В этом году — 160 лет со дня рождения знаменитого русского театрального деятеля Константина Станиславского. Вспоминаем его жизнь и наследие, которое он оставил.
Николай Ульянов. «К.С. Станиславский за работой», 1947 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © РИА Новости
Семейный театр и смена фамилии
Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. Он родился в Москве в 1863 году, его отец занимался торгово-промышленным делом и был родственником мецената Саввы Мамонтова и коллекционеров Третьяковых.
В семье Алексеевых любили театр. В их московском доме был отдельный зал для представлений, а в загородном имении в Любимовке — целый флигель. В 14 лет Константин впервые принял участие в домашнем спектакле.
Неизвестный автор. Фотография Константина Станиславского, около 1912–1914 годов © Public Domain
В первые годы карьеры будущий режиссер сменил фамилию и стал Станиславским. На такой шаг он пошел из-за происхождения: в семьях крупных предпринимательских династий игра сцене считалась интересным увлечением, но никак не работой. А выбор именно такой новой фамилии связывают либо со значением имени Станислав — ставший славным, либо с актером-любителем Алексеем Марковым, который выступал под фамилией Станиславский.
Несколько лет он был актером, а потом решил сам поставить спектакль. Его первым режиссерским экспериментом стали «Горящие письма». А в 1891 году, когда он стал режиссером всего Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), под его руководством вышли спектакли «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Много шума из ничего».
Немирович-Данченко и создание МХТ
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Фотография 1928 года © РИА Новости
В 1898 году Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский создали новый театр. Система существовавшего тогда драматического театра была несовершенной, и они ощущали потребность в реформах. Режиссеры собрали труппу из учеников Немировича-Данченко и актеров-любителей из МОИиЛ и договорились, что основные принципы их театра — единство коллектива, достоверность исторической и бытовой атмосферы на сцене и подчинение всех деталей спектакля одному замыслу. Организацию назвали Художественно-общедоступным театром, а его первой постановкой стала трагедия «Царь Федор Иоаннович».
Множество ярких спектаклей — «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и другие — Станиславский и Немирович-Данченко поставили вместе. Потом их взгляды начали разниться, и режиссеры решили делать каждый свои постановки. При этом они продолжали руководствоваться главными принципами своего театра, который к тому моменту уже назывался Московским художественным театром — МХТ.
Система Станиславского, или «Не верю!»
Неизвестный автор. Фотография Константина Станиславского, около 1900 года © Public Domain
В 1900–1910 годах Константин Станиславский разработал метод актерской техники и теорию сценического искусства, которая была названа в честь создателя — системой Станиславского. Цель системы — достичь полной психологической достоверности игры. Иными словами, актер должен максимально вжиться в роль, чтобы окружающие поверили ему. Если на репетициях Станиславского кто-то из труппы фальшивил, режиссер громко говорил: «Не верю!» Эта фраза стала легендарной.
Интересно, что толчком к созданию такой системы стал недостаток самого Станиславского: в детстве у него была боязнь публики, которая вернулась на первых спектаклях их с Немировичем-Данченко театра. Чтобы преодолеть эту боязнь и механичность игры, Константин и решил разработать актерскую методику.
Станиславский предложил разделить актерскую игру на три составляющие: ремесло, искусство представления и искусство переживания.
Ремесло основано на использовании штампов, благодаря которым зритель может понять, какую эмоцию демонстрирует актер.
Искусство представления означает, что во время репетиций актер на самом деле испытывает чувства героя. А во время спектакля он только воспроизводит их форму, то есть создает внешний рисунок роли.
Искусство переживания подразумевает, что актер действительно чувствует то, что чувствует его герой, то есть фактически становится им.
Система заложила основы современной науки о театре. А еще она послужила базой для создания основной методики актерской подготовки в США. По методу Станиславского учились такие звезды Голливуда, как Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Роберт де Ниро, а лауреат премии «Оскар» Аль Пачино однажды заявил: «Я не из Голливуда. Я из Станиславского». До сих пор наставления Станиславского активно используются в театральных учебных заведениях в разных уголках мира.
Театр и Станиславский после революции
Константин Станиславский с актерской труппой, 1922 год © Public Domain
После революции 1917 года для театра Станиславского наступили непростые времена. Режиссер попал в плен к большевикам. Для Станиславского все закончилось хорошо, но в целом атмосфера была кризисной. Часть труппы в 1919 году поехала на гастроли и оказалась изолированной от Москвы из-за военных событий. Впрочем, уже в 1922 году ситуация улучшилась — Константин Сергеевич вывез театр на продолжительные гастроли по странам Америки и Европы.
В 1920–1930-х годах Станиславский отстаивал ценности русского сценического искусства. Критики уверяли, что художественный театр умер, а режиссер доказал обратное, гениально поставив «Горячее сердце» Островского в 1926 году и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше в 1927.
Последние годы жизни, спектакли и музей
Неизвестный автор. Константин Станиславский, 1938 год © Public Domain
В 1928 году у Станиславского случился сердечный приступ. Врачи запретили ему выходить на сцену. В следующем году Константин Сергеевич вернулся к работе, но не играл роли, а дорабатывал свою систему и наставлял артистов. А еще ставил оперы в собственной студии (сегодня это Московский академический Музыкальный театр): «Майскую ночь» и «Золотого петушка» Римского-Корсакова, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Богему» Пуччини, «Кармен» Бизе и другие.
В 1936 году Константин Станиславский стал первым человеком, которому присвоили звание «Народный артист СССР» за вклад в развитие театрального искусства. Собственно, он и стал человеком, который сделал режиссуру профессией. Он создал новую эстетику сценического искусства, где все, от музыки и декораций до игры актеров, согласовано и подчинено единому замыслу спектакля.
Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Дети режиссера — дочь Кира и сын Игорь — были хранителями Дома-музея Станиславского. Этот музей открыт и сегодня, он находится в особняке в Леонтьевском переулке. Константин Сергеевич жил там в 1921–1938 годах. В музее хранится мебель, костюмы, фотографии и архивные документы — все, что помогает нам лучше узнавать и понимать гениальность Станиславского.
Увидеть, как развиваются принципы Станиславского в современности, можно на сцене МХТ имени Чехова. Театр предлагает зрителям и новое прочтение классики, и экспериментальные постановки молодых авторов. Банк ВТБ поддерживает театр и его проекты.