Петр Сейбиль
29 июн 2012

Я простой кинорежиссер

На 34-м ММКФ представлено немало интересных фильмов. Но «Дверь» Иштвана Сабо стоит особняком.

Иштван Сабо – живой классик европейского кино, лауреат всех самых престижных мировых фестивалей, режиссер, стоящий в одном ряду с Бергманом, Вайдой и Антониони.  Его новая картина «Дверь» представлена в основном конкурсе 34-го Московского Международного кинофестиваля. История разворачивается на фоне драматических событий в Венгрии 1960-х. Одну из главных ролей в фильме исполняет знаменитая Хелен Миррен. Иштван Сабо прибыл в Москву и ответил на вопросы журналистов.

– Вы венгерский режиссер, снимаете английскую актрису с русскими корнями, в фильме говорят по-английски. Можно ли сегодня говорить о национальном кинематографе или кинематограф уже стал всеобщим?

– Мы не можем говорить о каком-то интернациональном киноискусстве в наше время. Несмотря на то, что в моем фильме участвовали актеры из разных стран, но все-таки корни режиссера, его культурный код первичны в фильме. Кроме того, сценарий фильма написал венгр, и сам роман был написан венгерской писательницей. Т.е. корни этой киноленты в основном являются венгерскими. Но бывают такие ситуации, когда человек не находит актера соответствующего характера на нужную роль и он вынужден искать его в других странах. Со мной такое происходило часто и раньше. Это вполне естественная вещь.

«Именно Миррен часто выбирают на роли королев. Она такой человек, который может оказывать сильное влияние на окружающих.»

– И что же вы нашли в Хелен Миррен? Ее героиня парадоксальна: она и как доверчивый ребенок, и ученая жизнью старуха, и полностью закрытый человек?

– Все это присутствовало в самом романе. Потому что роман посвящен очень сильной личности, сильной женщине. 

Это индивидуальность, которая излучает внутреннюю силу. Это человек с сильнейшим внутренним стержнем. Хелен Миррен как раз такой человек. Поэтому именно Миррен часто выбирают на роли королев. Она такой человек, который может оказывать сильное влияние на окружающих.

– Расскажите, как вам с ней работалось?

– Хелен Миррен – мощный профессионал, очень хорошо подготовленная актриса. Она знает все ноты своего голоса. У меня, конечно, было свое представление, толкование образа. Нельзя подойти к актеру, если ты не имеешь своей концепции. И мы начали обсуждать. В течение трех дней до начала съемок мы проговорили буквально каждую букву сценария, все значения слов, что кроятся за той или иной мыслью. 

Мы обсуждали каждый эпизод до тех пор, пока не достигали единого мнения. И после этого дисциплинированно вели съемки.

– Все ваши фильмы посвящены прошлому. Современность вам не интересна?

– Я не философ и не эстет. Я простой кинорежиссер. Память, воспоминания и история важны для каждого человека по-своему. Для меня они означают то же самое, что для каждого человека в Центральной Европе. Последние сто лет были самыми страшными из тех, что пережило человечество. Две мировых войны, разгромы и революции, миллионы погибших людей. Почти в каждой семье есть жертвы. Все страдали.