешествовал в поисках вдохновения и новых идей: был в музеях Венеции, Флоренции, Дрездена, Праги, Вены, Мюнхена.
В середине 1850-х Мане стал перспективным художником. Он начал посещать салоны и знакомиться с творческой элитой. Арендовал помещение под мастерскую и стал усердно работать, стараясь добиться одобрения Кутюра. Интересно, что Мане не хотел быть буржуазным или академическим художником и однажды даже крупно поругался с учителем из-за этого; но тем не менее хотел, чтобы Кутюр восхищался его работами. У Мане всегда была жажда признания — он пронес ее через всю жизнь и именно она была его основной движущей силой.

Парижский салон, борьба с академизмом и признание отца

В 1859 году Эдуард Мане решил представить свои работы на Парижском салоне — самой престижной выставке Франции. Он подготовил картину «Любитель абсента». Вот она:
Эдуард Мане. «Любитель абсента», 1859 год, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген © Public Domain
Из членов жюри Салона только Эжен Делакруа, сам отошедший от четких правил академизма, проголосовал за картину. Остальные, включая Кутюра, проголосовали против. Судьи посчитали картину слишком необычной: вместо привычного для художников тех времен аллегорического изображения проблемы Мане написал неприкрыто реалистичный портрет пьяницы. Он не использовал дальние планы, хотя тогда в академических кругах была обязательна классическая перспектива для придания картине глубины. Кроме того, стол с бокалом нарисован под неестественным углом относительно прочих предметов на полотне, а тень мужчины отличается от его положения.
После «Любителя абсента» Мане написал «Музыку в саду Тюильри»:
Эдуард Мане. «Музыка в саду Тюильри», 1862 год, Лондонская Национальная галерея, Лондон © Public Domain
В саду Тюильри по выходным собирались представители парижской богемы — они прогуливались и вели светские беседы. Тематика картины и техника ее написания вызвали у публики и критиков замешательство. Обычно подобные сцены использовали только для иллюстрирования журналов. Также Мане отверг все правила тщательной проработки деталей — при близком рассмотрении лица людей на картине становятся почти неразличимыми, абстрактными.
В 1861 году Парижский салон все же принял две картины Эдуарда Мане. Одна из них — «Испанский гитарист» — получила награду:
Эдуард Мане. «Испанский гитарист», 1860 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк © Public Domain
Мане получил признание публики и своего отца. Огюст с гордостью демонстрировал гостям вторую картину, принятую на выставку, — его портрет с женой:
Эдуард Мане. «Огюст и Эжени Мане, родители художника», 1860 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain
В 1863 году Мане представил Парижскому салону три картины для выставки, но все они были отклонены. Впрочем, в тот год еще 2800 картин были отвергнуты — политика Салона стала более строгой.

«Салон отверженных», непристойные картины и будущие импрессионисты

В 1863 году художники, чьи картины не были одобрены членами жюри, обратились за помощью к Луи Мартине, одному из организаторов Салона. Они попросили его провести отдельную выставку специально для них. Мартине не был уверен, что это хорошая идея, но все решило вмешательство Наполеона III — он потребовал показать картины вне Парижского салона. Так появился «Салон отверженных».
На первой выставке Салона отверженных Эдуард Мане показал «Завтрак на траве»:
Эдуард Мане. «Завтрак на траве», 1863 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain
Посетители выставки и критики посчитали картину вульгарной и нашли множество технических недочетов, включая несоразмерность предметов и неправильную перспективу. Мане стал самым обсуждаемым художником выставки, правда, его слава была совсем не той, к которой он стремился.
Позднее «Завтрак на траве» получил заслуженное признание и даже стал символом Салона отверженных, а многие художники-экспериментаторы копировали прием Мане со сжавшейся перспективой.
В 1865 году Эдуард представил публике «Олимпию»:
Эдуард Мане. «Олимпия», 1863 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain
Эту картину тоже посчитали непристойной. Началась травля Мане со стороны чиновников от искусства. Из-за этого художник сблизился с группой молодых творцов, ищущих новое в живописи. Среди них — Поль Сезанн, Эдгар Дега и Клод Моне. Они становятся его друзьями и последователями. Все они — будущее импрессионизма.

Импрессионизм, официальное признание и атаксия

В начале 1870-х Мане еще ближе сошелся с импрессионистами. Но при этом не хотел участвовать в их выставках. Он все еще мечтал добиться признания официального Салона. В 1873 году Мане написал «За кружкой пива»:
Эдуард Мане. «За кружкой пива», 1873 год, Художественный музей Филадельфии © Public Domain
Впервые за почти 15 лет картина Мане пришлась по вкусу публике. Но в последующие годы ряд картин художника снова были отклонены.
В 1879 году выяснилось, что Мане болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь ограничивала его художественные возможности. Последняя большая работа Мане, которую он написал уже в период заболевания, — «Бар в "Фоли-Бержер"»:
Эдуард Мане. «Бар в "Фоли-Бержер"», 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон © Public Domain
Картина выставлялась в Парижском салоне в 1882 году и получила восторженные отзывы. Эдуард Мане наконец стал уважаемым академическим кругом художником — именно к этому он стремился всю творческую жизнь.
После выставки здоровье художника продолжало ухудшаться. В апреле 1883 года Мане скончался. На его похороны пришел весь высший свет Парижа.
Творчество Эдуарда Мане оказало огромное влияние на всю современную живопись. Он — один из родоначальников импрессионизма, хотя сам и не считал себя таковым.
В 1884 году друзья художника организовали его посмертную выставку. На ней было окончательно решено: Мане — художественный гений.
Интересно, что Мане мечтал построить карьеру художника в официальном Салоне и жаждал признания классиков. А в итоге стал самым ярким революционером в истории живописи 19 века. В России увидеть работы выдающегося француза можно в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Банк ВТБ выступает партнером музея и поддерживает его выставки и другие культурные мероприятия.