Диалоги цивилизаций на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в Пушкинском музее

12.12.2024

Дмитрий Мельников. «Портрет Сергея Ивановича Щукина», 1913–1914. На выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
В Пушкинском музее 26 ноября открылся долгожданный выставочный проект «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство», посвященный коллекции Сергея Щукина, знаменитого московского мецената. Вторая часть названия ясно дает понять, что зрителей ждут неожиданные открытия. Что собирал Сергей Иванович, кроме знаменитых французских художников (Анри Матисса, Поля Сезанна, Поля Гогена, Эдгара Дега), какие вещи ему нравились и присутствовали в интерьерах его дома? Именно такой, камерный, но глубоко научный подход лежит в основе выставки. Это попытка реконструировать особую логику повседневности Щукинского особняка в Большом Знаменском, которая была бы невозможна без кропотливой работы с архивами и активного межмузейного диалога, ведь огромное собрание Сергея Щукина разошлось после революции по профильным музеям, а частично было продано на аукционах.
Проект объединил вещи со всей России: помимо экспонатов из музеев и организаций Москвы и Санкт-Петербурга, в нем участвуют предметы из Махачкалы, Якутска, Астрахани. Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва отдельно отметила на открытии вклад ВТБ как генерального спонсора, поблагодарив «за веру» в то, что такие необычные и сложные выставки достойны внимания и интереса публики.
Экспозиция расположилась в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Щукин на выставке предстает как сложившийся куратор в самом современном смысле слова, смело и оригинально сочетавший предметы в интерьерах своего особняка. Логика построения экспозиции и расстановка акцентов намекают, что нам предстоит путешествие. И каждый выбирает сам, будет ли это путешествие по странам и цивилизациями (а здесь и Египет, и Китай, и средневековая Германия) или перемещение по комнатам жилого особняка. Почти сразу становится очевидно, что зрителю предлагают представить себя в гостях у Сергея Ивановича и пройтись через анфиладу залов, дивясь разнообразию предметов, привезенных им в Москву из разных уголков мира.
Зал «Египетские путешествия» на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Выставка открывается рассказом о путешествии Щукина в Египет, сразу предлагая нам совершенно новый контекст для восприятия его как коллекционера и как человека. Здесь — впервые расшифрованный дневник путешествия, открытки и фотокарточки, предметы египетской коллекции, которые сам Щукин, скорее всего, соотносил с работами Пикассо и Гогена, представленными здесь же. Как поясняет куратор выставки Алексей Петухов, Щукин намеренно покупал вещи, нетипичные для большинства египетских коллекций, делавших упор на «элегантное» искусство. Он останавливался на «грубых, фактурных, схематичных, простых» предметах, напоминавших ему о художественных поисках французских художников-постимпрессионистов. Далее следует Восток, в котором китайской живописи вторят фигуры Сезанна и Дерена: каждый предмет хорош сам по себе, но еще интереснее и необычнее они смотрятся в столь неожиданном соседстве, придуманном самим коллекционером.
Зал «Парижский Восток» на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Выставка состоит из камерных открытий. Для начала — «Зал старых мастеров», в котором была сделана попытка не только воссоздать элементы интерьера дома Щукина (здесь же можно свериться с оригинальными фотографиями), но и объединить соответственно его идее неожиданные предметы: европейскую живопись и испанскую керамику, русские шитые образа и тибетскую икону-танку. Из него посетители попадают в небольшую «капеллу», где разместились образцы готической и барочной деревянной скульптуры, которые Сергей, скорее всего, получил после смерти младшего брата Ивана, тоже коллекционера, и хранил как память о нем. Здесь же представлены некоторые книжные сокровища из библиотеки Щукина, подобранные таким образом, чтобы наиболее выпукло представить его обширные интересы.
Основательный научный подход куратора выставки Алексея Петухова читается в каждом разделе экспозиции благодаря отдельным витринам с документами: акты музейной передачи и застывшая в цифрах история рассеивания коллекции необходимы, чтобы проиллюстрировать масштабы реализованной затеи. Свитки из Музея Востока, вазы из музея-заповедника «Останкино и Кусково» и скульптуры из Махачкалы, мебель из Третьяковки и даже Академии художеств, танка из Якутска — охват задействованных музеев впечатляет. Становится очевидным колоссальная работа, проведенный организаторами выставки для поиска и сбора вещей, которые вряд ли вновь в ближайшее время окажутся в одном пространстве. Эти экспонаты когда-то были частью оформления дома, и, заново соединяя их, кураторы воссоздают для нас давно утраченные контексты и намеки, известные лишь владельцу и членам его семьи. Кстати, никто из них не забыт: ни братья-коллекционеры Пётр, Дмитрий и Иван, вкусы которых угадываются в некоторых предметах коллекции, ни сын Сергея Щукина Иван, чье имя до этого проекта оставалось в тени.
На выставке четко выверенное, не чрезмерное количество экспонатов, каждый предмет — отдельный герой. И за этим очень хорошо читается характер самого коллекционера, его утонченный стиль и одновременно склонность к экспериментам, особой организации пространства. Возможно, именно поэтому архитектура выставки максимально незаметна: даже названия залов, призванные намекнуть на логику смены «историй», выполнены неброскими буквами такого же пыльно-белого цвета, что и остальные пространства. В этом обрамлении любой предмет начинает играть по-новому. Но еще интереснее, когда они выстраивают диалоги. Наиболее ярко это отражено в разделе, посвященном знаменитой Розовой гостиной, интерьер которой придумывал и собирал Анри Матисс, когда гостил у Щукина в 1911 году. На выставке удалось воссоздать несколько «пассажей», впервые объединив не только живопись Матисса, но и предметы интерьера, в котором каждая деталь оказалась на своем месте, каждый элемент — часть кураторской игры.
Зал «Розовая гостиная» на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Необычно устроен последний зал, посвященный иконам из щукинского особняка, причем не только коллекционным экземплярам, но и настоящим молитвенным образам, которые чудом сохранились в Музее истории религий.
На выставке много «подарков» для зрителя, в основном они связаны с экспонатами, которые в ближайшее время вряд ли будут вновь доступны публике. Это и якутская танка, и некоторые китайские свитки, и, конечно, удивительный эскиз к картине «Красная гостиная», который Матисс отправил Щукину письмом, чтобы заинтересовать его своим новым масштабным полотном. Проект «Неизвестный Щукин» — это в какой-то степени выставка-ребус, и на каждом шагу — выставка-удивление. Знакомые экспонаты предстают в новом обрамлении, но в основном перед зрителем — новые истории, которые нужно читать, и диалоги между предметами, в которые предстоит внимательно «вслушиваться».
Иллюстрации: Антон Баклыков, предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Полина Коротчикова, искусствовед